Оригиналы представленных заявителем документов для получения разрешения вида на жительство, удостоверяющих личность, рождение, брак, право на наследование, трудовой книжки, пенсионного удостоверения, а также подтверждающих наличие индивидуального жилья, жилого помещения по месту проживания на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, подлежат возврату, а их копии и нотариально удостоверенный перевод на русский язык приобщаются к заявлению.
Вид на жительство иностранному гражданину выдается на срок действия документа, удостоверяющего его личность, но не более чем на пять лет. Вид на жительство лицу без гражданства выдается на пятилетний срок. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен еще на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.
При выдаче вида на жительство в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, делается отметка о выдаче вида на жительство, которая заверяется подписью должностного лица и скрепляется печатью "Для заграничных документов".
Разрешение на временное проживание, оформленное в виде документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, изымается и приобщается к учетному делу.
За выдачу иностранному гражданину разрешения на временное проживание, а так же за выдачу иностранному гражданину вида на жительство взимается государственная пошлина.
3.2 Основания отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство
Вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин:
1.выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;
2.финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;
3.подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации;
4.представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;
5.осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;
6.имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;
7.неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации;
8.не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным;
9.по истечении трех лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
10. выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;
11. находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев;
12. заключил брак с гражданином Российской Федерации, послуживший основанием для получения вида на жительство и этот брак признан судом недействительным;
13. является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются Правительством Российской Федерации.
В случае если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней.
Иностранный гражданин, не исполнивший данную обязанность, подлежит депортации.
4. Депортация иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальными органами.
Депортация осуществляется за счет средств депортируемого иностранного гражданина, а в случае отсутствия таких средств либо в случае, если иностранный работник принят на работу с нарушением установленного Федеральным законом порядка привлечения и использования иностранных работников, - за счет средств пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства.
3.3 Некоторые вопросы о порядке получения российского гражданства и вида на жительство гражданами бывшего СССР
Вопросы о порядке получения российского гражданства и вида на жительство гражданами бывшего СССР возникают довольно часто.
19 апреля 2002 года Государственная дума приняла новый Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", который 15 мая был одобрен Советом Федерации, а 1 июля вступил в силу.
Однако ни паспортно-визовые службы внутри страны, ни консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за ее пределами, в настоящее время не принимают документы по вопросам гражданства. Пункт 2 статьи 44 Закона «О гражданстве Российской Федерации» определил шестимесячный срок для приведения всех нормативно-правовых актов в соответствие c настоящим законом. Видимо, по истечении этого срока будет принято Положение «О порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» и возобновится подача документов по вопросам гражданства РФ. Однако уже сейчас можно утверждать, что получение гражданства будет возможно только для имеющих вид на жительство в Российской Федерации.
Согласно статье 13 Закона с момента обретения вида на жительство до дня подачи заявления о получении российского гражданства требуется в течение пяти лет непрерывно проживать на территории России. Исключение составляют следующие случаи:
1.рождение лица на территории РСФСР и имевшееся у него в прошлом гражданство СССР;
2.не менее чем трехлетний брак с гражданином РФ;
3.наличие у нетрудоспособного лица дееспособных детей, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами РФ и т. д.
В перечисленных ситуациях срок непрерывного проживания сокращается до одного года.
Новым Законом наряду с общим порядком приобретения российского гражданства, то есть через Президентскую комиссию по гражданству, предусмотрен и упрощенный порядок. Это порядок рассмотрения вопросов гражданства РФ в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом. В первую очередь это касается тех иностранных граждан и лиц без гражданства, кто:
1.имеет хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации;
2.имел гражданство СССР, проживал и проживает в государствах, входивших в состав СССР, не получил гражданства этих государств и остается в результате этого лицом без гражданства.
К тому же ранее заключенные международные соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства скорее всего будут действовать и в новых условиях.
В соответствии со статьей 6 Закона гражданин России, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
И второе, очень важное, положение. Получение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.
На сегодня существует только два международных соглашения о двойном гражданстве с бывшими союзными республиками - с Таджикистаном и Туркменией.
В июле 2002 года был опубликован еще один очень важный документ – Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Он вступает в силу с 1 ноября 2002 года. Данный акт определяет правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, а также регулирует отношения, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) и осуществлением трудовой, предпринимательской и иной деятельности, между ними и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов. Здесь применены следующие основные понятия:
1.миграционная карта, разрешение на временное проживание, вид на жительство,
2.временно проживающий в РФ иностранный гражданин, постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин и т. д.
Вид на жительство это документ, который выдается иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также права на свободный въезд и выезд из России. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании этого срока по заявлению иностранного гражданина вид на жительство может быть продлен на пять лет. Количество продлений не ограничено.
Территориальное учреждение федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, по заявлению временно пребывающего в России иностранца в шестимесячный срок выдает ему разрешение на временное проживание либо отказывает в выдаче. Разрешение на временное проживание это подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина. Оно может быть выдано сроком на три года в пределах квоты, установленной Правительством России.
Квота на выдачу разрешений на временное проживание иностранным гражданам будет ежегодно утверждаться Правительством Российской Федерации по предложениям субъектов РФ с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте и его возможностей по обустройству иностранных граждан. В течение срока действия разрешения на временное проживание, при наличии у иностранного гражданина оснований, ему может быть выдан вид на жительство.
Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по своему желанию избирать или менять место жительства вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временно проживать.
Иностранные граждане имеют право трудиться в России только при наличии разрешения на работу, которое выдается миграционной службой. Разрешение на привлечение и использование труда иностранных работников должен также иметь и работодатель. Правда, данное положение не распространяется на отдельные категории иностранных граждан. Например, на постоянно проживающих в Российской Федерации, то есть имеющих вид на жительство в РФ.
Иностранный гражданин не может быть призван на военную службу (или альтернативную гражданскую службу), не может поступить на военную службу в добровольном порядке и не может быть принят на работу в Вооруженные Силы РФ, воинские формирования и органы в качестве гражданского персонала.
Статьей 9 Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда вид на жительство не выдается, а ранее выданный аннулируется. В основном, это касается граждан, имеющих проблемы с законом.
Иностранный гражданин, имеющий в собственности жилье (дом, квартиру), не имеет право зарегистрироваться по месту жительства, или, выражаясь старым термином, прописаться
В данном случае он имеет право зарегистрироваться по месту пребывания на срок до трех месяцев. Только после решения вопроса о выдаче ему вида на жительство иностранный гражданин регистрируется по месту жительства.
Существующими правилами не предусмотрена возможность получения вида на жительство без личного присутствия, то есть через доверенное лицо, скажем, через адвоката. Необходимо присутствие самого гражданина, причем на всех этапах решения данного вопроса, будь то регистрация по месту пребывания, подача документов для получения вида на жительство или получение самого удостоверения Вид на жительство иностранного гражданина в Российской Федерации.
Необходимо помнить, что не желательно откладывать на потом решение вопроса о приобретении гражданства или вида на жительство в Российской Федерации. Люди приезжают в Россию в основном трудолюбивые, инициативные, имеющие профессиональную подготовку и образование.
Многие из них в силу различных обстоятельств оказались на территории ближнего зарубежья. Сейчас же по возвращении в Россию им приходится сталкиваться с массой проблем. Так что в первую очередь, конечно, необходимо решить вопрос своей легализации в России
Таким образом, рассмотрев вопросы моей курсовой работы, можно сделать следующие выводы:
1. Иностранные граждане пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и российские граждане, если иное не установлено законом. Иностранные граждане ограничены в свободе передвижения по территории Российской Федерации. Постоянно проживающие в России иностранные граждане обладают ограниченным избирательным правом, они могут избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
2. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.
3. Вид на жительство – документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд и въезд в Российскую Федерацию.
4. Порядок выдачи вида на жительство и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство, а также порядок перерегистрации вида на жительство утверждается Правительством Российской Федерации.
5. Для получения вида на жительство необходимо:4фотографии размером 35х45 мм, паспорт, свидетельство о рождении, документ, подтверждающий отсутствие судимости, разрешение на временное проживание, подтверждение наличия средств, обеспечивающих прожиточный минимум, документ, подтверждающий наличие индивидуального жилья, свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении ребенка и документ, удостоверяющий личность ребенка, нотариально удостоверенное согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на переезд в Российскую Федерацию, сертификат об отсутствии ВИЧ – инфекции, документ, подтверждающий, что заявитель не болен наркоманией и не страдает ни одним из инфекционных заболеваний.
6. Существует перечень случаев, когда вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный аннулируется. В таком случае данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней.
7. С момента обретения вида на жительство до дня подачи заявления о получении российского гражданства требуется в течение пяти лет непрерывно проживать на территории России.
Подводя итог, можно сказать, что цели, которые я ставил перед собой при написании курсовой работы достигнуты. Я попытался наиболее полно осветить данную проблему, а также многочисленные вопросы и порядок их разрешения, связанные с получением вида на жительство.
Список нормативных актов и учебной литературы
1. Конституция РФ 1993г.
2. Европейская Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов ETS N 093 (24 ноября 1977 г.)
3. Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» от 1 июля 2002 года.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации, 01 февраля 2002года.
5. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изменениями от 30 июня, 11 ноября 2003 г.)
6. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (с изм. и доп. от 11 ноября 2003 г.)
7. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с изм. и доп. от 18 июля 1998 г., 24 июня 1999 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня 2004 г.)
8. Конституционное право России: Сб. норм. Правовых актов и документов. М.: БЕК,1996.
9. Коренев А.П. Административное право России: Учебник. В 3 ч. М. Сотрап., 1997. Ч. 1
10. Полянский В.В. Административное право история развития и современные основные концепции. М.: Юрист. 2002.
11. Административное право.Учебник. / Под ред.Ю.М. Козлова, Л.Л.Попова.-М.:.Юристъ,2000.
12. Курс Административного права и процесса./Ю.А.Тихомиров.-М.:-1998.
13. Д.Н. Бахрах. Административное право. Учеб ник. - М., БЕК, 1993.
[1] Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изменениями от 30 июня, 11 ноября 2003 г.)
[2] ст. 11 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изменениями от 30 июня, 11 ноября 2003 г.)
[3] ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изменениями от 30 июня, 11 ноября 2003 г.)
[4] от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ с изменениями от 30 июня, 11 ноября 2003 г.
[5] Конституционное право России: Сб. норм. Правовых актов и документов. М.: БЕК,1996.
[6] см. Приложение 1
[7] Административное право. Учебник. / Под ред.Ю.М. Козлова, Л.Л.Попова.-М.:.Юристъ,2000.