При выделении из юридического лица одного или нескольких лиц к каждому из них переходят по разделительному балансу в соответствующих частях имущественные права и обязанности реорганизованного юридического лица.
Законодательством предусмотрено, что реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена по решению уполномоченных государственных органов, в том числе при этом четко определены случаи порядка осуществления реорганизации юридического лица по решению суда.
Например, в п.2 ст.53 Гражданского кодекса Республики Беларусь сказано, если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган юридического лица или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществляет реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридического лица. Утверждение судом указанных документов является основанием для регистрации вновь возникающих юридических лиц.
2. Путем преобразования в хозяйственное товарищество или общество в порядке, установленном законодательством и соглашением сторон.
При преобразовании одного юридического лица в другое к вновь возникшему юридическому лицу переходят все имущественные права и обязанности прежнего юридического лица в соответствии с передаточным актом. В данном случае происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица.
Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать данные о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и предоставляются вместе с учредительными документами для регистрации вновь возникших юридических лиц [3, ст.55].
Реорганизация унитарного предприятия в форме преобразования может осуществляться только с согласия уполномоченных государственных органов [21, п.32].
3. Путем выплаты соответствующей компенсации одним из сособственников имущества другим сособственникам их доли в общей собственности [7, с.225].
Унитарное предприятие считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших предприятий.
Так же надо отметить что, если реорганизация или переход имущества в собственность одного лица будет противоречить законодательству либо окажется невозможным по другим причинам, унитарное предприятие подлежит ликвидации.
Ликвидация - это полное прекращение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам [3, п.1 ст.57]. Ликвидация унитарных предприятий может быть добровольной и принудительной.
В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, а также по истечении срока и достижения тех целей, ради которых юридическое лицо было создано.
В принудительном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению хозяйственного суда в случаях:
осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
осуществления деятельности, запрещенной законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства;
систематического осуществления деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица;
при признании юридического лица несостоятельным (банкротом). Согласно п.4 ст.57 Гражданского кодекса Республики Беларусь положение о ликвидации юридического лица вследствие экономической несостоятельности (банкротства) не распространяется на учреждения и казенные предприятия.
Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод, что унитарные предприятия могут быть реорганизованы и ликвидированы по общим правилам о реорганизации и ликвидации юридических лиц. Однако казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано только по решению Правительства Республики Беларусь.
Унитарное предприятие подлежит реорганизации или ликвидации в случае, если право собственности на его имущество в результате раздела имущества, находящегося в совместной собственности супругов или членов крестьянского (фермерского) хозяйства, в порядке наследования, правопреемства либо иными не противоречащими законодательству способами перейдет к двум или более лицам.
Заключение
Написав курсовую работу по теме "Унитарные предприятия как юридические лица" и проработав, все поставленные мной цели и задачи курсовой работы я делаю, вывод, что унитарные предприятия является юридическим лицом. Унитарные предприятия имеют большое значение в развитии экономики нашей страны.
Унитарные предприятия являются особой разновидностью коммерческих организаций. Как унитарные предприятия, обладающие правом хозяйственного ведения, так и казенные предприятия осуществляют коммерческую деятельность на базе имущества, которое находится в чужой собственности. Эти они отличаются от юридических лиц, которые являются собственниками имущества, находящегося в их ведении. Этим же обусловлены и особенности унитарных предприятий.
Понятие унитарного предприятия содержится в ч.1 п.1 ст.113 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Правовое положение унитарных предприятий определяется законодательством об унитарных предприятиях - декретами, указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Правительства Республики Беларусь.
Издаваемые и проектируемые правовые акты в области законодательства унитарных предприятий определяет общие правовые, экономические и социальные основы организации унитарных предприятий в условиях развития рыночных отношений.
Законодательство в области унитарных предприятий направлено на обеспечение самостоятельности предприятий, определяет права и ответственность в осуществлении хозяйственной деятельности, регулирует отношения унитарных предприятий с другими коммерческими и некоммерческими организациями, органами государственного управления.
Так же надо отметить, что институт юридического лица в гражданском праве постоянно развивается. Необходимость совершенствования и развития связана с вхождением в рынок. Интерес к исследованию и конструированию понятия унитарного предприятия как юридического лица в условиях проявления рыночных отношений приобрел особую значимость. Ведь для правильного разрешения вопросов и споров, возникающих между субъектами хозяйствования в процессе их взаимодействия, требуется само понимание сущности унитарного предприятия, четкая правовая регламентация деятельности унитарных предприятий.
Помоему мнения, возрастание интереса к унитарным предприятиям как юридическим лицам в гражданском праве обусловливается перестройкой внешнеэкономических связей, а также созданием совместных предприятий с участием зарубежных партнеров.
Список использованных источников
1. Витушко В.А. Курс гражданского права: Общая часть. В 2 томах. Т.1: научно-практическое пособие. Мн.: БГЭУ. 2001. - 414 с.
2. Вишневский А. Ф Общая теория государства и права: Учеб. пособие.2-е изд., дополненное. Мн.: Амалфея. 2004. - 688 с.
3. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. (С измен. и доп. от 29 декабря 2006 г. № 193-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. № 4.2/1290.
4. Гражданское право: В 2 т. Том I: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов.3-е изд. перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2007.720 с.
5. Гражданское право: Учебник. В 2-х ч. Ч 1/Под. общ. ред. проф. В.Ф. Чигира. Мн.: Амалфея. 2000.976 с.
6. Гражданское право: Учебник в 2 частях. Ч.1/Под ред.А.П. Сергеева Ю.К. М.: Проспект. 1998.623 с.
7. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь с приложением актов законодательства и судебной практики (постатейный): В 3 кн. Кн.1. Разд.I. Общие положения. Разд. II. Право собственности и другие вещные права // Отв. ред. Чигир В.Ф. Мн.: Амалфея. 2005.1040 с.
8. Колбасин Д.А. Гражданское право. Общая часть: Учеб. Пособие. - Мн.: Акад. МВД Республики Беларусь. 2004. - 496 с.
9. О предприятиях: Закон Республики Беларусь от 14.12.1990 г. № 93-З (ред. от 14.05.2001 г. № 16-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. - № 2/278.
10. О предпринимательстве: Закон Республики Беларусь от 28.05.1991 г. № 813-XII (с изм. и доп. от 30.07.2004 г. № 307-З) // Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР. 2004. № 122.2/1056.
11. Об объектах, находящихся только в собственности государства: Закон Республики Беларусь от 05.05.1998 г. (ред. от 05.12.2002 г) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. - № 141.2/904.
12. О некоторых вопросах ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.03.2003 г. № 359 (С изм. и доп. от 14.12.2005 г) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. - № 1.5/16952.
13. О порядке исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, а также доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей уставных фондах) хозяйственных обществ и об образовании государственного целевого бюджетного фонда национального развития: Указ Президента Республики Беларусь от 28.12.2005 г. № 1/637 (ред. от 24.09.2007 г. № 447) // национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2005. - № 1/7075.
14. О некоторых вопросах распоряжения государственным имуществом: Указ Президента Республики Беларусь от 25.03.2003 г. № 118 (с измен. и доп. от 11.09.2003 г) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. - № 105.1/4911.
15. Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования: Декрет Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 г. № 11 (с измен. и доп. от 10.04.2006 г) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. - № 58.1/7426.
16. О создании республиканских казенных предприятий: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.10 2003 г. № 1420 (ред. от 17.11.2007 г) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. № 287, 5/26185.
17. Об унитарных предприятиях: Проект Закона Республики Беларусь от 17.01.2007 г. // КонсультантПлюс: Россия [Электронный ресурс] / ООО "Юриспектр", Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Мн. 2007.
18. Паращенко В.Н. Хозяйственное право в 2 ч. Ч 1. Общие положения. Мн.: Веды, 1998. - 320 с.
19. Паращенко В.Н. Хозяйственное право Республики Беларусь. Особенная часть. - Мн.: ПолитБиг, 1999. - 340 с.
20. Предпринимательское (хозяйственное) право Республики Беларусь: Практ. пособие / С.С. Вабищевич. - Мн.: Молодеж. науч. об-во, 2002. - 369 с.
21. Положение о порядке создания унитарных предприятий, учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности, их реорганизации и ликвидации: Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2004 г. № 913 (с измен. и доп. от 16.10.2007 г. № 1337) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. № 253, 5/25990.
22. Толковый словарь экономиста, коммерсанта, банкира, менеджера, страховщика, аудитора и бухгалтера. / Сост. Т.И. Мезенцева. - Мн.: Белорусская ассоциация бухгалтеров. 1997. - 867 с.