Управление сферой культуры: региональный аспект

Региональная политика понимается как деятельность государства по регулированию экономического, социального, этнополитического развития страны в пространственном (региональном) аспекте. Из этого следует, что такая политика должна строиться дифференцированно.

С одной стороны, под "регионом" понимается географическое пространство(территория), отличающаяся совершенно определенным характером направления развития всех его структур - экономических, этнических, демографических, социокультурных и других.

При этом отмечается, что территория региона может совпадать или не совпадать с национально-территориальными или административными границами. В плане экономического регионализма в России насчитывается традиционно десять-одиннадцать регионов (Северо-Западный, Центральный, Поволжский, Центрально-Черноземный и другие), которые относятся к числу укрупненных экономических регионов. С другой стороны, под "регионом" подразумевается совокупность административных единиц. Поскольку территориальное начало федеративного устройства России является абсолютным, то в этом аспекте все субъекты Федерации выступают как регионы, чем и обусловлено применение термина "региональная система культуры" при рассмотрении вопросов совершенствования системы управления в сфере культуры Псковской области. [4]

Основной смысл государственной региональной политики заключается в переломе идеологии иждивенчества и зависимости от Центра (федеральных органов власти), формирование опережающих технологий социально-культурного и научно-технического развития в регионах России.

Сразу следует отметить, что будущее социальных систем, в том числе культурных, отличается высокой степенью неопределенности, и прогнозирование его крайне затруднительно, но и крайне необходимо. Необходимость формирования региональной системы культуры и новой системы управления ею вытекает из ситуации, сложившейся в экономической, кадровой и социальной политике и характеризующейся следующим:

1. Возрастают финансовые потребности культуры, а государственное финансирование данной сферы все еще происходит по остаточному принципу. Решение рассматриваемой проблемы в рамках региональной системы позволит распределять интегрированные средства, поступающие из бюджета и прочих источников в состав единого регионального фонда финансирования, наиболее рационально и эффективно.

2. Жестко регламентированный жизненный путь человека в условиях унитарного государства сегодня постепенно начинает сменяться собственной стратегией личности, принимаемой в условиях выбора. Образуется все больший разрыв между государственными и личными планами человека.

3. Происходящие структурные и содержательные изменения в сфере культуры приводят к изменению всей модели управления и стиля управления. Отношения между органами управления федерального, регионального и местного уровней строятся на основе новых моделей управления, одним из механизмов реализации которых являются соглашения, заключенные между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Минкультуры России. Стиль управления культурным процессом приобретает системный уровень.

Министерство культуры России начало активно развивать вертикальные связи, определяется характер взаимодействия между федеральными и региональными органами власти. Они строятся на партнерской основе и, как правило, достаточно конструктивными. Стали заключаться соглашения о культурном сотрудничестве между Министерством культуры РФ, ее субъектами и их межрегиональными формированиями. Такие документы были подписаны с администрациями Приморского края, Тульской областью. [5]


4. Задачи деятельности Управления культуры Псковской области


- комплексный анализ и прогнозирование тенденций развития культуры и искусства, обоснование целей и приоритетов развития отдельных видов культурной деятельности на территории области;

- реализация государственной политики в сфере культуры, искусства, кинематографии, музыкального и художественного образования детей;

- участие на уровне области в разработке и реализации государственной финансовой, инвестиционной, ценовой, налоговой политики в сфере культуры;

- сохранение традиционных форм культуры (художественные промыслы и ремесла, фольклор, бытовой уклад, народные праздники, обряды и т.п.) и создание условий для их развития;

- обеспечение условий для реализации прав граждан - жителей Псковской области на приобщение к культурным ценностям, на свободу их творческой деятельности;

- создание условий для приобщения детей к богатствам национальной и мировой культуры, их культурного просвещения;

- установление и развитие культурных связей с другими областями, регионами, а также межнациональных связей в области культуры;

- создание условий для организации досуга населения, развития самодеятельного творчества и профессионального искусства;

- реализация прав граждан на библиотечное обслуживание.

5. Функции деятельности Управления культуры Псковской области


- изучение интересов и потребностей населения в сфере культуры, анализ и прогнозирование развития социально-культурной ситуации в Псковской области;

- разработка перспективных программ, а также предложений для включения в комплексные программы развития территории, обеспечение их реализации;

- формирование сети муниципальных учреждений культуры: культурно-досуговых, народного творчества, библиотек, музеев, образовательных учреждений культуры, создание условий для их деятельности;

- оказание помощи муниципальным учреждениям и предприятиям культуры в решении вопросов содержания и развития материально-технической базы;

- осуществление взаимодействия с иными организациями, не относящимися к муниципальному ведению и неподведомственными Управлению культуры: детскими, молодежными и семейными объединениями, студиями, творческими лабораториями, мастерскими, видеосалонами и т.п., с целью привлечения их к реализации культурных программ;

- осуществление функций органа управления, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия местного значения, организация и координация работы по его сохранению, использованию и популяризации;

- анализ состояния государственно-церковных отношений и выработка предложений по их совершенствованию, а также формирование единой политики органов местного самоуправления в отношении религиозных конфессий, действующих на территории области;

- создание условий для организации зрелищных мероприятий, координация с этой целью деятельности муниципальных учреждений культуры и иных организаций культуры независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности;

- обеспечение учреждений культуры квалифицированными кадрами;

- внедрение новых научных разработок и передового опыта в сфере культуры;

- осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных учреждений культуры;

- осуществление мероприятий по обеспечению сохранности муниципальной собственности в подведомственных учреждениях и предприятиях культуры Псковской области;

- организация библиотечного обслуживания населения и создание условий для комплектования и сохранности библиотечных фондов муниципальных библиотек;

- создание условий для работы учреждений и предприятий культуры различных форм собственности, фондов, общественных объединений, творческих союзов и их участия в реализации программ по сохранению и развитию культуры муниципального образования;

- проведения квалификационных экзаменов и аттестации муниципальных служащих по ведущим, старшим и младшим муниципальным должностям муниципальной службы;

- утверждение сметы доходов и расходов подведомственных учреждений культуры и предоставление отчетов об исполнении областного бюджета по разделу "Культура" в финансовые органы.

6. Итоги развития сферы «Культура» Псковской области


Организацией досуга и предоставлением услуг культуры в Псковской области занимаются 48 основных учреждений культуры различных форм собственности:

- 11 учреждений культуры субъекта РФ,

- 32 муниципальных учреждения,

- 2 - ведомственных,

- 7 - работают на коммерческой основе,

- 18 творческих союзов и фондов.

Учреждениями культуры оказывается до 70 видов услуг населению, как на коммерческой основе, так и за счет средств бюджета области и привлеченных средств.

Муниципальные учреждения культуры ежегодно проводят до 3 тыс. мероприятий для различных категорий населения, до 950 киносеансов, в том числе, Псковским планетарием представлены 72 аудиовизуальные программы для детей и взрослых.

В области библиотечного обслуживания населения работают 19 муниципальных библиотек. Данное направление характеризуют следующие основные показатели деятельности:

- Количество читателей - 54624 чел.

- Книговыдача

- 1221989 экз.

- Посещения библиотек

- Финансовые средства на развитие библиотек (всего)

- 17078,3 тыс. руб.

Из них финансовые средства на комплектование фондов - 1323,0 тыс. руб. Большинство муниципальных библиотек являются общественными центрами в отдаленных районах области. В библиотеках Псковской области читают инвалиды, ветераны войны и труда. Читателями библиотек являются свыше 1000 семей. Библиотеки проводят работу с пенсионерами, инвалидами в координации с Советами ветеранов и органами социальной защиты. Совместно организуется неделя информационной поддержки людей, имеющих ограниченные физические возможности

В рамках муниципальной целевой программы «Развитие муниципальных библиотек Псковской области на 2008-2011 гг.» реализованы следующие направления деятельности:

1. «Местная власть - население - библиотека»

2. «Псковская земля в истории России»

3. «Человек Читающий» - программа организации акций по продвижению книги и чтения.

4. «Единство в книге».

5. «Вместе с книгой мы растем».

6. «Становление». Цель программы- профориентация от детей-дошкольников до взрослых.

7. «Классика на все времена. Псковский след в истории литературы».

В рамках программы активно развивается исследовательская работа библиотеки, собственная и пользователей. Итог - проведение чтений по конкретным темам литературного краеведения, с участием писателей, литературоведов, краеведов, преподавателей, студентов и учащихся. Всего в действует 10 направлений, которые вошли в программу «Развитие муниципальных библиотек Псковской области на 2008 - 2011гг.».

В области сложилась стабильная система начального профессионального музыкального и художественного образования.

1. Ежегодно в 12 музыкальных и художественной школах обучаются до 3000 детей.

2. Успешно реализуются 36 авторских и инновационных программ.

3. При детских музыкальных школах работает 40 творческих коллективов.

4. Учащиеся детских музыкальных, школы искусств, детской художественной школы приняли участие в конкурсах, фестивалях и выставках: 12 международных; 15 региональных; 9 областных и 4 городских, 14 внутришкольных конкурсов.

5. По итогам участия в конкурсах, фестивалях и выставках Лауреатами и Дипломантами стали 234 учащихся.

Развитие системы и повышение качества художественного образования детей:

- сохранение бюджетного финансирования для системы детских музыкальных и художественной школ города;

- участие в реализации муниципальной целевой программы «Развитие системы образования Псковской области на 2009-2011 годы»;

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты