Увольнение работника с целью недопущения коррупции

Это послужило основанием для нераспространения на данных работников, учитывая выполнение ими вспомогательных функций, статуса государственных служащих. В связи с этим постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 17.10.2003 № 123 утвержден перечень должностей работников, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих деятельность государственных органов, не относящихся к государственным должностям. Это:

- начальник (заведующий) общего отдела, его заместитель, осуществляющие только технические функции и обеспечивающие деятельность государственного органа;

- начальник (заведующий) хозяйственного, административно-хозяйственного отдела и других структурных подразделений с аналогичными функциями,

- его заместитель;

- заведующий: архивом, канцелярией, машинописным бюро, копировально-множительным бюро, экспедицией, хозяйством, складом, научно-технической библиотекой (библиотекой) и др.

На указанные категории работников действие нормы п. 5 ст. 47 ТК не распространяется.

2.Установить, обоснованно ли к работнику предъявлены нанимателем требования о подписании письменных обязательств по выполнению мер по предупреждению коррупции.

Государственные служащие подписывают письменные обязательства, в которых содержатся ограничения, связанные с государственной службой. Данные ограничения предусмотрены ст. 22 Закона о госслужбе.

Содержательный смысл этих ограничений в большой степени совпадает с нормами ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией. Большинство государственных служащих, по крайней мере, те, с которыми заключаются контракты, именно в контрактах дают письменные обязательства соблюдать ограничения, связанные с государственной службой.

В п. 3.3 Примерной формы контракта с государственными служащими (приложение к Положению о порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими), утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.10.2003 № 1271, указано о соблюдении государственными служащими ограничений, связанных с государственной службой, установленных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами, а также ограничения, установленные ст. 22 Закона о госслужбе. Обоснованность требований к государственным служащим не вызывает сомнений в связи с тем, что, во-первых, в силу ст. 30 Закона о госслужбе с ними заключаются контракты; во-вторых, в содержании контрактов обязательно указываются ограничения, связанные с государственной службой, неисполнение которых может быть основанием для применения п. 5 ст. 47 ТК.

Следует отметить, что несмотря на то что в соответствии с п. 5 ст. 30 Закона о госслужбе названы отдельные категории государственных служащих, с которыми не заключаются контракты, тем не менее на них также распространяются ограничения, связанные с государственной службой, указанные в ст. 22 Закона о госслужбе. К числу таких лиц относятся: Премьер-министр, депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, а также судьи.

Комплекс мер по предупреждению коррупции должен отражаться в письменных обязательствах, в которых согласие подтверждается личными подписями лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций: государственных должностных и приравненных к ним лиц.

Для того чтобы иметь основания применить п. 5 ст. 47 ТК, нанимателям необходимо проследить, соответствует ли текст письменных обязательств положениям ст. 17 и 20 Закона о борьбе с коррупцией.С целью недопущения коррупции государственным должностным лицам и лицам, приравненным к ним, запрещается:

   - вмешательство с использованием своих служебных полномочий в деятельность иных государственных органов и других организаций, если это не входит в круг их полномочий и не основано на законодательном акте Республики Беларусь;

   - использование своего служебного положения при решении вопросов, затрагивающих их личные, групповые и иные внеслужебные интересы, если это не связано со служебной деятельностью;

   - оказание неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий или оказание содействия в их предоставлении;

   - участие в качестве поверенных третьих лиц в делах государственной организации, в которой они состоят на службе, либо подчиненной или подконтрольной ей иной государственной организации;

   - использование в личных, групповых и иных внеслужебных интересах информации, содержащей сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, полученной при исполнении ими служебных (трудовых) обязанностей;

   - отказ в предоставлении информации физическим или юридическим лицам, предоставление которой этим лицам предусмотрено законодательством Республики Беларусь, умышленное несвоевременное ее предоставление или предоставление неполной либо недостоверной информации;

   - требование от физических или юридических лиц информации, в том числе документов, предоставление которой не предусмотрено законодательством Республики Беларусь;

   - нарушение (в личных, групповых и иных внеслужебных интересах) установленного законодательными актами Республики Беларусь порядка рассмотрения обращений физических или юридических лиц и принятия решений по вопросам, входящим в их компетенцию;

   - создание препятствий физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;

   - делегирование полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности либо на контроль за ней лицу, осуществляющему такую деятельность, если это не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь;

   - нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов, установленного законодательством Республики Беларусь;

   - требование предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, а равно нарушение порядка ее предоставления и использования, установленного законодательством Республики Беларусь.

Обязательства государственных должностных лиц и лиц, приравненных к ним, оформляются письменно, преимущественно посредством трудового договора (контракта).

Так, государственный служащий, заключая контракт, на основании ст. 22 Закона о госслужбе, а также Положения о порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.10.2003 № 1271, и п. 3 Примерной формы контракта с государственным служащим, принимает на себя следующие обязанности:

   - не заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, не оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение;

   - не принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией;

   - не занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

   - не заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемой в порядке и на условиях, установленных законодательством;

   - не использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересами государственной службы;

   - не принимать от физических и юридических лиц любые не предусмотренные законодательством вознаграждения, включая подарки, в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров;

   - не пользоваться в личных целях бесплатными услугами физических и юридических лиц, оказанными ими в связи с исполнением государственным служащим своих служебных обязанностей;

   - не использовать во внеслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа и служебную тайну;

   - не иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в других странах;

   - передать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли участия (акции, права) в уставном фонде коммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Как подчеркивалось выше, многогранность государственной службы не позволяет законодателю в одном законодательном акте предусмотреть исчерпывающий перечень ограничений для государственных служащих. Законодательными актами могут быть установлены иные ограничения, связанные с государственной службой (п. 2 Закона о госслужбе).

Указанные ограничения для государ-ственных служащих во многом совпадают с ограничениями, предусмотренными ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией. Сходство норм прослеживается также при постановке вопроса об ответственности государственных должностных и приравненных к ним лиц, нарушивших обязательство по соблюдению ограничений, что также влечет освобождение от занимаемых должностей.

3.Выяснить, в чем конкретно выразились виновные действия работника и неисполнение принятых обязательств. Для этого необходимо исследовать трудовой договор (контракт), должностные инструкции, другие документы, в которых устанавливаются обязанности по выполнению государственных функций рассматриваемых категорий служащих - государственных должностных и приравненных к ним лиц.

Наряду с перечисленными документами доказательствами по данной категории дел являются:

   - приказы о приеме и об увольнении;

   - доказательства о факте неподписания либо нарушения работником письменных обязательств по выполнению предусмотренных законодательством мер по предупреждению коррупции.

Увольнение по п. 5 ст. 47 ТК не является мерой дисциплинарного взыскания. Это означает, что на нанимателя не возлагается обязанность соблюдения сроков, предусмотренных ст. 200 ТК для наложения мер дисциплинарных взысканий и других процедурных правил, связанных с увольнением как мерой дисциплинарного взыскания. При применении данного основания прекращения трудового договора (контракта) не требуется обеспечивать увольняемому гарантии, предусмотренные ТК: увольнение работника по п. 5 ст. 47 ТК осуществляется без уведомления профсоюза (ст. 46 ТК) и без выплаты выходного пособия (ст. 49 ТК).


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1        Василевич, Г.А. Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь / под ред. Василевича Г.А. – Минск: Амалфея, 2003. – 1120 с.

2        Василевич, Г.А. Трудовое право: Учебник / В.И Семенков, Г.А. Василевич Г.Б. Шишко и др.; под общ. ред. В.И. Семенкова. – 3-е изд.; перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2006. – 250 с.

3        Важенкова, Т.Н. Трудовое право Республики Беларусь: Практическое пособие / Т.Н. Важенкова – Минск: УП «Молодежное», 2003.

4        Гапоненко, В.Ф. Трудовое право / В.Ф. Гапоненко, Ф. Н. Михайлов. - М.: ЮНИТИ, 2002. – 463 с.

5        Дмитрук, В.Н. Трудовое право. / Учебное пособие. – Минск: Амалфея, 2000.

6        Закон Республики Беларусь от 22.04.1992 № 1605-XII «О профессиональных союзах», 22 апреля 1992 г. № 1605-XII (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1992 г., № 19, ст. 300). текст закона по состоянию на 16 мая 2007 г. // Юридич. справоч.-информ. автоматизированная система «ЮСИАС» [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.

7        Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 ноября 2004 г.). – Минск: Беларусь, 2006. – 92 с.

8        Круглов, В.А. Трудовое право Республики Беларусь: Краткое изложение курса / В.А. Круглов. – Минск: Дикта, 2004. – 75 с.

9        Семенков, В.И. Трудовое право: Учебник / В.И. Семенков, В.Н. Артемова, Г.А. Василевич и др.; под общ. ред. Семенкова В.И. - Минск: Амалфея, 2001. - 592 с.

10   Семенков, В.И. Трудовое право: Учебник / под общ. ред. Семенкова В.И. - Минск: Амалфея, 2002. – 672 с.

11   Семенков, В.И. Трудовое и социальное право: Учебник / под ред. В.И. Семенкова. - Минск: Амалфея, 1999. – 664 с.

12   Смирнов, О.В. Трудовое право / под ред. О.В. Смирнова. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательская группа «Проспект», 2000. – 447 с.

13   Трудовой кодекс Республики Беларусь: принят Палатой Представителей 8 июня 1999 г. одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 10 февр. 2009 г. // Юридич. справоч.-информ. автоматизированная система «ЮСИАС» [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.

14   Указ Президента Республики Беларусь «О республиканском трудовом арбитраже» от 29 июня 1999 года №348. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 14.07.1999, № 51, рег. № 1/455 от 01.07.1999): текст указа по состоянию на 5 ноябр. 2004 г. // Юридич. справоч.-информ. автоматизированная система «ЮСИАС» [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты