Великая хартия вольностей 1215 г. и образование английского парламента

Создание парламента повлекло за собой изменение формы феодального государства, возникновение монархии с сословным представительством. Соотношение социально-политических сил в самом парламенте и вне его, а также взаимоотношения с монархом определили особенности как структуры, так и компетенции английского средневекового парламента. До середины XIV в. английские сословия заседали вместе, а затем разделились на две палаты. При этом рыцари от графств стали заседать вместе с представителями городов в одной палате (палата общин) и отделились от крупнейших магнатов, образовавших верхнюю палату (палату лордов). Английское духовенство не являлось особым элементом сословного представительства. Высшее духовенство заседало вместе с баронами, а низшее - в палате общин. Первоначально при выборах в парламент не существовало избирательного ценза. Статут 1430г. установил, что в собраниях графств, избиравших представителей в парламент, могут участвовать фригольдеры, получавшие не менее 40 шиллингов годового дохода.

Первое время возможности парламента влиять на политику королевской власти были незначительны. Его функции сводились к определению размеров налогов на движимость и к подаче коллективных петиций на имя короля. Правда, в 1297 г. Эдуард I подтвердил в парламенте Хартию вольностей, в результате чего появился Статут о неразрешенности налогов. В нем говорилось, что обложение налогами, пособиями и поборами не будет иметь места без общего согласия духовенства и светских магнатов, рыцарей, горожан и других свободных людей королевства. Однако в Статуте содержались оговорки, допускавшие возможность взимания королем ранее существовавших сборов.

Постепенно парламент средневековой Англии приобрел три важных полномочия: право законодательной инициативы и участия совместно с королем в издании законов, право решать вопросы о сборах с населения в пользу королевской казны и право осуществлять определенный контроль над высшими должностными лицами и выступать в некоторых случаях в качестве особого судебного органа[8].

Право законодательной инициативы парламента возникло из практики подачи коллективных парламентских петиций королю. Чаще всего они содержали просьбу о запрете нарушения старых законов или об издании новых. Король мог удовлетворить просьбу парламента или отвергнуть ее. Однако в течение XIV в. было установлено, что ни один закон не должен быть принят без согласия короля и палат парламента. В XV в. установилось правило, что ходатайства парламента должны облекаться в форму законопроектов, которые получили название биллей. Так оформилось понятие закона (статута) как акта парламента, исходящего от короля, палаты лордов и палаты общин[9].

В течение XIV в. постепенно закрепилась компетенция парламента в финансовых вопросах. Статут 1340 г. провозгласил без каких-либо оговорок недопустимость взимания без согласия парламента прямых налогов, а статуты 1362 и 1371 гг. распространили это положение на косвенные налоги. В XV в. парламент стал указывать назначение предоставляемых им субсидий и добиваться контроля над их расходованием.

Стремясь оказывать большее влияние на государственное управление, которое являлось бесспорной прерогативой короны, парламент с конца XIV в. постепенно ввел процедуру импичмента. Она состояла в возбуждении палатой общин перед палатой лордов как высшим судом страны обвинения против того или иного королевского должностного лица в злоупотреблении властью. Кроме того, в XV в. утвердилось право парламента прямо объявлять преступными те или иные злоупотребления. При этом издавался специальный акт, утверждаемый королем и получивший название "билль об опале".

Английский парламент, в отличие от французских и германских сословных ассамблей, был единственным общенациональным органом, не имевшим региональных аналогов. Его полномочия и регулярная деятельность, превращение его в постоянный элемент системы управления способствовали не ослаблению, а укреплению прерогатив и легитимных основ королевской власти. Не случайно сложившаяся конституционная доктрина рассматривала корону как составную часть парламента (король и две палаты). На протяжении XIII в. происходит также развитие нового исполнительного органа - Королевского совета. Он стал представлять собой узкую группу ближайших советников короля, в руках которой сконцентрировалась высшая исполнительная и судебная власть. В эту группу входили обычно канцлер, казначей, судьи, наиболее приближенные к королю министериалы, в основном выходцы из рыцарских слоев. Большой совет крупнейших вассалов короны утратил свои функции, которые отошли к парламенту.


Заключение


Таким образом, Великая хартия вольностей 1215года - важный первый конституционный акт, имеющий значение для современного английского конституционализма. Большинство статей регулировали сеньориальные права короля и вассальные обязанности баронов. Хартия фиксировала опеку короля над его несовершеннолетними вассалами. Регламентировался порядок ленной опеки: опекун должен был сохранять владение и получать с него доходы.

Определялась подсудность баронов: они выходили из-под юрисдикции королевских судов, их могли судить только равные им по званию - пэры. Споры о землевладении подлежали рассмотрению сеньориальных судебных курий. Король обещал соблюдать свободу церковных выборов. Вассальные отношения между баронами и рыцарями регулировались по аналогии с обязательствами баронов по отношению к королю.

По существу документ сводился к закреплению привилегий участников оппозиции - баронов, церкви, рыцарей, городского патрициата. Вместе с тем Хартия содержит статьи, провозглашавшие политическое ограничение королевской власти и защиту прав свободных граждан, позволяющие характеризовать этот документ как первый в конституционной истории Англии.

Огромное значение для английской правовой системы имели статьи, гарантировавшие защиту от административного и судебного произвола. Правосудие отделялось от личности короля: общие тяжбы рассматривались судом в Вестминстере. Впредь королевские чиновники не могли привлекать лицо к судебной ответственности только на основании устного заявления и без свидетелей.

Великая хартия вольностей не была реализована а практике в полной мере. Однако в историю она вошла как первый конституционный акт, имеющий значение для современного английского конституционализма. Статьи Хартии о контрольных и совещательных функциях Совета королевства подготовили правовую базу для английского парламента. Однако наибольшую известность приобрели статьи, гарантировавшие свободному населению Англии неприкосновенность личности и справедливое правосудие.

Важнейшим итогом гражданской войны был созыв первого в истории Англии сословно - представительного учреждения - Парламента (в январе 1265 года). Создание парламента повлекло за собой изменение формы феодального государства, возникновение монархии с сословным представительством. Соотношение социально-политических сил в самом парламенте и вне его, а также взаимоотношения с монархом определили особенности как структуры, так и компетенции английского средневекового парламента. Первоначально функции парламента сводились к определению размеров налогов и к подаче петиций на имя короля.

Однако, постепенно парламент средневековой Англии приобрел три важных полномочия:

1) право законодательной инициативы и участия совместно с королем в издании законов,

2) право решать вопросы о сборах с населения в пользу королевской казны и 3) право осуществлять определенный контроль над высшими должностными лицами и выступать в некоторых случаях в качестве особого судебного органа.

Практика взаимоотношений королевской власти и парламента рождала конвенциональные нормы или соглашения конституционного характера. Именно они послужили теоретическим обоснованием для последующего ограничения королевской власти в годы Английской революции.

Таким образом, принятие Великой хартии вольностей и формирование английского парламента являются важными этапами в развитии английского государства и права.


Список использованных источников и литературы


1.                 Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: учебник для вузов / В.Г. Графский. - М.: НОРМА, 2004. - 736 с.

2.                 История государства и права зарубежных стран: учебник / под ред. И.В. Абдурахмановой. - 3-е изд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр "МарТ", 2009. - 348 с.

3.                 История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов: в 2-х ч. / под ред. Н.А. Крашенинниковой, О.А. Жидкова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА, 2006. - Ч.1. - 717 с.

4.                 История государства и права зарубежных стран: учебник для студентов вузов / под ред. К.И. Батыра. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2005. - 496 с.

5.                 История средних веков: учебник для студентов вузов: в 2 т. / под ред. С.П. Карпова. - 4-е изд. - М.: Изд-во МГУ, Высшая школа, 2003. - Т.1. - 640 с.

6.                 Камерон Р. Краткая экономическая история мира от палеолита до наших дней / Р. Камерон; пер. с англ. Е.Н. Шевцовой. - М.: РОССПЭН, 2001. - 544 с.

7.                 Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов / А.И. Косарев. - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 2002. - 464 с.

8.                 Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: учебник: в 2 т. / О.А. Омельченко. - 3-е изд., испр. - М.: ТОН-Остожье, 2001. - Т.1. - 523 с.

9.                 Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: в 2 т. / под ред.К.И. Батыра, Е.В. Поликарповой. - М.: Юристъ, 2005. - Т.2. - 520 с.

10.            Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права: учебник / З.М. Черниловский. - М.: Проспект, 2002. - 591 с.



[1] История государства и права зарубежных стран : учебник для вузов : в 2-х ч. / под ред. Н.А. Крашенинниковой, О.А. Жидкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : НОРМА, 2006. – Ч. 1. – С. 385.

[2] Из Великой хартии вольностей (Magna Charta)//Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: в 2 т. / под ред. К.И. Батыра, Е.В. Поликарповой. – М.: Юристъ, 2005. – Т.1. – с.373

[3] История государства и права зарубежных стран : учебник / под ред. И.В. Абдурахмановой. – 3-е изд., исправ. и доп. – М. : Издательский центр «МарТ», 2009. – С. 48.

[4] Из Великой хартии вольностей (Magna Charta)//Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: в 2 т. / под ред. К.И. Батыра, Е.В. Поликарповой. – М.: Юристъ, 2005. – Т.1. – с.372

[5] История государства и права зарубежных стран : учебник для вузов : в 2-х ч. / под ред. Н.А. Крашенинниковой, О.А. Жидкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : НОРМА, 2006. – Ч. 1. – С. 387

[6] История государства и права зарубежных стран : учебник / под ред. И.В. Абдурахмановой. – 3-е изд., исправ. и доп. – М. : Издательский центр «МарТ», 2009. – С. 49-50.

[7] История государства и права зарубежных стран : учебник для вузов : в 2-х ч. / под ред. Н.А. Крашенинниковой, О.А. Жидкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : НОРМА, 2006. – Ч. 1. – С. 391.

[8] История государства и права зарубежных стран : учебник / под ред. И.В. Абдурахмановой. – 3-е изд., исправ. и доп. – М. : Издательский центр «МарТ», 2009. – С. 51.

[9] История государства и права зарубежных стран : учебник для вузов : в 2-х ч. / под ред. Н.А. Крашенинниковой, О.А. Жидкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : НОРМА, 2006. – Ч. 1. – С. 392-393.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты