По отбытии не менее одного года на строгом режиме их могут перевести на общий режим.
Лица, отбывающие наказание на общем режиме и признаются злостными нарушителями, переводятся на строгий режим. Повторный перевод на общий режим может быть по отбытию на строгом режиме не менее одного года.
Осужденные в тюрьмах содержатся в запираемых общих камерах. В необходимых случаях по мотивированному постановлению начальника тюрьмы и с согласия прокурора осужденные могут содержаться в одиночных камерах.
Раздельно содержатся следующие категории осужденных, находящихся в тюрьме: лица, впервые осужденные; осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению; осужденные, которым смертная казнь заменена лишением свободы; бывшие работники судов и правоохранительных органов; осужденные, больные инфекционными заболеваниями; осужденные, оставленные для работ по хоз. обслуживанию.
Прогулки лиц, которые содержатся в тюрьме, проходит по камерно в дневное время на специальной территории и на открытом воздухе [20, с. 207].
В случае нарушения распорядка прогулка может быть досрочно прекращена.
Лицам, которые находятся на общем режиме, разрешается:
1) каждый месяц расходовать на покупку продуктов и вещей первой необходимости, имеющиеся на их счетах;
2) воспользоваться двумя короткими и двумя длинными свиданиями в года;
3) получать две передачи и две бандероли в года;
4) пользоваться каждый день прогулкой в течении 1.5 часа.
Лица, которые находятся на строгом режиме, разрешается:
1) каждый месяц расходовать на покупку продуктов и вещей первой необходимости, имеющиеся на их счетах, в размере 60 процентов;
2) иметь два коротких свидания в течение года;
3) получать одну посылку и одну бандероль в год;
4) пользоваться каждый день прогулкой в один час.
Осужденные привлекаются к труду только на территории тюрьмы [12].
Профессиональное обучение осужденных в тюрьмах происходит непосредственно на производстве бригадным или индивидуальным методами. В связи с необходимостью раздельного содержания разных категорий осужденных возможности общеобразовательного обучения ограничены. Для оказания помощи осужденным могут быть созданы учебно-консультационные пункты.
Воспитательная работа с осужденными проводится, в основном, по камерам. Осужденные могут выписывать газеты и журналы [13, с. 460]. Самодеятельные организации в тюрьмах не создаются.
Не разрешается при себе иметь, и получать в передачах либо приобретать:
1) все виды оружия, боеприпасы;
2) взрывчатые, отравляющие, пожароопасные и радиоактивные вещества, зажигалки;
3) деньги, ценные вещи;
4) наручные и карманные часы (в тюрьмах);
5) продукты питания, требующие тепловую обработку, продукты домашнего консервирования, дрожжи;
6) все виды спиртных напитков, пиво;
7) психотропные, токсические, наркотические и сильнодействующие вещества, их аналоги и без медицинских показаний;
8) ножи, опасные бритвы, лезвия для безопасных бритв;
9) игральные карты;
10) фотоаппараты, фотоматериалы, кинокамеры, видео-, аудиотехника (кроме телевизионных приемников, радиоприемников), средства связи и комплектующие к ним, обеспечивающие работу;
11) иные документы (кроме установленного образца, удостоверяющих личность, копий приговоров и определений судов, квитанций по сдачи для хранения деньг, вещий, ценностей);
12) одежда, головные уборы и обувь (за исключением тапочек, спортивных костюмов и спортивной обуви) неустановленного образца;
13) электробытовые приборы (за исключением электробритв, бытовых электрокипятильников заводского исполнения);
14) вещи и предметы, продукты питания, полученные либо приобретенные в не установленном УИК Российской Федерации и настоящими правилами порядке [6].
ГЛАВА 3 Режим исполнения (отбывания) наказания
3.1 Функции режима исполнения (отбывания) наказания
Под режимом в исправительных учреждениях понимается установленный законом и соответствующими нормативными актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (ст. 82 УИК). В уголовно-исполнительном законодательстве впервые дано определение этого понятия, хотя в теории науки этой отрасли права оно было сформулировано достаточно давно [4].
Значение законодательного определения режима состоит в том, что оно четко очерчивает его правовые основы, содержание и признаки, а также основные требования, предъявляемые к его организации. Оно служит связующим звеном между такими категориями уголовно-исполнительного права, как условия и порядок исполнения наказания (ч. 2 ст. 9, ч. 1 ст. 82 УИК) определяет его место в системе средств исправления осужденных, а также круг субъектов и участников правоотношений, связанных с исполнением данного вида наказания. Наконец, законодательное определение режима обусловливает предмет и объем правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу и в связи с исполнением лишения свободы.
Принципиальным является положение, сформулированное в ч. 1 ст. 82, о том, что режим в исправительных учреждениях устанавливается федеральным законом, иные нормативные правовые акты, определяющие те или иные элементы режима, должны соответствовать закону, т.е. Уголовно-исполнительному кодексу. Это положение предопределяет иерархию норм, регулирующих режим их соподчиненность устанавливает компетенцию соответствующих органов по принятию нормативных правовых актов, регулирующих отдельные правила режима (см. ч. 3, 4, 6, 7 ст. 82, ч. 3 ст. 83, ч. 2 ст. 84, ч. 2 ст. 86 УИК и др.).
Одновременно режим устанавливает правила поведения всех субъектов и участников правоотношений, их права и обязанности, возникающие по поводу исполнения и отбывания наказания [17, с. 129].Нормы режима обеспечивают порядок реализации правоограничений, прав и обязанностей соответствующих субъектов и участников процесса исполнения и отбывания наказания.
Наконец, нормы режима создают необходимые предпосылки для применения к осужденным иных средств исправления (ч. 2 ст. 82 УИК), а также для предупреждения преступлений и других правонарушений, как осужденными, так и др. лицами (ч. 1 ст. 83, ч. 1 ст. 84). Таким образом, в сферу воздействия режима лишения свободы включены осужденные, отбывающие указанный вид наказания, администрация исправительных учреждений, администрация предприятий и организаций, где работают осужденные, представители общественных объединений, участвующие в исправлении осужденных и осуществляющие контроль за исправительными учреждениями;
должностные лица государственных органов, посещающие эти учреждения и участвующие в уголовно-исполнительном производстве; граждане, находящиеся на объектах исправительных учреждений и территориях, прилегающих к ним. Согласно ст. 14 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы»), администрация этих учреждений имеет право требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством и Правилами внутреннего распорядка.
В связи с этим важное правовое значение имеет территориальная сфера действия правил, устанавливаемых режимом. Согласно ч. 6 ст. 82 УИК их действие распространяется на прилегающие к исправительному учреждению территории, на которых установлены режимные требования. На этих территориях администрация имеет право производить досмотр лиц и их вещей, транспортных средств, а также может изымать запрещенные вещи и документы. Кроме того, УИК допускает предоставление осужденным длительного свидания с проживанием вне территории колонии (ч. 1 ст. 89), права проживания за пределами колонии при переводе на облегченные условия (ч. 3 ст. 121УИК) и льготные условия в воспитательных колониях (ч. 4 ст. 133УИК). При проживании осужденных за пределами исправительных учреждений также устанавливаются режимные требования.
Таким образом, правила режима необходимо разделять не только по субъектам воздействия, но и по применению в пространстве.
Согласно ч. 2 ст. 82 УИК режим создает других условия для применения средств исправления осужденных. С этих позиций необходимо выделять нормы, определяющие условия и порядок применения к осужденным таких средств исправления, как привлечение их к труду, воспитательным мероприятиям, общеобразовательному обучению и профессиональной подготовке. В правилах режима содержатся также нормы, определяющие порядок материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных.
Самостоятельное значение имеют нормы режима, регламентирующие предупреждение преступлений и других правонарушений как со стороны лиц, которые отбывают наказания, так и иных лиц. Они включают правила охраны и надзора за осужденными, применения мер безопасности, проведения различных профилактических мероприятий [11].
Нормы режима лишения свободы (с точки зрения их содержания) направлены на обеспечение реализации данных функций: карательной, воспитательной, обеспечивающей, социального контроля (профилактической).
Карательная функция реализуется путем установления различных правоограничений осужденным в процессе отбывания наказания. Они охватывают сферу их субъективных гражданских прав и свобод, определяемую изоляцией от общества. Это прежде всего касается социальных связей осужденных (свидания, получения посылок, передач, бандеролей, телефонных разговоров и т.д.). Однако эти правоограничения не всеохватывающие, так как не вторгаются во все субъективные права (например, имущественные, семейные, трудовые), но вместе с тем определяют специфику их реализации (например, права, обеспечивающие свободу совести осужденных, право на информацию).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11