Виды наказаний, связанных с лишением свободы

§2. Содержание в дисциплинарной воинской части

Внешнее сходство исполнения этих видов наказаний заключается в том, что и лишение свободы в исправительной колонии общего режима, и направление в дисциплинарную воинскую часть, как наиболее суровые виды наказаний, предусматривают изоляцию от общества.

Содержание в дисциплинарной воинской части как вид наказания в соответствии со ст. 44 УК РФ располагается в общей системе наказаний перед лишением свободы. Эти виды наказания основные и могут, в соответствии со ст. 73 УК, назначаться как реально, так и условно.

Лишение свободы назначается в случаях, предусмотренных санкцией Особенной части УК. Направление в дисциплинарную воинскую часть назначается военнослужащим по призыву, не выслужившим к моменту осуждения установленные сроки военной службы, за совершение преступлений против военной службы, предусмотренных гл. 33 УК, а также за совершение общеуголовных преступлений, если характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не свыше двух лет на содержание в дисциплинарной воинской части на тот же срок, что предусмотрено ч. 1 ст. 55 УК. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 55 УК зачет времени при содержании в дисциплинарной воинской части определяется из расчета один день лишения свободы за один день содержания в дисциплинарной воинской части.

Общие положения исполнения наказания в виде лишения свободы в исправительной колонии общего режима и направления в дисциплинарную воинскую часть, регламентируемые уголовно-исполнительным законодательством РФ, связанные с направлением осужденных к месту отбытия наказания, порядком их перемещения, приема в колонию и дисциплинарную воинскую часть, условиями отбывания наказаний, во многом сходны.

Меры воспитательного воздействия к осужденным к лишению свободы и направлению в дисциплинарную воинскую часть по применяемым средствам практически не имеют существенных различий, за исключением мер взысканий, применяемых к осужденным к лишению свободы, предусмотренных ст. 115 УИК РФ. При этом различия выражаются в количестве тех или иных ограничений прав осужденных, что связано с их правовым положением и регламентацией порядка отбывания наказаний.

Сама дисциплинарная воинская часть практически не отличается по внешним признакам от колонии общего режима. Она размещается отдельно от остальных воинских частей гарнизона. Территория, на которой расположены помещения, предназначенные для размещения осужденных, огораживается прочным забором и колючей проволокой в два ряда высотой не менее 2,5 м и оборудуется техническими средствами охраны. Входные ворота в расположение дисциплинарной воинской части должны быть заперты и открываться по распоряжению дежурного по части. Окна и двери помещений, где содержатся осужденные, имеют металлические решетки. Осужденные выводятся на работы за пределы расположения дисциплинарной воинской части в составе отделения и взвода под охраной вооруженного конвоя и под командой соответствующего командира. Конвойные несут службу в соответствии с требованиями Устава гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил РФ. В случае побега осужденных конвойные применяют оружие в соответствии с этим же уставом. Они обязаны не допустить нарушений осужденными установленного порядка, следить, чтобы они не общались с посторонними лицами. Территория дисциплинарной воинской части охраняется вооруженными часовыми из числа военнослужащих постоянного состава[42].

Эти требования охраны и перемещения осужденных к направлению в дисциплинарную воинскую часть сходны с требованиями охраны лиц, осужденных к лишению свободы.

Сходство режимных требований при отбывании наказания в виде лишения свободы в исправительной колонии общего режима и содержании в дисциплинарной воинской части законодатель подчеркнул в ч. 1 ст. 157 УИК РФ - режим в дисциплинарной воинской части обеспечивается в соответствии с требованиями гл. 12 настоящего Кодекса и настоящей статьи. Режимные требования обеспечивают охрану и изоляцию осужденных, надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание различных категорий осужденных, условия содержания и изменение условий отбытия наказания. Поэтому и в дисциплинарных воинских частях, и в колониях общего режима режимные требования идентичны, как и применение технических средств надзора и контроля, которыми администрация колоний общего режима и дисциплинарных воинских частей могут пользоваться в соответствии со ст. 83 УИК.

Сходство анализируемых видов наказаний прослеживается и при регламентации правового положения осужденных. Согласно ст. 10 УИК Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ.

Но при всем внешнем сходстве исполнения данных видов наказания есть и существенные различия, не позволяющие поставить знак равенства между ними. В первую очередь исполнение этих видов уголовных наказаний включено в компетенцию различных ведомств - Министерства юстиции РФ (лишение свободы) и Министерства обороны РФ (направление в дисциплинарную воинскую часть).

Каждое из этих ведомств руководствуется различными законами и нормативно-правовыми актами, исходя из мер уголовно-правового характера, порядка и условий исполнения наказания, применения средств исправления осужденных, порядка деятельности учреждений, исполняющих эти виды наказаний.

Пенитенциарные органы Министерства юстиции руководствуются Федеральным законом от 21 июля 1993 г. "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"[43], а дисциплинарные воинские части Министерства обороны - Постановлением Правительства РФ от 4 июня 1997 г. "Об утверждении Положения о дисциплинарной воинской части"[44] и Приказом министра обороны РФ от 29 июля 1997 г. "О правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими" и иными нормативными актами.

Законодательная регламентация правового статуса военнослужащих, осужденных к направлению в дисциплинарную воинскую часть, строго выдержана в рамках требований, предъявляемых к прохождению военной службы. Они остаются в сфере воинских правоотношений, на них распространяются уставы Вооруженных Сил РФ, приказы и наставления. А задачами, стоящими перед наказанием в виде содержания в дисциплинарной воинской части, являются воинская подготовка, овладение воинской специальностью, воспитание у осужденных воинской дисциплины, сознательного отношения к военной службе.

Местом отбывания наказания в виде лишения свободы на определенный срок являются исправительные учреждения в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором проживали осужденные или были осуждены (ст. 73 УИК). Для осужденных военнослужащих, содержащихся в дисциплинарных воинских частях, местом отбывания наказания являются отдельные дисциплинарные батальоны или отдельные дисциплинарные роты, структура и численность которых определяются Министерством обороны РФ (ст. 155 УИК)[45].

Несмотря на то что и те и другие осужденные наделены определенными правами и свободами граждан РФ, различия в этих правах весьма существенные. Во-первых, это право участвовать в выборах. Осужденные к лишению свободы этого права не имеют, тогда как военнослужащие, осужденные к направлению в дисциплинарную воинскую часть, участвуют в выборах.

Конечный результат исправления осужденных законодатель определил в ст. 9 УИК - формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. У военнослужащих, осужденных к направлению в дисциплинарную воинскую часть, цель исправления достигается через воспитание воинской дисциплины, сознательного отношения к военной службе, исполнение воинских обязанностей и требований по военной подготовке.

При этом есть существенные различия в средствах исправления - отсутствие цензуры корреспонденции и оперативно-розыскной деятельности в дисциплинарных воинских частях. Также отсутствуют существующие в исправительной колонии общего режима требования о получении осужденными общего образования и профессиональной подготовки (вместо которых предусмотрена военная подготовка).

В УИК есть различия, связанные с предоставлением права на выезды за пределы места отбывания наказания. Статья 97 предусматривает для осужденных к лишению свободы краткосрочные и длительные выезды за пределы учреждения за счет осужденных. Статья 162 предусматривает осужденным военнослужащим только краткосрочные выезды за пределы дисциплинарной воинской части за счет бюджетных средств МО РФ.

Существенно различаются правовые последствия отбывания наказания в исправительной колонии общего режима и дисциплинарной воинской части, а именно: после отбытия в дисциплинарной воинской части судимость погашается через год, а после отбытия в исправительной колонии общего режима от 3 до 6 лет, в зависимости от срока наказания[46].

Время привлечения осужденного к труду засчитывается в трудовой стаж. При систематическом уклонении осужденного от выполнения работы соответствующий период времени исключается по решению администрации исправительного учреждения из его общего трудового стажа. При этом такое решение может быть обжаловано осужденным в суд.

Хотя военнослужащие продолжают иметь статус военнослужащих, время их пребывания в дисциплинарных воинских частях в общий срок военной службы не засчитывается. Здесь карательная сущность наказания усилена и выглядит суровее, чем при лишении свободы. Но это положение не носит абсолютного характера, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 171 УИК осужденным военнослужащим, овладевшим воинской специальностью, знающим и точно выполняющим воинские уставы, безупречно несущим службу, освобождаемым из дисциплинарных воинских частей после истечения срока их призыва, срок наказания, отбытый в дисциплинарной воинской части, может быть зачтен в общий срок военной службы. Порядок зачета этого времени определяется Министром обороны Российской Федерации. При этом военнослужащие, освобождающиеся из дисциплинарной воинской части, лишены права обжаловать в суд незачет времени пребывания в ней в общий срок военной службы[47].

Анализ исполнения наказаний в исправительной колонии общего режима и в дисциплинарной воинской части позволяет сделать вывод и о том, что отсутствие в дисциплинарных воинских частях цензуры и подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, негативно сказывается на предупреждении и раскрытии преступлений, розыске лиц, совершивших побег из дисциплинарной воинской части.

Что же касается зачета времени пребывания осужденного военнослужащего в дисциплинарной воинской части в общий срок военной службы, то, мы согласны с Е.Н. Козаковым, что в целях предупреждения зачета времени у неисправившихся осужденных военнослужащих, а также несправедливого незачета этот вопрос должен рассматриваться в судебном порядке как при условно-досрочном освобождении, так и при освобождении осужденного по окончании срока пребывания в дисциплинарной воинской части[48].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты