В практике предприятий сферы обслуживания нередки случаи навязывания гражданам дополнительных работ и услуг. Например, гражданин хотел бы заказать пошив пиджака, а ему предлагается пошив только костюма в целом и т.п. В качестве гарантии защиты интересов заказчиков в п.1 ст.731 ГК установлено, что подрядчик не вправе навязывать заказчику включение в договор бытового подряда дополнительной работы или услуги, а заказчик вправе отказаться от оплаты работы или услуги, не предусмотренной договором.
Работа может выполняться из материала, как подрядчика, так и заказчика. Наряду с общими требованиями, предусмотренными нормами о подряде, в бытовом подряде особо устанавливаются правила оценки и расчётов за материалы. Так, при выполнении работ из материала заказчика обязательно указание в квитанции или ином документе, выдаваемом подрядчиком заказчику, точного наименования, описания и цены материала. Цена материала заказчика должна быть определена соглашением сторон, однако в практике часты случаи, когда приёмщик настаивает на заниженной цене материала и заказчик вынужден согласиться с этим. В таком случае закон предоставляет право заказчику оспорить произведённую оценку материала в суде (ст.734 ГК). Разумеется, обращение в суд последует только в случае нарушения договора подрядчиком, когда встанет вопрос о компенсации стоимости материала или его замене аналогичным. Кроме того, ст.35 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает обязанность подрядчика в случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (вещи), принятого от заказчика, в трёхдневный срок заменить его однородным материалом (вещью) аналогичного качества и по желанию заказчика изготовить изделие из однородного материала (вещи) в разумный срок, а при отсутствии однородного материала (вещи) аналогичного качества – возместить потребителю двукратную цену утраченного (повреждённого) материала (вещи), а также расходы, понесённые заказчиком. Так, п.33 правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств предусматривает, что в случае утраты, порчи, повреждения принятого у потребителя автотранспортного средства (запасных частей, материалов) исполнитель обязан известить об этом потребителя и в 3-дневный срок передать в собственность потребителю безвозмездно автотранспортное средство (запасные части, материалы) аналогичного качества либо возместить двукратную цену утраченного (повреждённого) автотранспортного средства (запасных частей, материалов), а также расходы, понесённые потребителем.
Если работа выполняется из материала подрядчика, то для защиты интересов заказчика от последствий возможных изменений цен закон требует, чтобы материал был оплачен заказчиком при заключении договора полностью или в части, указанной в договоре (с предоставлением отсрочки, окончательным расчётом после выполнения работы или в кредит). В этом случае последующее изменение цен на материал не влечёт перерасчёта (ст.733ГК).
В договоре бытового подряда предусмотрено государственное регулирование цен на выполняемые работы. Как и в общем случае, цена определяется соглашением сторон, она может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами (ст.735ГК).
Расчёты за выполненную работу производятся, как правило, после окончательной сдачи работы подрядчиком. Выплата аванса либо оплата работы полностью при заключении договора может быть произведена только с согласия заказчика. Подрядчик не вправе самостоятельно требовать внесения, каких –либо сумм в счёт оплаты работ. Потребитель обязан оплатить выполненную работу после её окончательной сдачи исполнителем, и лишь с согласия потребителя работа может быть оплачена им при заключении договора полностью или путём выдачи аванса (п.6 Правил бытового обслуживания).
За нарушение сроков в договоре бытового подряда может применяться неустойка, установленная п.5 ст.28 закона РФ «О защите прав потребителей» в размере 3% цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы договором о выполнении работ не определена – общей цены заказа за каждый день (час, если срок определён в часах) просрочки. Договором о выполнении работ между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени). Кроме того, Закон о защите прав потребителей предусматривает возможность введения нормативных сроков выполнения работ, устанавливаемых в правилах выполнения отдельных видов работ (ст.27), а также сроков удовлетворения отдельных требований потребителя. Так, требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги), должны быть удовлетворены в десятидневный срок; требования потребителя о безвозмездном изготовлении другой вещи из однородного материала такого же качества или о повторном выполнении работы (оказании услуги) подлежат удовлетворению в срок, установленный для срочного выполнения работы (оказания услуги), а если срок не установлен, - в срок предусмотренный договором о выполнении работы (оказании услуги), который был ненадлежаще исполнен (ст. 31Закон РФ «О защите прав потребителей»).
Заказчику предоставлено право в любое время сдачи ему работы отказаться от договора бытового подряда, выплатив подрядчику, часть установленной цены пропорционально части выполненной работы, а также возместив ему расходы (если они не входят в соответствующую часть цены), произведённые в целях исполнения договора до получения извещения о расторжении договора. В отличие от общего правила ст.717ГК, заказчик в договоре бытового подряда не обязан возмещать подрядчику убытки, причинённые расторжением договора о выполнении работы, в пределах разницы между частью цены, выплаченной за выполненную до получения извещения о расторжении договора работу, и ценой всей выполняемой работы (п.2 ст.731ГК). Отмеченное ограничение ответственности заказчика за односторонний отказ от договора является императивным, любые условия договора, лишающие заказчика права отказаться от договора на условиях, предусмотренных ст.731ГК, ничтожны.
Правило о передаче заказчику информации при сдаче работы в бытовом подряде, прежде всего, направлено на обеспечение безопасности граждан. В связи с этим подрядчик при сдаче работы обязан сообщить заказчику о требованиях, которые необходимо соблюдать для эффективного и безопасного использования результата работы, возможных последствиях их несоблюдения (ст.736ГК).
Правила безопасности подчёркивают специфику бытового подряда и при обнаружении недостатков в выполненной работе. Так, устранение недостатков производится в соответствии с общими правилами ст. 723, 725ГК, однако недостатки, которые могут представлять опасность для жизни и здоровья, как заказчика, так и других лиц, подлежат устранению независимо от сроков их обнаружения. Требование об их устранении может быть предъявлено в течение 10 лет (ст.737 ГК).
Статья 738 ГК предусматривает права подрядчика в случае неявки или иного уклонения заказчика от приёмки выполненной работы. Подрядчик вправе, письменно предупредив заказчика, по истечении двух месяцев с момента предупреждения продать результат работы за разумную сумму, а вырученную сумму, за вычетом причитающихся ему платежей, внести в депозит. В отличие от исходного правила п. 6ст.720ГК, подрядчик не связан месячным сроком ожидания и необходимостью двукратного предупреждения, ему достаточно в любой момент после наступления срока приёмки работы письменно уведомить заказчика, и через два месяца он вправе реализовать результат работы.
2. Договор строительного подряда
2.1.Общие положения. Договоры строительного подряда заключаются на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт предприятий, зданий, сооружений или иных объектов, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Согласно ранее действовавшему законодательству возникающие при этом гражданско-правовые отношения в основном охватывались договорами подряда на капитальное строительство, которые занимали заметное место в системе хозяйственных договоров. Порядок заключения указанных договоров, права и обязанности сторон, а также их ответственность за нарушение принятых обязательств детально регламентировались императивными нормами обширного законодательства о капитальном строительстве. При этом первостепенное внимание уделялось плановым предпосылкам данных договоров, с которыми они были неразрывно связаны и которые определяли их основное содержание.
Изменения, произошедшие в социально-экономическом строе страны, внесли существенные коррективы во взаимоотношения между заказчиками строящихся объектов и подрядчиками, выполняющими соответствующие работы. Объёмы строительных работ, осуществляемых за счёт бюджетных средств, особенно в сфере жилищного строительства, многократно сократились, а в некоторых регионах сошли практически на нет. Инвестиционные вложения в области капитального строительства носят в основном негосударственный характер. Из-под опеки государства в результате приватизации вышло большинство предприятий строительной индустрии.
Основное ядро действующего законодательства о капитальном строительстве составляют правила, закреплённые главой 37ГК. Принципиально новым моментом является то, что рассматриваемой сфере отныне действует подавляющее большинство общих норм о договорах подряда. В тоже время многие правила, которые раньше применялись в основном лишь в области строительства, например о системе генерального подряда, приобрели значение общих норм, а другие вопросы, например о риске случайной гибели предмета подряда, которые применительно к обычному подряду на капитальное строительство прежде решались по-разному, сейчас регулируются одинаково.
Наряду с общими правилами о договорах подряда отношения в области капитального строительства регулируются нормами 3 главы 37ГК, специально рассчитанными на строительный подряд.
Завершая общую характеристику действующего законодательства о капительном строительстве, следует отметить такую его особенность, как вхождение в него большого массива нормативно-технических норм, т.е. правил, регламентирующих технические процессы проектирования и введения строительно-монтажных работ, содержащих требования к используемым в строительстве материалам, конструкциям и изделиям и т.п. Указанные правила содержатся в так называемых Строительных нормах и правилах (СниПах), стандартах и технических условиях, различных инструкциях и положениях, применяемых уполномоченными государственными органами. Продолжается процесс их постепенного обновления, обусловленный как научно-техническим прогрессом, так и повышенным требованиям к безопасности строительства.
Специфика правового регулирования отношений в рассматриваемой области, нашедшая отражение в указанных выше актах, определяется основными особенностями капитального строительства как деятельности, направленной на создание новых и реконструкцию имеющихся основных фондов производственного и непроизводственного назначения. Работы, выполняемые на основании договоров строительного подряда, ведут к созданию или обновлению объектов недвижимости. Вполне естественно, что начало таких работ должно быть указано с решением целого ряда вопросов, частности с выделением соответствующего земельного участка, утверждением проектно-сметной документации, получением согласований органов, отвечающих за градостроительную политику, пожарную и экологическую безопасность.
Далее, договор строительного подряда рассчитан, как правило, на достаточно длительный период времени, в течение которого будут вестись строительные работы, а также осуществляться эксплуатация объекта в период гарантийного срока. За этот период может произойти существенное изменение цен на строительные работы и материалы, возникнуть потребность внесения изменений в проектную документацию и т., что также учитывается законодательством.