Уголовные наказания за налоговые преступления: понятие, виды и правила их назначения

2.6 Лишение свободы на определенный срок


Лишение свободы на определенный срок на основании ст. 56 УК РФ, заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение или помещения в исправительную колонию общего, строгого или особого режима, воспитательную колонию либо в тюрьму. Лишение свободы наряду со штрафом является наиболее распространенным наказанием за налоговые преступления (из всех налоговых преступлений данное наказание не предусмотрено только за занижение размеров платежей за землю - ст. 170 УК РФ). В большинстве норм о налоговых преступлениях лишение свободы предусмотрено в качестве альтернативного наказания (кроме ч. 4 ст. 183 УК РФ), а потому согласно ч. 1 ст. 60 УК РФ должно применяться судом только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания. При осуждении лица суд сначала должен обсудить вопрос о назначении наказания, не связанного с лишением свободы. В случае назначения лишения свободы это решение должно быть мотивировано в приговоре (п. 3 ППВС от 11.06.99 N240).

Лишение свободы назначается только в качестве основного вида наказания и только в случаях, предусмотренных в нормах Особенной части УК РФ. Лишение свободы может применяться практически к любым лицам, подлежащим уголовной ответственности. Лишь к несовершеннолетним, осужденным за совершенное впервые преступление небольшой тяжести, наказание в виде лишения свободы не может быть назначено. Лишение свободы представляет собой срочное наказание (исчисляется в годах и месяцах). Согласно ч. 2 СТ. 56 УК РФ минимальный срок лишения свободы с 12.12.2003 составляет 2 месяца. Максимальный срок лишения свободы, по общему правилу, составляет 20 лет, а для лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет, - 10 лет. Вместе с тем, УК РФ обычно предусматривает более короткие сроки лишения свободы в отношении налоговых преступлений:

• до 1 года - за преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 195, ч. 1 ст. 198 УК РФ;

• до 2 лет - за преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 183, ч. 1 ст. 194, ч. 1 ст. 195, ч. 1 ст. 199, ч. 1 ст. 199-1, ч. 3 ст. 325 УК РФ;

• до 3 лет - за преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 171-1, ч. 2 ст. 183, ч. 2 ст. 198, ч. 1 ст. 327-1 УК РФ;

• до 4 лет - за преступление, предусмотренное ст. 173 УК РФ;

• до 5 лет - за преступления, предусмотренные ч. 3 ст. 183, ч. 2 ст. 194, ст. 199.2, ч. 2 ст. 327.1 УК РФ;

• до б лет - за преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 171.1, ч. 2 ст. 199, ч. 2 ст. 199.1 УК РФ;

• до 10 лет - за преступление, предусмотренное ч. 4 ст. 183 УК РФ.

 

Глава 3. Назначение наказания

 

3.1. Правила назначения наказаний


Правила назначения лицам, осужденным к лишению свободы, вида исправительного учреждения определены в ст. 58 УК РФ.

При совершении тяжких преступлений в качестве дополнительного наказания суд может назначить лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст. 48 УК РФ). В порядке назначения наказания более мягкого, чем предусмотрено за совершенное преступление (ст. 64 УК РФ), в качестве основного наказания за большинство налоговых преступлений лицам, не имеющим основного места работы; могут быть назначены исправительные работы (ст. 50 УК РФ). С 12.12.2003 из системы уголовных наказаний исключена конфискация имущества. Однако УПК РФ предусматривает так называемую «специальную конфискацию» как средство восстановления нарушенного положения (меру особого характера, не являющуюся уголовным наказанием). Согласно ч. 3 ст. 81 УПК РФ конфискации (обращению в доход государства) на основании приговора суда подлежат орудия преступления, принадлежащие обвиняемому, предметы, запрещенные к обращению, имущество, деньги и иные ценности, полученные в результате преступных действий или нажитые преступным путем, которые были вещественными доказательствами по уголовному делу (при условии, что у указанных предметов нет законных владельцев). В частности, такой конфискации могут быть подвергнуты немаркированные товары и продукция, а также сырье, материалы и оборудование для их производства (ст. 171.1 УК РФ).

При назначении наказания за налоговые преступления применяются все общие правила назначения наказания, установленные УК РФ, в т. ч. учет обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание (ст. 61 и 63 УК РФ), возможность назначения наказания 64 УК РФ), особые правила назначения наказания при деятельном раскаянии (ст. 62 УК РФ), не оконченном преступлении (ст. 66 УК РФ), рецидиве преступлений (ст. 68 УК РФ), совокупности преступлений и совокупности приговоров (ст. 69-71 УК РФ).

К налоговым преступлениям на общих основаниях могут применяться все разновидности освобождения и смягчения наказания: освобождение от наказания в виде штрафа или лишения права с учетом срока содержания по стражей (ч. 5 ст. 72 УК РФ), условное осуждение (ст. 73 УК РФ), условно-досрочное освобождение от отбывания наказания (ст. 79, 93 УК РФ), замена не отбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ), освобождение от наказания в связи с изменением обстановки (за исключением тяжких преступлений - ст. 80-1 УК РФ), освобождение от наказания в связи с психическим расстройством или в связи с иной тяжелой болезнью (ст. 81 УК РФ), отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет (ст. 82 УК РФ), освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда (ст. 83, 94 УК РФ), амнистия (ст. 84 УК РФ), помилование (ст. 85 УК РФ), освобождение несовершеннолетнего от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия (за исключением тяжких преступлений - ч. 1 ст. 92 УК РФ) или с помещением его в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (ч. 2 ст. 92 УК РФ).

После вступления в отношении лица, совершившего налоговое преступление, обвинительного приговора суда, которым этому лицу назначено уголовное наказание, у лица возникает судимость, т.е. особое правовое положение, наличие которого связывается с определенными правоограничениями, установленными как в уголовном законе, так и других федеральных законах. Судимость прекращается путем ее снятия (актом амнистии, актом помилования или специальным судебным решением) либо погашения ее по истечении сроков, предусмотренных ст. ст. 86 и 95 УК РФ.


3.2 Верховный суд РФ о преступлениях и наказаниях в сфере налогообложения


Разъяснения по вопросу уголовной ответственности за налоговые преступления высшая судебная инстанция дала в принятом Постановлении Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления" (далее - Постановление).

Суд отметил, что уголовная ответственность по ст. ст. 198 и 199 УК РФ наступает в случае уклонения от уплаты как федеральных налогов и сборов, так и налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов. Кроме того, уголовная ответственность распространяется на не перечисленные прямо в части первой НК РФ федеральные налоги, которые в соответствии с п. 7 ст. 12 НК РФ устанавливаются и взимаются при применении спец.режимов (п. 1 Постановления).

Для применения ст. ст. 198 и 199 УК РФ суд привел определение понятия "уклонение физического лица и организации от уплаты налогов и (или) сборов". Под ним следует понимать умышленные деяния, направленные на неуплату налогов и (или) сборов в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное непоступление соответствующих сумм в бюджетную систему РФ. Способами уклонения могут быть как умышленные действия (включение в налоговую декларацию и иные налоговые документы заведомо ложных сведений), так и умышленное бездействие (непредставление указанных документов) (п. 3 Постановления).

Суд разъяснил также, что понимается под иными документами, указанными в ст. ст. 198 и 199 УК РФ. К ним относятся любые предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов и (или) сборов. В качестве примеров судьи назвали выписки из книги продаж, из книги учета доходов и расходов хозяйственных операций, копии журнала полученных и выставленных счетов-фактур, расчеты по авансовым платежам и расчетные ведомости, справки о суммах уплаченного налога, годовые отчеты, документы, подтверждающие право на налоговые льготы (п. 5 Постановления). Указанные документы, а также акты (материалы) проверок, заключения экспертов, вступившие в законную силу судебные акты арбитража или судов общей юрисдикции суд будет рассматривать в качестве доказательств по уголовному делу, возбужденному по ст. ст. 198, 199 УК РФ и по ст. ст. 199.1, 199.2 УК РФ (п. 23 Постановления), к которым мы обратимся позже.

Обратите внимание на то, как суд определил момент окончания "налоговых" преступлений, указанных в ст. ст. 198, 199 УК РФ. Дело в том, что сроки представления деклараций и сроки уплаты налогов (сборов) могут не совпадать. Поэтому моментом окончания нарушения в виде уклонения от уплаты налогов (сборов) считается фактическая неуплата налогов (сборов) в срок, установленный налоговым законодательством (п. 3 Постановления).

Помимо лиц, обязанных платить налоги (сборы) и представлять документы для налогового контроля, суд назвал в качестве субъектов преступления по ст. 198 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и сборов с граждан) "иных физических лиц", которые на основании ст. ст. 26, 27, 29 НК РФ осуществляют функции уполномоченного представителя налогоплательщика (плательщика сборов).

В состав возможных субъектов преступления также включены подставные лица, через которых осуществлялась предпринимательская деятельность. В этом случае исполнителем преступления является физическое лицо - уклонист. А подставное лицо может быть признано его пособником, если оно сознавало, в чем участвует, и имело аналогичный преступный умысел (п. 6 Постановления).

Суд указал, что для квалификации преступления "уклонистов" нужно доказать их прямой умысел. При этом суд может учесть обстоятельства, указанные в ст. 111 НК РФ, исключающие вину в налоговом правонарушении (п. 8 Постановления).

Напомним, что с 1 января 2007 г. ст. 111 НК РФ действует в новой редакции (утв. Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ). Несомненным плюсом новой редакции этой статьи является вновь введенный пп. 4 п. 1, в связи с которым перечень обстоятельств, исключающих вину, стал открытым. То есть теперь суд или налоговики могут учесть иные обстоятельства, которые в ст. 111 НК РФ конкретно не поименованы.

С другой стороны, спасительный пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, который раньше предполагал освобождение от налоговой ответственности в случае выполнения письменных разъяснений уполномоченных лиц, теперь звучит слишком смутно. Он не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).

Вместо использованного в старых разъяснениях мягкого выражения "искаженные сведения" в новом Постановлении суд применил жесткий термин "заведомо ложные сведения". К таковым относятся, во-первых, любые не соответствующие действительности данные об объекте налогообложения, расчете налоговой базы, наличии налоговых льгот или вычетов, а также любая иная информация, влияющая на правильное исчисление и уплату налогов и сборов. Во-вторых, к заведомо ложным сведениям относится умышленное неотражение в представленной проверяющим документации данных для исчисления налогов (п. 9 Постановления). Также как ложные могут быть расценены сведения, отраженные в уточненной декларации (п. 14 Постановления).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты