Управление рисками на объектах государственной собственности

Там, где в сфере материального и нематериального производства экономические интересы государства как собственника затрагиваются в существенной степени ( унитарные предприятия, акционерные общества с государственным участием, организации бюджетной сферы и т.п.), представляется целесообразным обеспечить застрахованность всех видов ресурсов, применяемых в процессе использования госсобственности, а также страхование гражданской ответственности за причинение вреда здоровью и имуществу третьих лиц, которое может стать следствием функционирования объектов государственной собственности.

В этой связи предпринимателю (управляющему), как минимум, необходимо:

·                     организовать страхование всего используемого имущества от воздействия огня, воды, стихийных бедствий, кражи со взломом, злоумышленных действий третьих лиц;

·                     осуществлять страхование объектов государственной собственности от перерывов в деятельности, вызванных вышеобозначенными событиями ( страхование текущих расходов на время вынужденного перерыва в деятельности, страхование дополнительных расходов, связанных с ликвидацией последствий страховых событий, страхование затруднений в исполнении договорных обязательств на поставку готовой продукции и т.п.);

·                     в случае проведения реконструкции и/или строительных, монтажных работ осуществлять страхование строительно-монтажных рисков;

·                     обеспечивать страхование от поломки машин и оборудования, используемых в процессе функционирования объектов государственной собственности;

·                     осуществлять страхование гражданской ответственности за возможное причинение ущерба здоровью и имуществу третьих лиц в результате функционирования объектов государственной собственности;

·                     обеспечить застрахованность персонала предприятия от несчастного случая;

·                     обеспечить страхование ответственности за качество выпускаемой продукции(оказываемых услуг);

·                     при реализации производственных проектов, предполагающих лизинг государственного имущества, следует помимо перечисленных выше мер страховой защиты государственной собственности предусмотреть страхование оборудования и исполнения финансовых обязательств лизингополучателя перед лизингодателем;

·                     при решении вопросов привлечения иностранных инвестиций для функционирования и развития объектов государственной собственности возможна организация страхования от политического риска конфискации и национализации инвестированных активов.

Как отмечалось, потенциал страхования может быть задействован в рамках системы управления рисками при рыночных операциях с государственными ценными бумагами. При этом не может быть и речи о так называемом "страховании" запланированного уровня доходности с помощью использования страховых инструментов и институтов. Следует подчеркнуть, что такого рода финансовые операции не имеют ничего общего с сущностью управления рисками и страхования.

В то же время с помощью отдельных видов страхования могут быть обеспечены благоприятные условия для стабильного функционирования и эффективного развития рынка государственных ценных бумаг. Речь идет о страховании политических рисков конфискации и национализации объектов инвестиций, запрета на вывоз из страны прибыли, получаемой от операций с государственными ценными бумагами и т.п. Страхованием от политических рисков и следует, главным образом, ограничиваться предпринимателю, когда речь идет об управлении операциями на рынке государственных ценных бумаг с помощью механизмов страхования. Обеспечение страхового покрытия такого рода представляется вполне возможным делом. В то же время следует иметь ввиду, что практически значимыми здесь могут быть страховые гарантии только зарубежных и при том весьма авторитетных страховых организаций, а сама работа по представлению подобных страховых проектов на международном страховом рынке требует высокого профессионализма.

4. ЭТАП. Финансирование программ управления рисками.

Этот компонент предполагает планирование и возмещение расходов на осуществление всех других составных частей программ управления рисками, а также обычно включает в себя расходы на возмещение ущерба, образовавшегося в результате неблагоприятных событий.

Под этим последним видом финансирования УР обычно понимаются как мероприятия по прямому ( самостоятельному ) возмещению собственником убытков, возникших на принадлежащих ему объектах, так и по приобретению услуг страховых организаций, созданию так называемых кэптивных страховых компаний и др.

5. ЭТАП. Административное управление программой.

В рамках административного управления программой устанавливаются и осуществляются процедуры как стратегического, так и оперативного характера, обеспечивающие ее практическую реализацию. Например, решение вопроса об оптимальном сочетании предупредительных (превентивных) мероприятий, самостоятельного несения ответственности по рискам или передаче части этой ответственности страховым организациям относится к специальной компетенции административного управления программой.

Без профессионального знания и понимания вопросов и техники выделения и оценки рисков, финансирования предусматриваемых мероприятий, без четкой ориентации в составе необходимого и возможного страхового покрытия, программа УР не может эффективно проводиться в жизнь. Для этого также обязательно необходимо достижение практического соответствия такой программы целям, ресурсам и возможностям функционирования организации в целом. Все это обусловливает повышенные требования к лицам, осуществляющим разработку и реализацию мероприятий, относящихся к сфере управления рисками - риск-менеджерам.


3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОГРАММ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ НА ОБЪЕКТАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ


Представляется, что необходимость целенаправленных действий по разработке и реализации программ УР применительно к специфике каждого конкретного объекта государственной собственности не нуждается в каких-либо дополнительных обоснованиях. Современная экономическая практика жестко требует от руководителей государственных структур укрепления и совершенствования плановых основ внутрифирменного управления. В свою очередь программа УР, рассматриваемая как важный элемент системы управления государственной организацией, безусловно, должна развиваться на плановой основе, разрабатываться и осуществляться как составная часть общего бизнес-плана предприятия.

При этом в современных условиях "пост-огосударствленной" экономики ссобое место занимает проблема "вживления" программ УР в живую ткань организационно-экономических отношений, существующих в государственных структурах. Внедрение и даже изменение программ УР является делом сложным, нередко и болезненным для любой предпринимательской структуры, длительное время функционирующей в устойчивой рыночной среде, поскольку неизбежно ведет к перераспределению властных полномочий, внутрифирменных финансовых потоков и т.п. Понятно, что в наших условиях, когда и у руководителей, и у рядового персонала практически отсутствует сколько-нибудь значимый опыт системного понимания и решения задач УР во всем их многообразии, следует особенно тщательно прорабатывать вопросы внедрения плановых разработок. В противном случае отсутствие конкретного представления о том, как они заработают, может не только свести к нулю усилия по планированию УР, но и дискредитировать в глазах персонала идею УР в целом, что в конечном счете нанесет серьезный ущерб организации.

Таким образом, при осуществлении программ УР должны анализироваться и учитываться не только теоретические основы УР, не только "рисковый портрет" конкретного предприятия, но и "срез" его внутренней ситуации с точки зрения готовности к восприятию программы.

В целостном процессе осуществления программы УР можно с известной долей условности выделить два основных уровня или этапа:

·                     Этап плановой разработки программы;

·                     Этап реализации установок плана.

Плановая разработка программы УР.

Очевидно, что для эффективного воздействия на деятельность организации, система управления рисками должна буквально пронизывать ее внутреннюю структуру, охватывая всю совокупность рисков, составляющих специфический "рисковый портрет" предприятия. Поэтому недостаточная скоординированность программных установок УР с целями и задачами функционирования как организации в целом, так и ее основных структурных подразделений, может привести к провалам во внедрении системы управления рисками и, соответственно, к потерям для собственника.

Органическое включение УР в практику функционирования объектов государственной собственности начинается с разработки соответствующего раздела бизнес-плана. В свою очередь, эта работа может быть условно разбита на два последовательных этапа.

Прежде всего необходимо подготовить Концепцию управления рисками, отвечающую специфике данной организации. Концепция УР должна определять основные виды деятельности, составляющие содержание управления рисками, а также давать представление об организационной структуре управления данной функцией. Политика любого предприятия в области УР должна отвечать общей направленности его развития. Поскольку главная задача системы УР на предприятии состоит в том, чтобы способствовать его наиболее успешному функционированию наиболее эффективным путем, Концепция УР должна вытекать из программных установок развития предприятия в целом. Понятно, что общие целевые установки в бюджетной организации или на государственном унитарном предприятии могут существенно отличаться друг от друга. Различия в системах УР в бюджетной и государственной предпринимательской структурах будут прежде всего определяться этими общими различиями фундаментального характера.

Концепция призвана определять конкретные цели и задачи системы УР на конкретном объекте собственности. При этом главная задача состоит в том, чтобы определить и утвердить наиболее важные направления в развитии системы УР предприятия. Как правило, на уровне Концепции речь не идет о том, каким образом предполагается практически осуществлять управление рисками, - это является задачей другого этапа плановой разработки системы УР предприятия. Таким образом, Концепция УР - это своего рода стратегический документ, определяющий для организации ее политику в области управления рисками.

Наличие четкой Концепции УР на предприятии дает его руководителям ряд выгод. Прежде всего, наличие глубоко обоснованного концептуального документа заставляет высшее звено руководителей объекта собственности сконцентрировать больше внимания на проблемах системного управления рисками. Ясное представление о целях и приоритетах внутрифирменной политики УР, масштабах этого вида управленческой деятельности и отношениях, вытекающих из него, создает важные предпосылки для органического включения УР в систему управления организацией в целом. Участие руководителей в разработке и утверждении Концепции УР формирует основу для их дальнейшего активного участия в ее практической реализации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты