Уголовное преследование как функция государства
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»
Факультет Юридический Специальность 021100 Кафедра 94
К ЗАЩИТЕ ДОПУСТИТЬ
Зав. кафедрой
____д-р. юрид. наук, проф. ______________ Х.Х. Лойт
должность, уч. степень, звание подпись, дата инициалы, фамилия
Декан факультета
д-р. юрид. наук, проф. ______________ В.М. Боер
должность, уч. степень, звание подпись, дата инициалы, фамилия
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему: Уголовное преследование как функция государства
Выпускную квалификационную работу выполнил (а)
Студент (ка) группы № 9933 ________________ ____Р.В. Сергеев
подпись, дата инициалы, фамилия
Руководитель выпускной квалификационной работы
___д-р. юрид. наук, доцент_ ________________ Ф.Ю. Сафин
должность, уч. степень, звание подпись, дата инициалы, фамилия
Рецензент выпускной квалификационной работы
_____кан-т. юрид. наук____ ________________ _ О.В. Лукичёв
должность, уч. степень, звание подпись, дата инициалы, фамилия
Санкт-Петербург
2004
УГОЛОВНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение С. 3-4
ГЛАВА 1. государство как орган, реализующий уголовное преследование с. 5-46
§ 1. Понятие и основные функции государства С. 5-20
§ 2. Развитие института уголовного преследования в отечественном и зарубежном законодательстве С. 21-32
§ 3. Социальная обусловленность, понятие и содержание уголовного преследования С. 33-46
___________________________________________________глава 2. реализация функции уголовного преследования С. 47-68
§ 1. Правовое закрепление функции уголовного преследования в действующем уголовно-процессуальном законодательстве РФ С. 47-56
§ 2. Международное сотрудничество в области уголовного преследования С. 57-68
Заключение С. 69-71
Список использованных источников С. 72-78
Санкт-Петербург
2004
Введение
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что современный этап развития уголовно-процессуального законодательства напрямую связан с происходящими в России экономическими и политическими преобразованиями, которые определили необходимость коренного реформирования правовой системы и, соответственно, обусловили принятие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ) 2002 года. Для нового законодательства характерны, с одной стороны, преемственность с УПК РСФСР, а с другой - возвращение к "забытым" институтам.
Восстановление института уголовного преследования еще раз заставляет перелистать страницы истории России, проследить особенности нормативного закрепления названного института в законодательстве зарубежных государств, с тем, чтобы обеспечить возможность осуществления уголовного преследования в соответствии с современными реалиями общественной жизни и международно-правовыми стандартами.
Вместе с тем институт уголовного преследования восстановлен в УПК РФ без достаточно глубокого теоретического исследования, что влечет за собой значительные трудности его применения в практической деятельности. Так, существуют определенные проблемы теоретического и практического характера, связанные с самим понятием уголовного преследования, его содержанием, особенно в ходе досудебного производства по уголовному делу, распространением на ту или иную стадию уголовного процесса и, соответственно, кругом участников, его осуществляющих.
В юридической литературе дореволюционного периода уголовное преследование было предметом исследования многих выдающихся юристов: Н.В. Муравьева, В.К. Случевского, Д.Г. Тальберга, И.Я. Фойницкого и других.
В советский и постсоветский период функция уголовного преследования нашла свое отражение в работах Н.С. Алексеева, В.В. Вандышева, В.М. Волженкиной, Л.В. Головко, З.З. Зинатуллина, С.М. Казанцева, А.М. Ларина, Я.О. Мотовиловкера, А.В. Смирнова, А.Б. Соловьева, М.С. Строговича, А.Г. Халиулина, М.А. Чельцова, В.В. Шимановского, Н.А. Якубович и других.
Высоко оценивая труды указанных авторов, следует признать, что ряд проблем, связанных с содержанием и осуществлением уголовного преследования, остается до настоящего времени, несмотря на законодательное закрепление, дискуссионным. В связи с этим существует необходимость исследования рассматриваемого института уголовно-процессуального права применительно к новым историческим условиям, в свете идей осуществляемой правовой реформы России.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование положений, которые в своей совокупности определяют теоретическую основу института уголовного преследования.
Правовую основу исследования составляли международные договоры России, Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон РФ "О прокуратуре Российской Федерации" и иные нормативно-правовые акты.
#"#_ftn1" name="_ftnref1" title="">[1]
В этом определении выделены наиболее существенные признаки функций государства.
1. Функции государства непосредственно выражают и предметно конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущность. Их содержание учитывает классовые, групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов общества.
2. В функциях государства воплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису, реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международной арене.
3. Функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Государство выполняет свое социальное назначение посредством осуществления соответствующих ему функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направления его деятельности.
4. В функциях государств различных исторических типов проявляются и объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни обществ.[2]
В определении направленности деятельности государства решающими факторами являются: сущность государства и его социальное назначение, в постановке его целей и задач на соответствующем этапе развития общества.
Функции государства - это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства на определенном направлении и обеспечивающие ее средства и способы.
Исторический опыт дает теории государства основание утверждать, что с эволюцией государства меняется и деятельная сторона государства, эта деятельность наполняется новым содержанием, возникают новые структуры государства, иные средства и способы, обеспечивающие функции государства. Изучение эволюции функций государства позволяет избежать типичных, для разных этапов развития государств, ошибок. [3]
В теории государства наиболее распространено и признаваемо членение функций (по направленности) на внутренние и внешние, т. е. на определение деятельности государства по отношению к обществу, особой организацией которого и является государство (внутренняя функция), и по отношению к другим государственно-организованным обществам, другим государством (внешняя функция)". Мною были рассмотрены несколько источников, я полностью согласен с точкой зрения Венгерова А.Б., ниже будет рассмотрено деление функций по сфере влияния на внешние и внутренние.
Если внутренние функции характеризуют цели и задачи государства внутри данной страны, то внешние раскрывают специфику его интересов в межгосударственных отношениях, в международном общении. Системы внешних и внутренних функций тесно связаны между собой, взаимодействуют в определенном единстве, дополняя друг друга. Среди внутренних и внешних функций государства различаются функции основные и неосновные. [4]
Основные функции — это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период.
Основные функции государства группируют по наиболее важным направлениям государственного воздействия на общественные отношения, множество других его функций, именуемых неосновными функциями. Последние, будучи составными структурными частями основных функций, представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, и в этом смысле более узкой сфере общественной жизни. [5]
Необходимо помнить, что термин "неосновные функции" условный. Его употребление правомерно лишь постольку, поскольку помогает выделить из множества различных государственных функций более широкие по объему и общие по содержанию основные функции государства.
Важно подчеркнуть, что основная функция — не конгломерат, а определенная, проникнутая внутренним единством и целеустремленностью система многочисленных направлений деятельности государства. Эта система отличается от составляющих ее элементов. Поскольку не возможно охватить весь спектр функций Российского государства в одной работе, мы будем рассматривать только основные функции государства на современном этапе.
Российскому государству присущи следующие основные внутренние функции:
1.обеспечение народовластия;
2.экономическая;
3.социальная;
4.развития культуры, науки и образования;
5.экологическая;
6.налогообложения и взимания налогов;
7.охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка. [6]
Последовательное продвижение национальных интересов через открытость и сотрудничество в международных отношениях обеспечение благоприятных условий для внутреннего развития и продолжения реформ — таковы задачи внешней политики Российского государства в современный период. Сообразно этому оно осуществляет следующие основные внешние функции:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10