Виды административной ответственности

Виды административной ответственности

Министерство образования науки Российской Федерации НОУ ВПО Саратовский Государственный Социально-Экономический Университет

Кафедра частного права










Реферат

Виды административной ответственности



Выполнил:

Студент 1 курса 2 группы

БУКО

Вавилова А.А

Проверил: Сомрякова Н.В.








Саратов 2009

План


Введение

Глава 1. Административная ответственность: понятие и сущность

1.1            Понятие и признаки административной ответственности

1.2 Законодательная основа административной ответственности

1.3 Основания административной ответственности

Глава 2. Принципы и особенности административной ответственности

Глава 3. Виды административной ответственности

Глава 4. Освобождение от административной ответственности

Заключение

Список используемой литературы


Введение


Среди различных юридических способов борьбы с правонарушениями важное место занимают административные способы борьбы, в том числе привлечение к административной ответственности лиц, совершающих административные правонарушения.

Последние сто лет роль административной ответственности постепенно повышалась, а с середины 80-х годов эта тенденция стала проявляться еще более активно. В последние годы произошли революционные перемены в экономике России. Страна перешла к рыночной системе хозяйствования, возросло количество организаций и учреждений. Все это привело к росту правонарушений во многих отраслях страны. Государство вынуждено было принимать адекватные меры для пресечения правонарушений, восстановления нарушенных прав и создание условий, в которых правонарушитель действовал бы в рамках законности. Такой наиболее действенной мерой выступила административная ответственность. На сегодняшний день произошли существенные изменения в КоАП РФ, связанные с ужесточением ответственности за административные правонарушения.

Актуальность. Сегодня административная ответственность лежит в основе взаимоотношений гражданина и государства, в основе современного правового общества. Без ответственности невозможно стабильное состояние экономики и государства в целом, достижение процветания общества. Поэтому знание основных положений об административной ответственности необходимо каждому гражданину Российской Федерации.

В данной работе рассмотрена административная ответственность в России, ее сущность, принципы, основания и механизм реализации. Целью работы является выявление проблем ответственности в современном законодательстве России посредством рассмотрения сущности и механизма реализации административной ответственности.

Для более полного раскрытия поставленной цели необходимо определить ряд задач:

-                   Раскрыть понятие и сущность административной ответственности;

-                   Дать определение административного правонарушения как основания возникновения административной ответственности;

-                   Определить административное наказание как меру ответственности за административное правонарушение.

Проблемами административной ответственности занимаются многие ученые. Данная тема находит отражение в работах таких авторов как Виговский Е.В., Габричидзе Б.М., Чернявский А.Г., Юсупов В.А. В работах данных авторов отражены проблемы административной ответственности, тесная взаимосвязь её с административным правонарушениям и административным наказанием, а так же ряд спорных моментов и предложений по улучшению законодательства в данной сфере.


Глава 1. Административная ответственность: понятие и сущность


1.1            Понятие и признаки административной ответственности


Понятие административной ответственности. Под административной ответственностью понимается вид юридической ответственности, который выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность является активным элементом исполнительно-распорядительной деятельности. Она обеспечивает регламентацию и осуществление управленческой воли государства. Поскольку объектом и субъектом управления являются люди, их воля, сознание, чувства и привычки способны активно формировать ответственное поведение личности. Субъекты административно-правовых отношений связаны между собой взаимными правами и обязанностями, следовательно, они ответственны друг перед другом. В этом смысле ответственность охватывается понятием обязанности (необходимости) давать отчет в своих действиях. Такой широкий подход к проблеме ответственности в литературе иногда критикуется. При этом либо ссылаются на уже сложившиеся представления либо на то, что: "нетрудно будет определить специфику собственно юридической ответственности"[1].

Административная ответственность также философско-социологическое понятие, отражающее отношение личности, коллектива и общества в конкретных управленческих ситуациях. Юридическое содержание ответственности не может быть оторвано от ее индивидуально-волевого выражения, так как осуществление административно-правовой обязанности возможно лишь на основе индивидуальной воли участников административных правоотношений. Административную ответственность поэтому можно охарактеризовать также как: "регламентированную нормами и правоприменительную актами систему общественных отношений, обеспечивающих исполнение административно-правовой обязанности"[2].

Административная ответственность носит государственный характер, т.е. регламентируется и обеспечивается соответствующими юридическими предписаниями. Прежде всего, они являются источником информации о должном поведении. Но, поскольку реальное юридически значимое ответственное поведение служащих органов управления и граждан зависит от уровня их правосознания интересов и воли, нормами права, правоприменительными актами регламентируются поощрительные, предупредительные и пресекательные меры юридического влияния на участников административных правоотношений. В совокупности эти властные веления составляют внешний правовой механизм регулирования юридической ответственности.

Признаки юридической ответственности

Поскольку административная ответственность представляет собой вид юридической ответственности, то, с одной стороны, ей присущи все признаки последней, а, с другой стороны, она обладает определенными отличиями от прочих видов юридической ответственности.

Как вид юридической ответственности административная ответственность обладает следующими признаками:

·        представляет собой меру государственного воздействия;

·        наступает при совершении правонарушения и наличии вины;

·        применяется компетентными органами и должностными лицами;

·        состоит в применении к правонарушителю определенных санкций;

·        применяемые санкции строго определены законом.

В то же время административная ответственность обладает следующими характерными чертами.

Признаки административной ответственности: 1) административная ответственность имеет собственную нормативно-правовую основу, отличную от нормативно-правовых основ других видов ответственности, а ее нормы образуют самостоятельный институт административного права; 2) административная ответственность устанавливается законами, подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях; 3) основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения; 4) к административной ответственности привлекаются как индивидуальные субъекты (физические лица и коллективные образования), так и юридические лица; 5) мерой юридической ответственности, предусмотренной за административное правонарушение, является административное наказание; 6) административные наказания (взыскания) применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями); 7) административные наказания налагаются уполномоченными органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей; 8) применение административного наказания не влечет за собой судимости и увольнения с работы, а лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное наказание только в течение установленного срока; 9) дела об административной ответственности рассматриваются и административные наказания налагаются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях, т.е. существует особый порядок привлечения к административной ответственности.

Вышеуказанные черты позволяют отличить административную ответственность от других видов юридической ответственности (уголовная, дисциплинарная, материальная и др.), поэтому институт административной ответственности занимает особое место в системе юридической ответственности и имеет свой специфический состав и принципы.[3]

Административная ответственность базируется на следующих причинах: законность; целесообразность ответственности; ответственность за вину; неотвратимость наказания в случае привлечения к ответственности; индивидуализация мер ответственности; гуманизм; гласность.


1.2 Законодательная основа административной ответственности


Источники законодательства об административной ответственности. Сложность и многообразие административно-правовых норм обуславливает значительное разнообразие источников законодательства об административной ответственности.

Причислим и дадим определение основным источникам законодательства об административной ответственности.

Конституция РФ. Конституция в широком смысле – основной источник российского права в целом и во многом его отдельных отраслей. Значительная часть правовых норм, содержащихся в Конституции, имеет административно-правовую направленность, является по характеру источником законодательства об административной ответственности. Нормы, содержащиеся в Конституции, являются прежде всего нормами конституционного и одновременного административного права.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Нормативные указы Президента РФ. Президент РФ достаточно активно использует в своей работе издание нормативных указов, относящихся к различным отраслям российского права, в том числе и законодательстве об административной ответственности.

Нормативные постановления Правительства РФ. Правительство РФ ведет активную деятельность в области административно-правового нормотворчества: утверждает акты об органах исполнительной власти, издает правовые положения и иные акты, содержащие административно правовые нормы либо целиком посвященные административно- правовым вопросам.

Общие правила, положения и другие акты, издаваемые Правительством РФ.

Приказы, инструкции, распоряжения, указания, методические рекомендации, издаваемые федеральными министерствами, государственными комиссиями, федеральными службами, российскими агентствами, федеральными надзорами и другими органами исполнительной власти, при условии, что в названных актах содержится административно-правовые нормы, которые распространяют свое действие на соответствующие отрасли и сферы государственного управления либо имеют подведомственный характер.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты