Валютный контроль в 2010 году

осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим экспорт товаров (работ, услуг), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, с получением отсрочки на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг);

передачу охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности на срок, превышающий 180 дней с даты поступления денежных средств резиденту.

Таким образом, отгрузка товара нерезиденту в срок свыше 180 дней с момента получения предоплаты не является нарушением валютного законодательства и осуществляется без разрешения Нацбанка.

То есть на сегодняшний день данная валютная операция является валютной операцией, связанной с движением капитала, и осуществляется без разрешения Нацбанка. В соответствии с Законом № 22З такая валютная операция вообще будет отнесена к текущим валютным операциям, которые по общему правилу осуществляются без ограничений согласно ст.10 Закона.

Статья 6 Закона изложена в новой редакции, согласно которой расширен и перечень неторговых операций. К операциям неторгового характера относятся, например:

перевод и получение денежных средств для выплаты заработной платы, денежного довольствия, стипендий, пенсий, алиментов, государственных пособий, доплат и компенсаций, а также денежных средств по возмещению вреда;

переводы денежных средств для оплаты командировочных расходов работников за пределами РБ;

перевод и получение денежных средств, входящих в состав наследства, и денежных средств, полученных от реализации наследственного имущества;

перевод и получение денежных средств, связанные со смертью граждан, включая пособия и материальную помощь на погребение, транспортные и иные расходы;

получение денежных компенсаций жертвами репрессий, членами их семей и наследниками;

переводы денежных средств, связанные с оплатой содержания дипломатических и иных официальных представительств, консульских учреждений РБ, находящихся за пределами РБ;

получение денежных средств судами, международным арбитражным (третейским) судом, правоохранительными органами, государственными нотариальными конторами, нотариальными бюро, связанное с осуществлением их деятельности, а также государственными органами или иными организациями при совершении их должностными лицами нотариальных действий;

иные операции, перечень которых определяется Президентом или по его поручению Советом Министров, а также международными договорами РБ и т.д.

В настоящее время перечня иных операций неторгового характера в белорусском валютном законодательстве не содержится. Поэтому действует следующее правило: все, что не является текущей валютной операцией, то есть все, что не указано в ст.5 и 6 Закона, считается валютной операцией, связанной с движением капитала.

Пример 6.

Резидент - юридическое лицо ошибочно перечислил денежные средства на счет нерезидента. К какой валютной операции относится получение резидентом от нерезидента ранее ошибочно перечисленных денежных средств и в каком порядке она совершается?

По действующей редакции Закона ответ будет следующим. Получение резидентом от нерезидента ошибочно перечисленных резидентом денежных средств на основании ст.7 Закона относится к валютной операции, связанной с движением капитала.

В соответствии с п.20 Правил субъекты валютных операций - резиденты (кроме банков) в уведомительном порядке осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала, не указанные в п.18 и 19 Правил, а также не указанные в ст.10 Закона.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно заключить, что получение резидентом от нерезидента ошибочно перечисленных резидентом денежных средств относится к валютной операции, связанной с движением капитала. Кроме того, осуществление данной операции производится в уведомительном порядке.

Руководствуясь Законом № 22-З, переводы, связанные с возвратом ошибочно и (или) излишне перечисленных денежных средств, являются текущими валютными операциями.

Пример 7.

К какому виду валютных операций относится перечисление резидентом нерезиденту взноса за участие в конференции и в каком порядке данная операция осуществляется?

По действующей редакции Закона ситуация выглядит следующим образом. Перечисление резидентом нерезиденту взноса за участие в конференции осуществляется в рамках договора возмездного оказания услуг. Следовательно, данная операция подпадает под расчеты в рамках экспортно-импортных операций. В этом случае имеет место импорт услуг.

В случае, когда срок между датой поступления денежных средств (платежа) и датой оказания услуг не превышает 180 дней согласно ст.5 Закона, перечисление взноса за участие в конференции является текущей валютной операцией. По общему правилу текущие валютные операции осуществляются между резидентами и нерезидентами без ограничений исходя из ст.10 Закона.

В случае, когда срок между датой поступления денежных средств (платежа) и датой оказания услуг превышает 180 дней согласно ст.7 Закона, перечисление взноса за участие в конференции является валютной операцией, связанной с движением капитала. В соответствии с п.20 Правил субъекты валютных операций - резиденты (кроме банков) в уведомительном порядке осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала, не указанные в п.18-19 Правил, а также не указанные в ст.10 Закона.

Орган валютного регулирования и валютного контроля высказался, что платеж за участие в семинарах, конференциях рассматривается как платеж в рамках договора возмездного оказания услуг в случае, если подробно расписаны оказываемые услуги и их стоимость и все существенные условия договора оказания услуг. Если же обязательство нерезидента заключается лишь в организации семинара или конференции, без конкретизации, то это является валютной операцией, связанной с движением капитала.

Теперь же в соответствии с Законом № 22-З данные вопросы отпадут сами собой. Перевод и получение денежных средств, связанные с участием в конференциях, семинарах, спортивных мероприятиях, выставках, ярмарках, являются текущими валютными операциями. По общему правилу согласно ст.10 Закона данные операции осуществляются между резидентами и нерезидентами без ограничений.

Валютные операции, связанные с движением капитала и проводимые между резидентами и нерезидентами, перечислены в ст.7 действующей редакции Закона. Кроме того, ряд валютных операций, связанных с движением капитала, указан в ст.10 Закона и п.18 Правил.

Законом № 22З ст.7 Закона изложена в новой редакции. Отныне валютными операциями, связанными с движением капитала, являются проводимые между резидентами и нерезидентами валютные операции, не относимые к текущим.

Полагаем, закрепленный в Законе № 22-З подход более удачен, поскольку перечень валютных операций, связанных с движением капитала, является открытым и их перечисление в ст.7 Закона носит больше информационный характер. Перечислить же в одной статье все валютные операции, связанные с движением капитала, не представляется возможным.

Закон № 22-З сохраняет подход, закрепленный в ст.9 Закона:

расчеты между юридическими лицами, между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также между индивидуальными предпринимателями осуществляются в безналичной форме;

расчеты в иностранной валюте с участием физических лиц, если они разрешены валютным законодательством, могут производиться с использованием наличной иностранной валюты.

Сохранена норма, закрепленная в ч.1 ст.10 Закона, в соответствии с которой текущие валютные операции осуществляются между резидентами и нерезидентами в порядке, установленном законодательными актами и (или) нормативными правовыми актами Нацбанка, без ограничений. Однако здесь необходимо упомянуть Указ Президента Республики Беларусь от 12.05.2009 № 240 "О некоторых вопросах в области валютного регулирования", которым предоставлено право Нацбанку устанавливать ограничения по осуществлению отдельных текущих валютных операций для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся резидентами РБ в соответствии с Законом.

Закон № 22-З расширяет перечень валютных операций, связанных с движением капитала, осуществляемых физическими лицами - резидентами с разрешения Нацбанка. Согласно Закону № 22-З на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, физическими лицами - резидентами разрешение Нацбанка требуется только в случаях:

приобретения акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента;

приобретения у нерезидента ценных бумаг, выпущенных нерезидентами, за исключением приобретения акций при их распределении среди учредителей;

приобретения в собственность имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь и относимого по законодательству Республики Беларусь к недвижимому имуществу;

размещения денежных средств в банках и иных кредитных организациях иностранных государств;

предоставления займов на срок, превышающий 180 дней;

перевода денежных средств по сделкам, предусматривающим доверительное управление валютными ценностями.

Вместе с тем сохранена норма ст.10 Закона, в соответствии с которой не требуется получения разрешения Нацбанка на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, физическими лицами - резидентами, непрерывно проживающими (находящимися) за пределами РБ более одного года, если проведение таких операций не связано с осуществлением ими предпринимательской деятельности на территории РБ.

Очень важным изменением является изложение перечня валютных операций, связанных с движением капитала, которые осуществляются без разрешения Нацбанка, в новой редакции. Отметим, что из данного перечня исключен ряд валютных операций, таких как:

осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим экспорт товаров (работ, услуг), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, с получением отсрочки на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), передачу охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности на срок, превышающий 180 дней с даты поступления денежных средств резиденту;

осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим импорт товаров (работ, услуг), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, с получением отсрочки на оплату товаров (выполнение работ, оказание услуг), передачу охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности на срок, превышающий 180 дней с даты поступления от нерезидента товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;

осуществление расчетов по договорам аренды имущества, за исключением договоров аренды имущества, находящегося за пределами РБ и относимого по законодательству РБ к недвижимому имуществу;

осуществление переводов иностранной валюты, белорусских рублей в качестве членских взносов в связи с участием в международных организациях.

Поскольку на практике возникали вопросы с квалификацией операций, связанных с расчетами как при создании юридических лиц, так и при приобретении доли в уже созданных предприятиях, в Законе № 22З появились две самостоятельные валютные операции, связанные с движением капитала, которые осуществляются без разрешения Нацбанка:

продажа нерезиденту доли в уставном фонде или пая в имуществе резидента;

формирование уставного фонда юридического лица - резидента за счет вкладов нерезидентов в иностранной валюте, белорусских рублях либо в ценных бумагах в иностранной валюте, в ценных бумагах в белорусских рублях в порядке, установленном законодательством.

Нацбанк стоял и ранее на позиции, что приобретение нерезидентом доли (пая) в уже созданном предприятии­резиденте также является валютной операцией, связанной с движением капитала, не требующей разрешения Нацбанка. Теперь эта позиция официально закреплена в законодательном акте.

Необходимо обратить внимание, что в перечне появились две совершенно новые валютные операции, связанные с движением капитала, не требующие разрешения Нацбанка:

осуществление переводов денежных средств, связанных с приобретением конкурсных (тендерных) документов и участием в торгах (конкурсах, тендерах, аукционах);

получение кредитов и (или) займов банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями.

Иные изменения.

Статья 11 Закона подверглась некоторым техническим правкам, однако две важнейшие нормы, содержащиеся в ней, остались без изменений. Как и прежде:

запрещается использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и (или) платежных документов в иностранной валюте при проведении валютных операций между резидентами, за исключением случаев, установленных Законом и иными актами валютного законодательства;

в отношениях между физическими лицами - резидентами, не выступающими при проведении валютных операций в качестве индивидуальных предпринимателей, разрешается использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и платежных документов в иностранной валюте в случаях дарения (в том числе в виде пожертвований), а также отмены дарения, предоставления займов, возврата займов и процентов за пользование ими, передачи на хранение и их возврата.

Статья 12 Закона дополнена частью, в соответствии с которой валютно­обменные операции с участием физических лиц осуществляются без регистрации данных документа, удостоверяющего личность этих лиц, если иное не предусмотрено законодательными актами о предотвращении легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности.

Вместе с тем данную норму Закона необходимо соотносить с законодательством о предотвращении легализации доходов, полученных незаконным путем. В соответствии с п.1.2 Указа Президента Республики Беларусь от 04.11.2008 № 601 "Об отдельных вопросах осуществления банками финансовых операций" (далее - Указ № 601) Нацбанк, иные банки, небанковские кредитно-финансовые организации при осуществлении финансовых операций, сумма которых равна или превышает 1 тыс. базовых величин, в установленном законодательством порядке проводят идентификацию лиц, совершающих эти операции.

Из ст.13 Закона исключена норма, предоставлявшая право Совмину и Нацбанку по согласованию с Президентом устанавливать иные случаи полного или частичного освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от обязательной продажи иностранной валюты.

В ст.27 Закона также внесены изменения. Отныне у банка как агента валютного контроля вместо права осуществлять контроль за своевременностью представления отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства появилось право осуществлять контроль за полнотой и своевременностью предоставления клиентами информации, относящейся к валютным операциям, и соответствием ее требованиям валютного законодательства.

Кроме того, исключено право банка приостанавливать операции по открытым у них счетам клиентов на сумму, по которой не представлена документация о проводимых операциях. Необходимо отметить, что данная норма до ее отмены в силу различных причин не нашла практического применения.

Дополнительно уточнено, что банки и небанковские кредитно-финансовые организации как агенты валютного контроля вправе осуществлять иные функции, предусмотренные именно валютным законодательством.

В соответствии с Законом № 22-З банк и небанковская кредитно-финансовая организация не вправе выполнять распоряжение резидента или нерезидента о перечислении с его счета денежных средств:

если такое перечисление не соответствует режиму функционирования счета резидента или нерезидента;

если проведение валютной операции допускается при наличии разрешения Нацбанка, но такое разрешение резидентом или нерезидентом не представлено;

если резидентом или нерезидентом не представлены документы, предусмотренные требованиями нормативных правовых актов Президента и (или) нормативных правовых актов Нацбанка, либо представленные документы не соответствуют таким требованиям;

в иных случаях, установленных законодательными актами и (или) нормативными правовыми актами Нацбанка.


Список использованных источников


1.                 Конституция Республики Беларусь. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996г. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 05.01.1999, № 1, рег. № 1/0 от 04.01.1999). ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА "ЮСИАС" - 2008г.

2.                 Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000г. № 441-З. Принят Палатой представителей 3 октября 2000 года Одобрен Советом Республики 12 октября 2000 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 17.11.2000, № 106, рег. № 2/219 от 31.10 2000). ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА "ЮСИАС" - 2008г.

3.                 Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г." 166-З. Принят Палатой представителей 15 ноября 2002 года. Одобрен Советом Республики 2 декабря 2002 года. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 13.01.2003, № 4, рег. № 2/920 от 02.01.2003). ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА "ЮСИАС" - 2008г.

4.                 Закон Республики Беларусь от 22 июля 2003 года №226-3 "О валютном регулировании и валютном контроле". Принят Палатой представителей 25 июня 2003 года. Одобрен Советом Республики 30 июня 2003 года. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 04.08.2003, № 85, рег. № 2/978 от 25.07.2003). ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА "ЮСИАС" - 2008г.

5.                 Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю. Система финансового права // Финансовое право: Учебник / Отв. ред.Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко. - М. - 2006.

6.                 Л.А. Ханкевич "Финансовое право Республики Беларусь". Учебное пособие / Мн. Издательство "Амалфея" 2002г.

7.                 Финансовое право. Учебник / Под ред. проф. О.Н. Горбуновой Издательство "Юристъ" М., 2003.

8.                 Финансовое право. Серия "Учебники, учебные пособия" / Под ред. проф. В.М. Мандрина Ростов-на-Дону Издательство "Феникс", 2002.



Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты