Субъектами рассматриваемого административного правонарушения являются предприятия и организации-резиденты, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле", заключившие или от имени которых заключены сделки, предусматривающие перевод из Российской Федерации иностранной валюты в целях приобретения товаров; к этим субъектам относятся и физические лица, в том числе занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица [9, с.148].
Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется наличием вины. На основании пункта 2 Письма ГТК РФ при доказывании субъективной стороны правонарушения необходимо учитывать меры, предпринятые импортером в целях исполнения возложенной на него обязанности, к числу которых могут быть отнесены:
ü на стадии предконтрактной подготовки - выяснение через торгово-промышленную палату, торговое представительство, официальные органы страны иностранного партнера либо иными способами его надежности и деловой репутации;
ü на стадии заключения контракта:
внесение в договор способа обеспечения исполнения обязательств в зависимости от надежности и деловой репутации партнера (неустойка, поручительство, залог, задаток и т.д.);
применение таких форм расчета по договору, которые исключают то, что оплаченные товары не будут ввезены (оплата после отгрузки, аккредитив и т.д.);
разработка механизма разрешения возможных разногласий с установлением сроков досудебных способов защиты нарушенных прав и указанием, какой судебный орган будет рассматривать возникший спор;
использование страхования коммерческих рисков;
ü после неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств:
ведение претензионной работы (переписка с иностранной стороной о нарушении обязательств по договору, предъявление претензии);
предъявление после ответа на претензию или истечения срока ответа искового заявления в судебные органы с требованием о поставке неввезенных товаров или взыскании с контрагента их стоимости.
Юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.25 КОАП РФ, если будет доказано, что у него была возможность исполнить обязанность ввоза товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной в установленный срок, но данное лицо не предприняло никаких зависящих от него мер, чтобы выполнить свое обязательство.
Согласно пункту 7 Письма Минфина России, предприятие признается виновным по части 2 статьи 15.25 КОАП РФ, если установлено, что указанное правонарушение совершено после того, как в контракт между предприятием и иностранным партнером внесены положения, ухудшающие позицию предприятия с точки зрения возврата иностранной валюты, а предприятие не предприняло ответных мер и не предложило внести в контракт дополнительные меры ответственности иностранного партнера (пеня, поручительство, банковская гарантия, страхование рисков).
Объектом административного правонарушения выступают публичные правоотношения по защите экономических интересов Российской Федерации, заключающиеся в предотвращении незаконного вывоза капитала за рубеж.
Объективная сторона административного правонарушения выражается в невыполнении обязанности, установленной пунктом 2 Указа Президента России от 21 ноября 1995 г. N 1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации". Указ гласит, что импортеры-резиденты, заключившие или от имени которых заключены сделки, предусматривающие перевод из Российской Федерации иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной в течение 90 календарных дней с даты оплаты товаров, если иное не установлено Центробанком.
В соответствии с пунктом 4 Письма ГТК РФ не могут быть признаны рассматриваемым административным правонарушением случаи, когда:
ü проведен зачет платежей, осуществленных импортером-резидентом по контракту, товары по которому не ввозились, в качестве погашения задолженности импортера-резидента за поставленные по другому контракту товары, заключенному с тем же продавцом-нерезидентом;
ü товары в установленный срок ввезены на территорию Российской Федерации, но их таможенное оформление не произведено или произведено без представления паспорта импортной сделки;
ü иностранная валюта своевременно возвращена в сумме не менее той, что ранее переведена в уполномоченный банк, не оформлявший паспорт импортной сделки, при условии идентификации поступивших сумм применительно к импортному контракту, за исполнением которого ведется валютный контроль;
ü имеется разрешение Центробанка на совершение импортером предварительной оплаты товара на срок, превышающий 180 дней до его ввоза на территорию Российской Федерации, и срок ввоза товаров, предусмотренный разрешением, в момент проведения проверки не истек.
Кроме того, на основании пункта 4 Письма ГТК РФ письменное заключение, выданное уполномоченными Минэкономразвития России по итогам рассмотрения представленных импортерами-резидентами документов, подтверждающих невозможность ввоза товаров либо возврата денежных средств в иностранной валюте, переведенных из Российской Федерации за границу в целях приобретения товаров, оценивается наряду с другими доказательствами отсутствия или наличия состава правонарушения. Это весьма важный документ, получить который полезно всем предприятиям, которые не могут исполнить требования валютного законодательства по не зависящим от них причинам. Данный документ в подавляющем большинстве случаев помогает предприятиям избежать штрафов за нарушение валютного законодательства.
Согласно пункту 8 Письма ГТК РФ, размер административного наказания должен соответствовать характеру совершенного деяния и дифференцироваться в зависимости от того, в чем заключается правонарушение:
ü в неввозе на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, или невозврате переведенной за эти товары суммы денежных средств;
ü во ввозе на территорию Российской Федерации указанных товаров или возврате денежных средств с нарушением установленного срока.
Согласно части 3 статьи 15.25 КОАП РФ, нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, ставших предметами административного правонарушения. Это правонарушение сходно со вторым административным правонарушением, однако в данной части статьи речь идет уже не о товаре, а о работах, услугах и результатах интеллектуальной деятельности.
Пункт 4 статьи 15.25 КОАП РФ за несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда. Здесь имеются в виду следующие нарушения порядка документального оформления валютных операций: неправильное составление паспорта сделки и заполнение платежных документов, неверное ведение учетных карточек по сделкам, досрочное уничтожение документов, отражающих валютные операции, и иные административные правонарушения.
3. Уголовная ответственность за нарушение валютного законодательства
Согласно статье 193 УК РФ, руководитель организации, не вернувший из-за границы крупную сумму средств в иностранной валюте, которые должны быть перечислены на счета уполномоченного банка России, наказывается лишением свободы на срок до трех лет[4]. Крупным размером в данном случае признается сумма, превышающая 5 млн. руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 УК РФ валютное преступление - это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания.
Важно, что не считается преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом, но, в силу малозначительности, не представляющее общественной опасности. Порогом такой малозначительности в данном случае будет сумма в 5 млн. руб., указанная в примечании к статье 193 УК РФ. Таким образом, если сумма невозвращенной иностранной валюты меньше 5 млн. руб., то данное деяние будет квалифицироваться по нормам не уголовного законодательства, а административного права.
Валютное преступление - это преступление средней тяжести со всеми вытекающими из него уголовно-правовыми последствиями (рецидив, освобождение от ответственности или наказания и прочее), поскольку удовлетворяет условиям признания его таковым в части 3 статьи 15 УК РФ, где преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы.
Согласно статье 8 УК РФ, к уголовной ответственности можно привлечь руководителя юридического лица только при наличии в его деянии (действии или бездействии) состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом.
Характеристики состава валютного преступления. Субъект преступления - это конкретный преступник. Субъектом валютного преступления является руководитель организации, не возвративший из-за границы иностранную валюту.
Субъективной стороной валютного преступления выступает прямой умысел, поскольку субъект сознавал, что не возвращает иностранную валюту, или желал этого.
Используемые в уголовном праве другие признаки субъективной стороны - мотивы и цели невозвращения иностранной валюты - значения не имеют и могут выступать только в качестве смягчающих или отягчающих обстоятельств при рассмотрении уголовного дела по существу.
Объектом валютного преступления являются общественные отношения в сфере валютного регулирования и валютного контроля. Данные отношения возникают между уполномоченным банком и юридическим лицом и связаны с возвращением валютных ценностей на территорию Российской Федерации.
Объективную сторону валютного преступления составляет невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк. Понятие "крупный размер" расшифровано в примечании к статье 193 УК РФ.
Под уполномоченным банком, согласно пункту 8 статьи 1 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", понимается:
ü кредитная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющая право на основании лицензий Центробанка проводить банковские операции со средствами в иностранной валюте;
ü действующий на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центробанка филиал кредитной организации, созданной в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющий право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.
В курсовой работе мною рассмотрено государственное регулирование валютно-кредитных отношений в Российской Федерации. Оно призвано обеспечить экономическую безопасность страны, содействовать более быстрому росту ее экономики за счет расширения внешнеэкономических связей, создать условия для всесторонней интеграции экономики России в мировое хозяйство.
Валютная политика государства реализуется через валютное регулирование и осуществление валютного контроля. При этом государственное регулирование в РФ осуществляется как экономическими, так и административными методами.
Следует отметить, что укреплению экономической безопасности будет способствовать совершенствование государственного регулирования экономического роста путем разработки концептуальных и программных документов межрегионального и территориального планирования, создания комплексной системы контроля над рисками, включая проведение активной государственной антиинфляционной, валютной, курсовой, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, ориентированной на импортозамещение и поддержку реального сектора экономики [11, с.64].
Важная роль в валютном регулировании принадлежит Центральному банку России, который заключает межбанковские соглашения, представляет интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями.
К основным функциям Центрального банка России относятся: проведение всех видов валютных операций, разработка сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, издание нормативных актов, регулирование курса рубля к валютам других стран, выдача лицензий банкам на осуществление валютных операций.
Весьма существенный объем операций с иностранной валютой приходится на коммерческие банки, действующие на основе полного хозяйственного расчета и валютной самоокупаемости.
Следует учитывать, что расчеты между фирмами-резидентами в рублях можно проводить без ограничений. А вот валютные операции между российскими организациями запрещены (п. 1 ст. 9 закона "О валютном регулировании и валютном контроле").
Это значит, что российские фирмы не имеют права:
ü перечислять друг другу иностранную валюту;
ü покупать и продавать друг другу внешние ценные бумаги (то есть ценные бумаги, стоимость которых выражена в валюте, а также рублевые ценные бумаги, выпущенные за пределами России);
ü перечислять иностранную валюту со счета в России на счета за рубежом и обратно.
Российские фирмы имеют право покупать и продавать иностранную валюту. Совершать такие операции разрешено только через банки, у которых есть лицензия Банка России на проведение валютных операций (п. 1 ст. 11 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле"). Покупка и продажа валюты, минуя банки, запрещены.
Ответственность за нарушения валютного законодательства установлена статьей 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Российскую фирму могут оштрафовать, если она:
ü использует для расчетов валютные счета за границей, которые открыты с теми или иными нарушениями;
ü нарушила порядок ввоза (вывоза) и пересылки российской валюты и ценных бумаг;
ü не ведет отчетность, связанную с валютными операциями, или нарушает сроки ее хранения (например, не оформляет паспорта сделок);
ü не получила в установленный срок на свои банковские счета валюту от иностранных покупателей за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги.
Если иностранный покупатель задерживает перечисление денег, следует заключить дополнительное соглашение к импортному контракту, где оговариваются новые сроки расчетов. Этим фирма обезопасит себя от штрафа.
Кроме штрафа, с фирмы могут дополнительно взыскать:
ü все полученное по недействительным в силу закона сделкам;
ü необоснованно приобретенное не по сделке, а в результате незаконных действий.
Следует быть осторожными, так как интерпретация органами валютного контроля термина "все полученное по недействительным в силу закона сделкам" может оказаться для фирмы неожиданной. Существует практика, согласно которой это понятие означает всю сумму операции, и именно на эту сумму фирма может быть оштрафована, даже если она не получила по сделке никакого дохода.
Необходимо помнить: постановление о применении санкций за нарушение валютного законодательства фирма может обжаловать в судебном порядке. Подать заявление в суд нужно не позднее 10 дней с того момента, как было вынесено постановление о штрафе.
В курсовой работе мною было рассмотрено валютное законодательство РФ, определено понятие валютного права, его объекта и субъекта, а также как осуществляется валютное регулирование и валютный контроль в РФ. Выяснено, какая ответственность предусмотрена за несоблюдение действующего валютного законодательства.
Валютная политика направлена на достижение главных целей экономической политики государства - обеспечить устойчивость экономического роста, сдержать инфляцию и рост безработицы.
1. Конституция Российской Федерации. – М.: АСТ, 2009. – 64 с
2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ
3. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ
4. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (УК РФ) (с изм. и доп.)
5. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ
7. Вострикова Л.Г. Валютное право. - Учебное пособие для вузов – М.:: Юстицинформ, 2006.- 360 с.
8. Валютное право России: Учебник для вузов. М.: Норма, 2008. – 240 с.
9. Тосунян Г.А., Емелин А.В. Валютное право Российской Федерации: Учеб. пособие. М.: Дело, 2004.. – 368 с.
10. Комментарий к Федеральному закону "О валютном регулировании и валютном контроле" (постатейный) /Эрделевский А.М. - Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2004.
11. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения/Под ред. Л.Н. Красавиной. М.: Финансы и статистика, 2003. – 608 с.
12. Российская газета за 2008-2009 гг.