В Российской Федерации усыновление является одной из основных и достаточно широко распространенных форм устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Деятельность органов по оформлению усыновления российских детей установлено, что в ряде территорий Российской Федерации допускаются грубые нарушения действующего законодательства, ведомственных нормативных актов при рассмотрении этой категории дел. Допускается взаимодействие с посредническими российскими организациями, адвокатами, частными лицами, не наделенными соответствующими компетентными органами принимающего государства правом помещения детей в семьи и последующего контроля за условиями жизни и воспитания детей.
Практикуется заключение прямых договоров между иностранными организациями и территориальными органами исполнительной власти, предметом которых является передача на усыновление детей, оставшихся без попечения родителей, в обмен на предоставление различных видов материальной или иной помощи, услуг. Размер предоставляемой помощи, как правило, ставится в прямую зависимость от количества переданных на усыновление детей.
Выявлены многочисленные факты нарушений требований российского законодательства и законодательства принимающих стран при оформлении документов кандидатов в усыновители. В ряде случаев отсутствует разрешение компетентного органа принимающего государства на помещение ребенка в данную семью. Вместо оригиналов представляются копии заключений (homestudy) о социально-бытовых условиях семьи, медицинских и финансовых документов и даже заявлений кандидатов в усыновители с просьбой об усыновлении. Нередко представляемые документы не легализованы в установленном законом порядке и перевод их нотариально не удостоверен, вследствие чего они не имеют юридической силы на территории Российской Федерации.
При решении вопроса о возможности передачи ребенка на усыновление не всегда в полном объеме учитывается его социально-правовой статус. В результате дети, имеющие все показания к незамедлительной передаче их в семью, необоснованно задерживаются в детских учреждениях, и в то же время имеет место передача детей на усыновление без достаточных на то медицинских и правовых оснований.
В целях защиты прав и законных интересов усыновленных детей орган опеки и попечительства по месту жительства усыновленного ребенка осуществляет контроль за условиями его жизни и воспитания.
Орган опеки и попечительства, на территории которого было произведено усыновление ребенка, обязан в 7-дневный срок после вступления в силу решения суда направить в орган опеки и попечительства по месту жительства усыновителя (ей) с усыновленным ребенком соответствующую информацию для организации контроля за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка. При передаче указанных сведений должна быть сохранена тайна усыновления. Лица, виновные за ее разглашение, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Контрольное обследование условий жизни и воспитания усыновленного ребенка проводится специалистом по охране детства органа опеки и попечительства ежегодно, в течение первых 3 лет после установления усыновления. Необходимость проведения контрольных обследований по истечении 3 лет определяется органом опеки и попечительства индивидуально в соответствии с конкретной ситуацией, складывающейся в семье усыновителя(ей). Контрольное обследование условий жизни и воспитания усыновленного ребенка проводится с сохранением тайны усыновления.
Дела об установлении усыновления ребенка рассматриваются единолично судьей в закрытом судебном заседании с обязательным присутствием, личным участием самих усыновителей, представителя органа опеки и попечительства, а также прокурора.[55]Невыполнение судом этих требований закона может явиться основанием к отмене решения, если это нарушение привело либо могло привести к неправильному разрешению вопроса об усыновлениии. Лица, участвующие в деле об установлении усыновления ребенка наделяются соответствующими процессуальными правами и обязанностями.
Следует также отметить, что при подготовке дела к судебному разбирательству судья обсуждает вопрос о необходимости привлечения к участию в деле родителей (родителя) усыновляемого ребенка, его родственников, представителей учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, других заинтересованных лиц, а также самого ребенка в возрасте от 10 до 14 лет (ст. 273 ГПК) для того, чтобы вопрос об усыновлении был решен максимально с учетом интересов ребенка. При этом под интересами ребенка, которые в силу п. 2 ст. 124 СК обязательно должны быть соблюдены при усыновлении, следует понимать обеспечение условий, необходимых для его полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития. Кроме того, при усыновлении ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.
При решении вопроса о необходимости вызова в судебное заседание несовершеннолетнего целесообразно выяснить мнение по этому поводу органа опеки и попечительства, с тем чтобы присутствие ребенка в суде не оказало на него неблагоприятного воздействия.
К интересам ребенка, которые обязательно должны быть соблюдены при усыновлении, могут быть отнесены самые разнообразные обстоятельства, влияющие на соблюдение его законных прав и интересов. Именно в интересах закреплено правило, согласно которому усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается[56].
Закон не содержит ни каких ограничений по усыновлению детей, страдающих какими- либо заболеваниями, из чего следует, что усыновленными могут быть как здоровые, так и больные дети. Информация о состоянии здоровья ребенка должна содержаться в специальном медицинском заключении о состоянии здоровья.
Предпочтение отдается усыновителям, являющимся гражданами Российской Федерации и проживающим на территории Российской Федерации, а также родственникам ребенка перед усыновителями- иностранными гражданами.
Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представилось возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, или на усыновление родственникам ребенка независимо от места жительства и гражданства.
При усыновлении на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации ребенка, являющегося иностранным гражданином, необходимо получить не только согласие законного представителя ребенка, но и компетентного органа государства, гражданином которого является этот ребенок.[57]
Суд, рассмотрев заявление об установлении усыновления ребенка по существу, выносит решение об удовлетворении заявления или об отказе в его удовлетворении полностью или только в части удовлетворения просьбы усыновителей о записи их в качестве родителей в актовой записи о его рождении, а также об изменении даты и места рождения ребенка.(ст.263 ГПК) Судебная практика показывает, что удельный вес удовлетворенных судами заявлений об установлении усыновления ребенка является высоким.
Список используемой литературы
Нормативно- правовые акты:
1. Гражданско- процессуальный кодекс Российской Федерации.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.
1. Семейный кодекс Российской Федерации.-М.: Изд-во «ПРИОР», 2002г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации.-М.:Ассоциация авторов и издателей 2 ТАНДЕМ». Изд-во « ЭКМОС»,2001г.
3. Комментарий к ГПК. –М.: Проспект, 2003г.
4. Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 "Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью"
6. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства" (с изм. и доп. от 4 апреля 2002 г.)
7. Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217
"О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием"
8. Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением (утв. постановлением Правительства РФ от 28 марта 2000 г. N 268)
Дополнительная литература:
1. Гражданский процесс: Учебник / Под ред. М.С. Шакарян.- М.: Юрид. Лит.,2003г.
2. Драгунская Л. Кому передать на воспитание ребенка?. -М.: Российская юстиция.1996. №10. с.51,52.
3. Право в вопросах и ответах: Учебное пособие. -М.: ИНФРА- М,2002г.
4. Пчелинцева Л.М. Семейное право России:Учебник для ВУЗов.-М.: Норма, 2002г.
5. Журнал « Защити меня» Изд.: Фонд « Дом детей- сирот» №1, 3, 6 за 2003 год и №1,2 за 2004 год.
[1] Ст.35-38 Основ законодательства РФ о нотариате //Ведомости РФ
[2] гл.28. ГПК РФ
[3] ст.264 ГПК РФ
[4] ст.264-265 ГПК РФ
[5] Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 25.10.96 N 9 "О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов"*(80) (п. 5)
[6] ст.49 СК
[7] ст. 7 Закона РФ от 18.10.91 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (в ред. от 07.08.2000)
[8] п. 1 ч. 2 ст. 264 ГПК
[9] п. 2 ч. 2 ст. 264 ГПК
[10] (п. 1 ст. 1148 ГК
[11] п. 2 ст. 74 Закона об актах гражданского состояния.
[12] п. 9 ч. 1 ст. 262 ГПК
[13] п. 5 ч. 2 ст. 264 ГПК
[14] п. 6 ч. 2 ст. 264 ГПК
[15] п. 7 ч. 2 ст. 264 ГПК
[16] утверждено Постановлением Правительства РФ от 11.03.99 N 279 (в ред. от 24.05.2000
[17] п. 8 ч. 2 ст. 264 ГПК
[18] п. 9 ч. 2 ст. 264 ГПК.
[19] п. 1 ст. 1154 ГК
[20] ст. 1115 ГК
[21] ст. 49 СК
[22] ст.271 ГПК
[23] Постановление Правительства РФ от29.03.2000г. №275 ст.1590
[24] Постановление Правительства РФ от28.03.2000г. №268 Ст. 1501
[25] ст. 131 ГПК
[26] ст. 270 ГПК
[27] ч. 1 ст. 271 ГПК.
[28] ч. 2 ст. 271 ГПК.
[29] коммент. к ст. 408 ГПК).
[30] П.24 правил передачи детей на усыновление(удочерение)
[31] п.14 постановления Пленума Верховного суда РФ от 04.07.1997г. №9
[32] ч. 1 ст. 364 ГПК
[33] п. 2 ст. 124 СК
[34] ст. 139 СК
[35] в ст. 155 Уголовного кодекса РФ от 13.06.96 N 63-ФЗ (в ред. от 25.07.02)
[36] ст. 21, 27 ГК
[37] Постановлением Правительства РФ от 01.05.96 N 542 "Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью"
[38] п. 2 ст. 124, п. 2 ст. 131 СК
[39] п. 6 ст. 71 СК
[40] ст. 30 ГК
[41] п. 1 ст. 133 СК РФ
[42] ст. 57 и п. 1 ст. 132 СК
[43] п. 15 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации
[44] ч. 1 ст. 212 ГПК
[45] ст. 57, п. 2 ст. 141 СК
[46] абз. 2 п. 3 ст. 140 СК
[47] . Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР" от 21 августа 1996 г.
[48] ст.ст.127,128 СК РФ
[49] ст.ст.21,27 ГК РФ
[50] Постановление Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 г. N 542.
[51] п.1 ст.124, п.2 ст.131 СК РФ
[52] ч.2 ст.263-4 ГПК РСФСР
[53] п.25 Положения о порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 1995 г. N 917.
[54] Порядок организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 919).
[55] п.1 ст. 125 СК; ст.25 ГПК
[56] п.3. ст124 СК
[57] п.1.ст.165СК
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10