Виды уголовных наказаний в российском праве

Следует отметить, что факт осуждения не входит в предусмотренный п. 17 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы перечень оснований перевода военнослужащего на низшую воинскую должность.

Согласно п. 15 Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации 1997 г. N 302, ограничение по военной службе не препятствует иным, кроме повышения в должности, перемещениям осужденного военнослужащего, осуществляемым командованием в порядке служебной необходимости.

К таким служебным перемещениям относятся служебные командировки, перевод к новому месту военной службы, перевод в порядке плановой замены, назначение на иные воинские должности и др. При этом под иными воинскими должностями понимаются равные и низшие воинские должности. Воинская должность военнослужащего считается равной, если для нее штатом предусмотрены воинское звание, равное воинскому званию по прежней воинской должности, и равный месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью. Воинская должность военнослужащего считается низшей, если для нее штатом предусмотрено более низкое воинское звание, чем воинское звание по прежней воинской должности, а при равенстве предусмотренных штатом воинских званий - более низкий месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.

Обо всех служебных перемещениях осужденного, оформленных соответствующим приказом командования, извещается военный суд для сведения и дальнейшего осуществления контроля за исполнением наказания.

Ограничение в праве на повышение в воинском звании означает, что на военнослужащих в период отбывания ограничения по военной службе не распространяется действие п. 2 ст. 47 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в соответствии с которым воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его службы в предыдущем воинском звании.

Факт осуждения не является основанием для понижения военнослужащего в воинском звании.


2.2 Наказания, связанные с помещением осужденных в специальные учреждения


Статья 53 УК РФ предусматривает наказание в виде ограничения свободы. Осужденный на ограничение свободы не сможет уходить из дома или квартиры в определенное время суток, без уведомления надзорного органа изменять место жительства или пребывания, место работы или учебы, выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования. Осужденный не сможет посещать определенные места, в том числе массовые мероприятия.

Суд возлагает на осужденного определенные обязанности — ему надо будет от одного до четырех раз в месяц являться для регистрации в орган, осуществляющий надзор.

Наказание в виде ограничения свободы будет назначаться на срок от двух до четырех месяцев в качестве основного вида наказания за преступления небольшой и средней тяжести, а также на срок от шести месяцев до двух лет — в качестве дополнительного наказания за совершение отдельных тяжких и особо тяжких преступлений, в частности, за посягательство на жизнь человека, общественную безопасность, основы конституционного строя и безопасности государства.

При этом ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории России.

Надзор за отбыванием наказания в виде ограничения свободы возлагается на уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных.

Чувства безнаказанности у осужденного возникнуть не должно — суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденным наказания, может отменить частично или дополнить ранее установленные ограничения.

За злостное нарушение обязанностей осужденным ограничение свободы может быть заменено на ее лишение — из расчета один день лишения свободы за два дня ограничения.

За хорошее поведение и добросовестное поведение осужденный может получить благодарность и разрешение уезжать на выходные, праздники и в отпуск.

Арест как вид наказания (ст. 54 УК РФ) состоит в содержании осужденного в арестном доме в условиях строгой изоляции, которая предусматривает правила отбывания наказания на общем режиме в тюрьме.

По своей правовой природе арест является определенной разновидностью лишения свободы с кратковременным сроком изоляции осужденного от общества. Представляется, что арест должен применяться в двух случаях:

1)когда осужденный характеризуется отрицательно, но он не имеет опыта нахождения в местах лишения свободы, а поэтому кратковременное интенсивное воздействие способно отвратить его от совершения новых преступлений;

2)когда к виновному уже применялось лишение свободы, но санкция статьи УК РФ, по которой он привлекается к ответственности в настоящее время, не содержит более строгого наказания, чем арест.

На данный момент, согласно Федеральному закону от 8 января 1997 г. № 2-ФЗ "О введении в действие уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации", положения о наказании в виде ареста вводятся в действие федеральным законом по мере создания необходимых условий для исполнения этого вида наказания, но не позднее 2006 г. Арест относится к основным видам наказания и устанавливается на срок от одного до шести месяцев для совершен нолетних лиц (ч. 1 ст. 54 УК РФ) и от одного до четырех месяцев для лиц в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет (ч. 5 ст. 88 УК РФ). Однако уголовный закон допускает применение ареста в случае замены им обязательных или исправительных работ сроком менее одного месяца.

Содержание в дисциплинарной воинской части (ст. 55 УК РФ) - это мера наказания, назначаемая судом военнослужащему, проходящему военную службу по призыву или по контракту в должности рядового или сержантского состава, виновному в совершении преступления против военной службы.

Этим видом наказания может быть заменено лишение свободы сроком не более двух лет на тот же срок, если характер совершенного преступления и личность осужденного военнослужащего позволяют заменить более суровое наказание менее суровым. При этом содержание в дисциплинарной воинской части вместо лишения свободы определяется из расчета один день лишения свободы за один день содержания в дисциплинарной воинской части.

Содержание в дисциплинарной воинской части применяется к осужденному военнослужащему, если он на момент вынесения судом приговора не отслужил установленного законом срока службы по призыву, и может быть назначено на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК. Например, Ставропольский гарнизонный военный суд, рассмотрев дело в особом порядке, признал рядового С. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 337 УК РФ, и назначил ему наказание с применением ст. 73 УК РФ в виде содержания в ДВЧ сроком на 1 год условно с испытательным сроком в 6 месяцев.

Закон предусматривает два случая назначения рассматриваемого наказания:

1)за совершение преступления против военной службы, когда санкция статьи предусматривает такое наказание;

2)когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не свыше двух лет содержанием осужденного в дисциплинарной воинской части на тот же срок (ч. 1 ст. 55 УК РФ).

При этом срок содержания в дисциплинарной воинской части определяется из расчета один день лишения свободы за один день содержания в дисциплинарной воинской части.

Согласно п. 1 ст. 56 УК РФ лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму.

Карательная сущность этого наказания заключается в принудительной физической изоляции осужденного в специальном учреждении (колонии-поселении, воспитательной колонии, лечебном исправительном учреждении, исправительной колонии общего, строгого или особого режима, тюрьме). Лишение свободы ограничивает значительное количество прав осужденного, в том числе и его конституционные права (право на свободу, на выбор места пребывания и жительства, на неприкосновенность частной жизни, на выбор занятий и профессии и т.д.). Поэтому оно должно применяться только в тех случаях, когда посредством иного, более мягкого наказания нельзя добиться достижения целей наказания, указанных в ч. 2 ст. 43 УК РФ.

Уголовный закон предусматривает возможность назначения лишения свободы сроком от двух месяцев до двадцати лет. В случае частичного или полного сложения сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более двадцати пяти лет, а по совокупности приговоров - более тридцати (ч. 4 ст. 56 УК РФ).

В значительной степени карательную нагрузку лишения свободы наряду с его сроком определяет и вид исправительного учреждения, где осужденному предстоит отбывать наказание. Суд при определении вида исправительного учреждения должен руководствоваться ст. 58 УК РФ.

Так, по приговору суда Т. осуждена за вымогательство и убийство К.В.В., сопряженное с вымогательством и с особой жестокостью. Она осуждена к лишению свободы: по ст. 163 ч. 3 п. "в" УК РФ на 7 лет; по ст. 105 ч. 2 пп. "д, з" УК РФ на 11 лет; по ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений на 12 лет в исправительной колонии общего режима.


2.3 Исключительные виды наказания

наказание уголовный штраф казнь

К исключительным видам наказания относятся смертная казнь и пожизненное лишение свободы, причем первое таковым называется прямо, а исключительность второго вытекает из его сущности.

Согласно п. 1 ст. 57 УК РФ смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. Уголовный кодекс РФ предусматривает смертную казнь только за самые опасные преступления, связанные с посягательством на жизнь человека, причем лишь совершенные при отягчающих обстоятельствах. Целями этого наказания является утверждение социальной справедливости (кара) и предупреждение новых преступлений (хотя существует мнение, что последние применением смертной казни не достижимы и перед этим наказанием не ставятся).

Смертная казнь является наиболее суровой мерой наказания, ибо она приводит к лишению осужденного самого ценного блага - жизни. При этом утрата эта необратима. Деньги, изъятые в виде штрафа, или конфискованное имущество могут быть нажиты, ограничения, связанные с отбыванием обязательных работ или исправительных работ, отпадут с истечением срока наказания, утраченная свобода будет восстановлена после освобождения. Жизнь казненного человека утрачивается навсегда. Исходя из этого ясно, почему законодатель с особой тщательностью подходит к назначению смертной казни и устанавливает целый ряд ограничений при применении этого наказания.

Начавшийся в январе 1996 г. процесс вступления России в Совет Европы создал новую правовую ситуацию, поставившую нашу страну перед необходимостью не только постепенно сокращать, но и полностью отменить смертную казнь. 28 апреля 1983 г. в Страсбурге на Совете Европы был подписан Протокол N 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, предусматривавший обязательную отмену смертной казни (ст. 1). И лишь за преступления, совершенные во время войны либо в условиях, когда грозит ее приближение, ст. 2 Протокола разрешала государствам-участникам вводить смертную казнь.

При вступлении в Совет Европы 28 февраля 1996 г. Российская Федерация через год подписала этот Протокол, взяв на себя обязательство его ратифицировать в течение трех лет, т.е. не позднее первой половины 1999г. Ратификация Протокола не только подтвердила бы приверженность России принципам гуманизма, демократии и права, но и способствовала бы реализации установленных Конституцией РФ положений, касающихся защиты главного естественного права человека - права на жизнь.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты