Установление опеки и попечительства в семейном законодательстве Российской Федерации

На заседании Организационного комитета по проведению в 2008 г. года семьи Д.А. Медведев подчеркнул: «Год семьи в нашей стране - это не набор памятных дат, не набор праздников и развлечений, это все-таки большая работа, работа практическая, работа исследовательская. Нам необходимы новые современные исследования в области экономики, посвященные семье как первичной ячейке государства и общества, области психологии и права» [69, с. 64].

Институт опеки и попечительства в российском законодательстве прошел сложный путь становления и развития и в современных условиях требует качественно нового правового регулирования.

Между тем опека и попечительство - комплексный институт, он несет в себе нормы не только частных (гражданского и семейного), но и публичных отраслей (прежде всего административного) права, что обусловлено необходимостью обеспечения нуждающихся в этом граждан всеми видами охраны их прав и законных интересов (в первую очередь их личных и имущественных прав).

Принятие Закона о попечительстве вызвало необходимость внесения соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство (Гражданский (часть первая) [9], Жилищный [11] и Семейный [10] кодексы РФ).

Применение Закона о попечительстве предполагает обращение к соответствующим законам. При этом некоторые нормы Закона полностью (или в части) воспроизводят положения указанных нормативных актов, приобретая тем самым прямое действие. Часть регулируемых вопросов предполагает решение через принятие Правительством РФ соответствующих постановлений.

Необходимо проанализировать ряд принципиальных положений Закона, связанных с регулированием опеки и попечительства, а следовательно, и охраной прав и интересов соответствующих категорий граждан.

Заслуживает внимания предмет регулирования Закона (п. 1 ст. 1), который представляет специфические обязательственные правоотношения в сфере опеки и попечительства. Законодатель сформулировал достаточно широкий спектр подлежащих регулированию таких отношений. Тем самым положения Закона ориентированы на применение гражданских прав и обязанностей в сфере как семейных, так и гражданских правоотношений. Органично включены в состав регулирования не только гражданско-правовые и семейно-правовые отношения, но и публично-правовые аспекты опеки и попечительства.

Законодатель воспринял двоякий подход в использовании термина «опека» в юридическом обиходе. Опека для целей Закона - не только осуществление заботы со стороны физического лица, но и пребывание несовершеннолетнего или недееспособного гражданина в специальном медицинском или социальном учреждении (п. 2. ст. 1).

Особенности регулирования закрепляются в отношении установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами. В данном случае применяются нормы Семейного кодекса РФ (ст. 145-150). При этом в соответствии с Конституцией РФ (ст. 72) семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Тот же самый принцип разделения сфер нормотворчества заложен в семейном законодательстве (ст. 3 СК РФ).

Установлена зависимость применения законов субъектов Федерации от положений Закона о попечительстве, которая определяется спектром решаемых вопросов. На уровне субъектов Федерации могут быть урегулированы вопросы, связанные с опекой и попечительством, не нашедшие отражение (решение) в комментируемом законе. При этом особенности опеки и попечительства несовершеннолетних граждан регулируются законами субъектов Федерации в части вопросов, отнесенных к их ведению.

Деятельность по опеке и попечительству осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) свободного принятия гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободного отказа от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей;

2) контроля над деятельностью по опеке и попечительству;

3) обеспечения защиты прав и законных интересов подопечных (ст. 5 Закона).

В большинстве случаев определялось возложение обязанностей по организации деятельности по опеке и попечительству на субъекты Федерации, которые делегировали свои полномочия органам местного самоуправления. Муниципальные органы власти применительно к своим условиям и потребностям формировали систему организаций, выполняющих функции опеки и попечительства. Законом вводится новое правило: теперь органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Федерации. Исполнение полномочий соответствующих органов и их правовой статус регламентируется на основе актов, принимаемых органами власти субъектов Федерации (п. 1 ст. 6 Закона) [30, с. 23].

Основные задачи органов опеки и попечительства вытекают из принципов государственного регулирования, определяющего публичные функции в сфере организации и осуществления опеки и попечительства.

К таковым законодатель относит:

- защиту прав и законных интересов соответствующих категорий граждан;

- надзор над деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

- контроль над сохранностью имущества и управлением имуществом подопечных либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 7 Закона).

В статье 8 Закона закреплены основные полномочия органов опеки и попечительства. В связи с характером деятельности среди полномочий органа опеки и попечительства можно выделить:

1) учетные - выявление и учет лиц, нуждающихся в опеке (попечительстве), учет лиц, желающих стать опекунами (попечителями);

2) контрольно-надзорные - надзор над деятельностью опекунов (попечителей), организаций, в которые помещены недееспособные (не полностью дееспособные); проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами (попечителями) прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами (попечителями) требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов (попечителей);

3) разрешительные - выдача разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных; выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных;

4) защитно-представительские - обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности; освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей; заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных; представление законных интересов несовершеннолетних (недееспособных) граждан, находящихся под опекой (попечительством), в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству, интересам подопечных;

5) партнерские - подготовка в порядке, определяемом Правительством РФ, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, либо принять детей, оставшихся без попечения родителей; оказание содействия опекунам и попечителям в осуществлении ими прав по исполнению обязанностей опекунов или попечителей.

Деятельность по осуществлению опеки и попечительства имеет социально значимый характер и связана с надлежащим обеспечением интересов особой категории лиц, не способных в соответствии с законом в полной мере реализовать свои права и интересы. Поэтому с учетом интересов подопечных Закон предъявляет специальные требования к лицам, которые вправе выступать опекунами или попечителями (п. 1 ст. 10).

Законодатель закрепляет право органа опеки и попечительство запрашивать информацию о лице, изъявившем желание оформить опеку (попечительство), как от самого кандидата, так и от компетентных органов. Причем данное право органа опеки определяется как его безусловная обязанность в целях подбора достойного кандидата для выполнения опекунских или попечительских функций (п. 2 ст. 10).

При этом устанавливается перечень лиц, которые в преимущественном порядке имеют право быть опекуном (попечителем) подопечного:

1) бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного;

2) бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного.

Первоочередность в предоставлении права указанным лицам быть опекунами (попечителями) определена близкой родственной либо семейной связью с подопечным.

Законодатель определяет возможность назначения подопечному нескольких опекунов. Такая новелла соответствует общей мировой практике установления опекунских отношений. При этом как в случае с множественностью лиц в обязательстве (ст. 322 ГК РФ) они несут за свои действия солидарную ответственность. Это означает совместное бремя последствий неисполнения (ненадлежащего исполнения) возложенных на них обязанностей. Действующее законодательство такую возможность устанавливает в нормах семейного права для случаев создания приемной семьи (п. 7 ст. 10).

Представительство и защита прав и законных интересов подопечных при назначении им нескольких опекунов или попечителей осуществляются одновременно всеми опекунами или попечителями; при этом допускается передача полномочий по ведению дел подопечного одному из опекунов (попечителей) на основании доверенностей.

Одно и то же лицо может быть опекуном или попечителем нескольких подопечных исходя из их интересов. Такое решение принимает орган опеки и попечительства.

Интересы подопечного не должны ущемляться. Противоречие интересов между подопечными и опекуном (попечителем) законодатель рассматривает как основание для назначения органом опеки и попечительства каждому из подопечных временного представителя для разрешения возникших противоречий (п. 10 ст. 10). Таким представителем может стать социальный работник, общественный инспектор, утвержденный в установленном порядке и полномочный оказать необходимую помощь.

Закон вводит новый институт опеки и попечительства - предварительную опеку (ст. 12 Закона). Институт предварительной опеки определен практикой существующих отношений и продиктован в первую очередь интересами недееспособного или не полностью дееспособного лица.

Потребность в предварительной опеке возникает, когда необходимо немедленное устройство несовершеннолетнего. Такая ситуация возможна, например, при непосредственной угрозе жизни ребенка (ст. 77 СК РФ).

Опекуном или попечителем может быть только совершеннолетний дееспособный гражданин. Акт о предварительной опеке или попечительстве может быть вынесен на основании предоставленного документа, удостоверяющего личность (например, паспорта) конкретного лица, и соответствия необходимым требованиям условий его жизни.

При этом орган опеки и попечительства разрешает вопрос о назначении опекунов (попечителей) без предоставления ими необходимых сведений о себе, в том числе сведений о состоянии своего здоровья.

Законом предусмотрен механизм установления опеки (попечительства) по заявлению родителей на период их временного отсутствия по уважительным причинам (ст. 13).

Назначение опекуна или попечителя в этом случае не рассматривается как санкция и не является основанием для лишения или ограничения родительских прав.

Обращение родителя в орган опеки и попечительства с соответствующим заявлением при наличии уважительных причин свидетельствует об их желании защитить права и интересы ребенка на период своего отсутствия. Такие действия родителей ведут к так называемой срочной опеке.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты