Управление миграционными процессами в России

Управление миграционными процессами в России

Введение


В процессе экономических и политических преобразований конца 1980-х - начала 1990-х годов в России возникла новая институциональная среда, кардинально изменилась миграционная ситуация, возникли новые формы миграций, прекратилось финансирование ряда государственных миграционных программ. В результате многие методы регулирования внутренних миграционных процессов, активно применявшиеся в рамках плановой экономики и административно-командной системы управления, с началом рыночных реформ в значительной степени утратили свою эффективность. В условиях переходной экономической системы достижения советского периода в области формирования постоянного населения в районах Крайнего Севера, регионах Сибири и Дальнего Востока в связи со свертыванием производственного и жилищного строительства, а также ростом безработицы в этих регионах превратились в острейшую социально-экономическую проблему, для решения которой потребовалось разработать новые подходы и инструменты. Таким образом, появилась потребность в новой миграционной политике, адекватной реалиям переходной экономической системы России.

Одним из негативных моментов 1990-х годов следует признать хаотичность развития миграционного законодательства, что во многом было обусловлено отсутствием четкой концептуальной основы государственной миграционной политики.


1. Управление миграцией на федеральном уровне


На федеральном уровне управление миграцией в течение длительного времени фокусировалось на приеме и размещении вынужденных мигрантов (беженцев и вынужденных переселенцев). В последние годы акцент переместился на борьбу с нелегальной иммиграцией, что нашло яркое отражение в законах о гражданстве и об иностранных гражданах. При этом на задний план отошли проблемы обустройства беженцев и вынужденных переселенцев, несмотря на то, что перед значительной их частью государство так и не выполнило взятых на себя в 1990-е годы обязательств. Для МВД, в ведении которого в настоящий момент находится управление миграциями, миграционные проблемы, очевидно, относятся к второстепенным и. главное, кажутся решаемыми традиционными для этого министерства запретительно-контрольными методами. Реальный вклад государства в регулирование миграций состоит во все усложняющейся системе контроля и регистрации, которая обязательна и для внутренних, и для внешних мигрантов. Система эта чрезвычайно забюрократизирована и при этом малоэффективна, ибо ее очень легко "обойти", учитывая ее коррупционность. На сегодняшний день в российском законодательстве количество нормативно-правовых актов, затрагивающих те или иные аспекты управления миграционными процессами, насчитывает более десятка федеральных законов, свыше пятидесяти действующих указов Президент Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных актов различных министерств и ведомств, а также несколько десятков межгосударственных и межправительственных соглашений. Однако, несмотря на такое многообразие федерального правового опыта, а также огромный массив законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых в субъектах России, вопросы управления внутрироссийскими миграционными процессами практически не отражены в современном миграционном законодательстве Российской Федерации. В настоящее время Федеральная миграционная служба МВД России, по образному выражению зам. директора этой службы генерала М. Тюркина, "в основном только отслеживает процессы внутренней миграции, но не регулирует их".

Таким образом, внутренние миграции (столь значимые для социально-экономического развития страны и представляющие привычный объект управления в дореволюционной России в советский период) практически игнорируются без всякого логичного объяснения такого подхода государства. Это тем более не оправдано, учитывая, что масштабы внутренних перемещений населения значительно превосходят внешние миграции. Приходится констатировать тот факт, что в России до настоящего времени отсутствует официально одобренная государственная стратегии в области управления миграционными процессами, которая бы учитывала объективные факторы настоящего и будущего развития страны и связывала воедино все типы и виды миграционных движений, интересы федеративного государства и его отдельных, а также различных групп населения, включая мигрантов. Концепция регулирования миграционных процессов Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства РФ 1 марта 2003 г. (№ 256-р), не устраняет этот пробел, поскольку в ней вопросы совершенствования законодательства в области миграции рассматриваются в обобщенном виде и не содержится четких установок относительно миграционной политики страны. Однако самый большой провал нынешней государственной миграционной политики состоит в отсутствии какой-либо политики в отношении внутренней миграции.

Для достижения оптимального результата, на наш взгляд, представляется целесообразным скорейшая разработка и принятие Концепции государственной миграционной политики, которая призвана определить основные направления реализация государственной политики. Концепция должна выступать в качестве общего подхода, генеральной идеи, объединяющей все меры миграционной политики в непротиворечивую систему. Фундаментальной идей концепции должно стать понимание того, что миграция - это не зло, с которым нужно бороться, используя весь мощный репрессивный аппарат государства, а благо для России.

Наблюдающийся в России экономический рост, приводящий к возникновению неизбежных территориальных и отраслевых диспропорций в размещении населения и рабочей силы, наряду со значительным сокращением численности трудоспособного населения вследствие неблагоприятной демографической ситуации обуславливают необходимость межрегионального перераспределения населения с учетом потребностей экономики и интересов национальной безопасности России. Теоретически механизмом такого перераспределения населения должна выступать внутренняя миграция населения, призванная смягчить существенные региональные различия и более эффективно задействовать дефицитные трудовые ресурсы России. Вместе с тем, как было показано нами в предыдущих главах, административные барьеры, недостаточная степень развития российских рынков труда и жилья, а также финансового рынка приводят к неэффективности рыночных механизмов регулирования миграционных потоков внутри страны.


2. Исторический опыт регулирования миграции


Исторический опыт показывает, что в российских условиях решение проблем переселения возможно лишь при организующей роли государства на всех стадиях миграционного процесса, вплоть до обустройства. Последнее обуславливает необходимость проведения целенаправленной государственной политики в области управления внутренними миграциями и, соответственно, разработки комплекса мер по совершенствованию государственной миграционной политики на федеральном и региональном уровнях, направленных на поощрение перемещений жителей между регионами страны. Такой комплекс мер, среди прочего, должен основываться на исторической практике регулирования миграционных процессов в России, результатах проводимого мониторинга социально-экономического развития территорий, координации усилий федеральных и региональных властей в данном направлении.

Как показал проведенный нами анализ российской миграционной политики в исторической ретроспективе, практика государственного регулирования миграционных процессов в России имеет глубокие исторические корни и разработанную применительно к конкретным историческим, природно-климатическим и социально-экономическим условиям развития страны теоретическую базу. Отдельные методы регулирования (прежде всего, экономические) внутренней миграции населения, применявшиеся и во времена Российской империи, и в Советском Союзе и показавшие свою эффективность могут быть успешно использованы и в современной России.

Внутренняя миграционная политика представляет собой систему общепринятых на уровне идей и концептуально объединенных мер по стимулированию или ограничению перемещений населения внутри страны в объемах и направлениях, учитывающих конкретно-исторические условия страны и отвечающих текущим и перспективным целям развития страны и ее отдельных регионов.

Для обеспечения оптимизации структуры и масштабов внутрироссийских миграционных потоков в рамках государственной миграционной политики могут применять такие предусмотренные нормативно-правовыми актами методы миграционного регулирования (меры миграционной политики), как:

административные (предусматривающие административную ответственность, в том числе государственных служащих, за нарушение существующих нормативных актов);

экономические (предусматривающие налоговые льготы, предоставление финансовой помощи на осуществление переезда и обустройство на новом месте, регулирование стоимости аренды и покупки жилья и др.);

пропагандистские, социально-психологические (предусматривающие целенаправленное воздействие на систему предпочтений и ценностных ориентаций, формирующих миграционное поведение населения).

Все меры можно также разделить на стимулирующие и ограничивающие миграционную подвижность населения. Современные реалии предопределяют необходимость осуществления государственного управления миграционными процессами, прежде всего, путем использования экономических стимулов переселения в те или иные регионы страны.

На наш взгляд, государственная политика в области регулирования внутренних миграций в Российской Федерации должна сочетать в себе интересы личности, общества и государства. Ее фундаментальными целями должны стать:

• защита прав и свобод граждан Российской Федерации, обеспечение наиболее полной реализации экономического потенциала индивидов;

• обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, рациональное размещение населения на территории страны с учетом потребностей экономического развития страны;

• защита национальных интересов и обеспечение безопасности Российской Федерации. В рамках реализации первой фундаментальной цели необходимо устранить (формальные и неформальные) административные барьеры внутренней миграции и обеспечить свободу передвижения граждан России и выбора ими своего места жительства и пребывания в пределах страны. В настоящее время без наличия постоянной регистрации в данном регионе (населенном пункте) практически невозможно устроиться на работу не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других регионах и отдельных городах, даже тех, где невысок уровень безработицы.

Необходимо привести сложившуюся практику формальных и неформальных ограничений внутренних переселений граждан с помощью института регистрации по месту жительства и месту пребывания в соответствии с нормами федерального законодательства. Действительным решением данной проблемы станет переход от разрешительной на заявительную регистрацию по месту жительства. Следует отметить, что эта мера может быть введена в короткий срок, поскольку подготовлена законодательно и не требует значительных финансовых затрат. Главное, обеспечить государственный контроль со стороны органов внутренних дел за ее соблюдением. К лицам, создающим административные барьеры для мигрантов, должны незамедлительно применяться меры дисциплинарного и административного воздействия.

Целесообразным также представляется создание единого централизованного информационного ресурса (информационной системы), которая бы отражала перемещения граждан и их постоянное местонахождение, а также о предоставленных им государственных гарантиях и социальной поддержке. Создание подобной информационной системы позволит улучшить статистический учет внутрироссийских миграций, а также необходимо для разработки и проведения эффективной государственной региональной политики. Только наличие полной и достоверной информации о миграционных процессах позволит рационально и эффективно регулировать миграционные перемещения в регионе.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты