Виды и правовые формы обеспечения занятости

— сочетание самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения с согласованностью их действий при реализации федеральной программы, предусматривающей мероприятия по содействию занятости населения;

— координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

— координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;

— обеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости;

— международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм. [6]

В зависимости от содержания основных направлений государственной политики в сфере занятости можно выделить два ее вида:

1) активную государственную политику в сфере занятости;

2) пассивную государственную политику в сфере занятости. [7]

Активной политике свойственно наличие форм обеспечения занятости, направленных на скорейшее подыскание работы, а также на переобучение и профессиональное обучение безработных, то есть государство устанавливает дополнительные стимулы для тех, кто пытается получить работу.

Пассивной политике свойственно наличие повышенных размеров пособий по безработице и иных мер оказания материальной помощи безработным, то есть поддержание жизненного уровня граждан в период безработицы.

В Российской Федерации, учитывая резкое сокращение максимального и минимального размеров пособия, государственная политика по обеспечению занятости является активной, так как низкий размер пособия вынуждает безработных заниматься самостоятельным поиском работы.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Исходя из законодательно закрепленного определения можно выделить следующие условия признания граждан безработными:

1) трудоспособность граждан;

2) отсутствие работы и заработка;

3) регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;

4) отсутствие подходящей работы;

5) поиск работы самим безработным и готовность приступить к ней. [8]

Безработными могут быть признаны только трудоспособные граждане, достигшие 16 летнего возраста, которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ не назначена трудовая пенсия по старости (по возрасту) или за выслугу лет. Не относятся к трудоспособным граждане, являющиеся инвалидами 1-ой группы.

Безработным может быть признан только гражданин, не имеющий работы и заработка: статус безработного не присваивается гражданам, занимающимся деятельностью, указанной в ст. 2 Закона «О занятости населения в РФ», то есть работающим по трудовому, гражданско-правовому, авторскому договору, в кооперативе на основании членства, обучающимся на очном отделении в профессиональном учебном заведении и т. д.

В качестве заработка не учитывается выплата выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций либо с военной службы в связи с ликвидацией, сокращением численности и штата.

Безработными не могут быть признаны граждане, осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы.

Женщина, ухаживающая за ребенком до 3-х лет, не может быть признана безработной, если она находится в отпуске по уходу за ребенком, так как состоит в трудовых отношениях и может выйти на работу в любое время.

Безработными могут быть признаны только те граждане, которые зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке по последнему месту работы; для не имеющих профессии — паспорта и документа об образовании. Если у гражданина имеются нетрудоспособные иждивенцы, то он должен предоставить документ, подтверждающий совместное проживание с иждивенцем и наличие иждивенца для того, чтобы можно было получать дополнительную надбавку за иждивенцев. Статус безработного не приобретают граждане, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными. В то же время никакой ответственности за это законом о занятости не предусмотрено. [9]

Порядком регистрации безработных граждан, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г., предусмотрены следующие виды регистрации безработных граждан:

a) Первичная регистрация — в целях учета общей численности граждан, ищущих работу, и предоставления им общей информации о рынке труда, о наличии свободных мест, о возможности профессиональной подготовки. Первичная регистрация осуществляется без предоставления безработным каких-либо документов.

б) Регистрация в целях поиска подходящей работы — предусмотрена для граждан, которые не могут самостоятельно реализовать поиск подходящей работы, нуждаются в помощи со стороны государства. Для данной регистрации гражданин обязан предоставить перечисленные выше документы.

c) Регистрация в качестве безработного — осуществляется для граждан, в отношении которых служба занятости не может подыскать подходящую работу в течение 10 дней после регистрации в целях поиска подходящей работы.

д) Очередная перерегистрация — суть ее состоит в том, что безработный не менее 2-х раз в месяц должен проходить перерегистрацию для подтверждения отсутствия трудоустройства. [10]

Безработными признаются только те граждане, которым служба занятости в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы не подыскала более двух вариантов подходящей работы.

Подходящей считается работа, соответствующая следующим критериям:

а) профессиональному критерию, то есть если предлагаемая работа, в том числе и временного характера, соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки;

б) имущественному критерию, то есть предлагаемая работа соответствует условиям последнего места работы, в том числе и условию о заработной плате. Но какую бы заработную плату работник ни получал, подходящей будет считаться работа, которая оплачивается на уровне прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации;

в) критерию транспортной доступности, который устанавливается органами местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности. Если населенный пункт небольшой, то есть можно добраться с одной черты города до другой за один час, то подходящей будет считаться работа в черте населенного пункта; если же населенный пункт большой, то время, в течение которого работник может добраться до работы, не должно превышать, как правило, 40 минут;

г) предлагаемая работа должна соответствовать состоянию здоровья. Если у гражданина имеются какие-либо заболевания, препятствующие работе в определенных условиях, то предлагаемая работа не должна содержать факторы, негативно влияющие на здоровье. Безработный сам заинтересован в том, чтобы предоставить подтверждающие документы. Если он является инвалидом, то соответствующие документы обязана запросить служба занятости;

д) условия труда по предлагаемой работе должны соответствовать правилам и нормам по охране труда. [11]

Безработными признаются граждане, которые сами активно ищут работу и готовы к ней приступить. Если безработный не ищет работу или его направили на работу и он не явился на переговоры с работодателем о трудоустройстве, то служба занятости может приостановить выплату пособия по безработице или лишить его статуса безработного.

Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня вынесения решения об отказе в признании их безработными.

Правовой статус безработных граждан представляет собой комплекс законодательно закрепленных прав и гарантий, обязанностей и ответственности безработных граждан.

Государство предоставляет безработным гражданам Российской Федерации следующие гарантии:

1) свободу выбора рода деятельности и места работы, в том числе работы с разными режимами труда;

2) охрану труда,

3) правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;

4) бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.

5) бесплатную профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;

6) оказание психологической поддержки;

7) обеспечение социальной поддержки;

8) компенсацию в соответствии с законодательством Российской Федерации материальных затрат с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;

9) бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;

10) возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан;

Безработные граждане имеют право на:

a) выбор места работы в том числе и за пределами территории Российской Федерации;

б) бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора профессии и возможности получения профессионального обучения;

в) бесплатную профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;

г) пособие по безработице;

д) стипендию в период профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации;

е) участие в оплачиваемых общественных работах;

ж) обжалование решения, действия или бездействия органов службы занятости и должностных лиц в вышестоящий орган, а также в суд.

Отдельным категориям граждан предоставлены дополнительные права и гарантии:

— женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, — пособие по беременности и родам;

— гражданам, уволенным с связи с сокращением численности и штата или вследствие ликвидации организации, при условии наличия требуемого трудового стажа может быть назначена досрочная пенсия по старости;

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты