Условия договора купли-продажи

При продаже товара по образцу или описанию продавец обязан передать покупателю товар, который соответствует образцу или описанию.

Если в соответствии с установленным законом порядком существуют обязательные требования к качеству продаваемого товара, продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, отвечающий этим обязательным требованиям. Таким образом, продавцы-предприниматели в своей деятельности связаны необходимостью соблюдения обязательных требований к качеству товаров. Российской Федерации такие требования содержатся в различных стандартах: ГОСТ, ОСТ, ТУ и др.

        Решение вопроса о соответствии качества продаваемых товаров условиям договора далеко не всегда очевидно, а в ряде случаев даже требует проведения специальной проверки. Однако ГК не предусматривает общей обязанности  покупателя или продавца по проверке качества (исключение составляют договоры поставки и контрактации п.2 ст. 513 ГК). Ее могут установить сами стороны в договоре, она может также вытекать из требований государственных стандартов и нормативных актов, регулирующие отдельные виды купли-продажи (например: Закон РФ «Защите прав потребителей»).

      Установленные договором купли-продажи способы определения качества товара обуславливают и соответствующие методы его проведения. ГК не предусматривает конкретных методов контроля качества, да это и невозможно, поскольку они постоянно совершенствуются вслед за развитием техники. Если порядок проверки качества  не установлен ни нормативными актами (включая ГОСТы), ни договором, то проверка товара производится в соответствии с обычаями делового оборота или обычно, применяемыми правилами (п.2 ст. 474 ГК).

Обязанность покупателя проверить качество переданного ему товара может быть предусмотрена законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов или договором купли-продажи. Что касается порядка осуществления такой проверки, то он определяется договором и должен соответствовать обязательным правилам (если они имеются).

Обязанность проверить качество реализуемых товаров может быть возложена и на продавца (предварительное испытание, анализ и т. п.). В этом случае продавец должен предоставить покупателю документы, подтверждающие осуществление им проверки качества передаваемого товара и ее результаты, например сертификат качества товара. В отношении подобных ситуаций важно подчеркнуть, что порядок и иные условия проверки качества товара, производимой как продавцом, так и покупателем, должны быть одинаковыми.

         Качество товара не может быть неизменно вечным, поэтому важно определить период времени, в течении которого оно будет достаточным для нормального  пользования вещью. Более того, со временем качество товара может ухудшаться на столько, что использование вещи станет опасным для жизни, здоровья и имущества покупателя. Значит, необходимо определить момент, когда товар начинает представлять угрозу для покупателя. Эти проблемы решаются путем установления гарантийных сроков, сроков годности и сроков службы товара.

Важное значение имеют нормы о гарантии качества товара. Необходимо различать законную гарантию качества товара и договорную гарантию.

Законная гарантия будет применяться в случае, если таковая не установлена договором. Сущность законной гарантии в ГК выражена следующим образом: товары должны соответствовать требованиям, предъявляемым к их качеству, в момент их передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товаров этим требованиям не предусмотрен договором, и в пределах разумного срока должны быть пригодными для целей, для которых товары такого рода обычно используются.

Когда предоставление продавцом гарантии качества товаров включено в договор (договорная гарантия), продавец обязан передать покупателю товары, отвечающие требованиям, предъявляемым к их качеству, в течение определенного периода времени, установленного договором (гарантийного срока).[12]

Гарантийный срок – это период времени, в течение которого товар должен быть пригодным для целей его обычного использования. В случаях, когда у гарантийных сроков есть обязательные требования нормативных актов (ГОСТов), они могут быть изменены договором только в сторону их увеличения.

Гарантия качества товара распространяется и на все составляющие его части (комплектующие изделие), если договором не предусмотрено иное.

От гарантии качества товара следует отличать срок годности товара, то есть закрепленный законами, иными правовыми актами, государственными стандартами или иными обязательными правилами период времени, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению (определяется для продовольственных и парфюмерно-косметических товаров). Продолжительность срока годности товара должна соответствовать обязательным требованиям к безопасности товара.[13] Срок годности течет со дня изготовления товара (ст. 473 ГК).

 Очевидно, что в договор не может быть включен гарантийный срок, превышающий срок годности товаров. Кроме того, продавец обязан передать покупателю товары с таким расчетом, чтобы они могли быть использованы по назначению до истечения срока годности.

      На товар, предназначенный для длительного использования, изготовитель вправе устанавливать срок службы - период, в течение которого изготовитель или продавец обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки. Срок службы товара начинает течь со дня продажи товара потребителю и лишь при невозможности установить его  - со дня изготовления товара (п.2 ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

       Срок годности всегда определяется  единицами времени (периодом, датой) а срок службы товара может исчисляться и другими единицами измерения (километрами при определении срока службы автомашины).

       В пределах срока годности товара, продавец или изготовитель отвечает за любые его недостатки (с учетом положений ст.475 и 476 ГК), тогда  как их ответственность в пределах срока службы (но после истечения гарантийного срока) ограничена существенными недостатками, возлагающими по их вине (п.1 ст.5 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

        Продажа товара по истечению установленного срока годности прямо запрещается, а в отношении срока службы товара, такой запрет не предусмотрен.

      Если сроки не установлены, то гарантийный срок считается  2 года, а на отдельные виды товаров до 10 лет.

       В форме диспозитивной нормы Кодексом введено правило исчисления гарантийного срока в отношении комплектующих изделий. Гарантийный срок на комплектующее изделие считается равным гарантийному сроку на основное изделие и начинает течь одновременно с ним[14].

Течение гарантийного срока прерывается, когда товар не может быть использован покупателем по обстоятельствам, зависящим от продавца: например, из-за недостатков товара, вызванных тем, что вместе с товаром не были переданы его принадлежности, в том числе инструкции по эксплуатации и другая необходимая документация. Течение гарантийного срока может быть возобновлено лишь после того, как продавцом будут устранены соответствующие обстоятельства.

И еще одно правило, относящееся к исчислению гарантийного срока как на товар, так и на комплектующее изделие. Если в течение гарантийного срока покупатель обнаружит недостатки в переданном товаре (комплектующем изделии) и продавец по требованию покупателя произведет его замену, на вновь переданный товар (комплектующее изделие) устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и на замененный. Это правило действует, если договором купли-продажи не предусмотрено иное.

Ответственность продавца за ненадлежащее качество товара во многом будет зависеть от того, есть ли договорная гарантия качества товара. По общему правилу (то есть при наличии законной гарантии) продавец отвечает за недостатки товаров, если покупатель докажет, что они появились до момента перехода риска случайной гибели или случайной порчи на покупателя либо по причинам, возникшим до этого момента. В отношении товаров, на которые продавцом предоставлена гарантия качества, он отвечает за недостатки товаров, если не докажет, что они возникли после их передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товарами или их хранения, а также действий третьих лиц или непреодолимой силы[15].

В случае нарушения продавцом условия о качестве товара, покупатель по своему выбору вправе потребовать от продавца: соразмерного уменьшения покупной цены; безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; возмещения своих расходов на устранение недостатков товаров. Еще более жесткие последствия предусмотрены в отношении продавца, допустившего существенное нарушение требований к качеству товара (например, передачу покупателю некачественных товаров с неустранимыми недостатками). В этом случае покупатель наделен правом по своему выбору отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы или потребовать замены товаров ненадлежащего качества на товары, соответствующие договору[16].

Однако чтобы иметь возможность реализовать свои права, покупатель должен помнить об установленных Кодексом правилах, касающихся порядка проверки качества товаров и сроков обнаружения недостатков в товарах. Лучше всего регулировать эти правила в договоре. Но при их отсутствии следует иметь в виду, что недостатки в товарах должны быть обнаружены в срок, не превышающий двух лет с момента их передачи покупателю.

Принципиальное значение для покупателя имеет соблюдение сроков обнаружения недостатков в переданных ему товарах. Как правило, покупатель вправе предъявить свои требования продавцу только в связи с недостатками товаров, обнаруженными в пределах сроков, определенных в ст. 477 ГК.

При наличии лишь законной гарантии на товары, то есть когда на эти товары не установлены гарантийный срок или срок годности, недостатки в товарах должны быть обнаружены покупателем в разумный срок (что зависит от свойств товара и его обычного использования), но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю. Правда, законом или договором может быть предусмотрен более длительный предельный срок для обнаружения недостатков в товаре.

При наличии договорной гарантии недостатки в товаре должны быть обнаружены покупателем в пределах гарантийного срока.

В ситуациях, когда гарантийные сроки введены не только в отношении товаров, но и отдельных комплектующих изделий возможны два варианта: если гарантийный срок на комплектующее изделие окажется меньшей продолжительности, чем на товар (основное изделие), недостатки в комплектующем изделии могут быть выявлены покупателем в пределах гарантийного срока, установленного на основное изделие.

В случаях, когда на комплектующее изделие в договоре определен гарантийный срок большей продолжительности, нежели на основное изделие, истечение гарантийного срока на основное изделие не имеет правового значения, поскольку недостатки в комплектующем изделии должны быть обнаружены покупателем в пределах гарантийного срока, установленного именно в отношении этого комплектующего изделия.

Если в отношении какого-либо товара предусмотрен срок годности, недостатки в этом товаре должны быть обнаружены покупателем во всяком случае в пределах указанного срока годности. Только при соблюдении этого условия покупатель вправе предъявить продавцу свои требования в связи с недостатками такого товара.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты