Остается добавить, что подготовка к войне ложится тяжким бременем на экономику страны, жизненный уровень народа - в особенности той страны и того народа, которые не относятся к числу преуспевающих. [5]
2. Законы и обычаи ведения войны
Длительное время народы и страны воевали друг с другом, не соблюдая и не признавая никаких правил ведения военных действий. Фактически, таковых правил в виде общепризнанных правовых норм, либо законов и не было. Война в древности объявлялась не только неприятельскому государству и его вооруженным защитникам, но и вообще всем лицам, которые находились на неприятельской местности. Жизнь и собственность мирного населения отдавались на произвол фаворита. Попавшие в плен неприятельские лица без различия пола и возраста подлежали смертной экзекуции либо обращались в рабов. Они числились собственностью захватчиков.
Но рвение к определенному упорядочению, ограничению произвола и насилия, т.е. к гуманизации войны, тоже проявлялось со старых времен.
“Убей как можно меньше…" старый Восток оставил будущим поколениям людей главные идеи, которые много позднее сформировались как законы и обычаи ведения войны. Так, в древнекитайском кодексе “Си Ма” содержались правила, которыми обязаны были руководствоваться воины, находясь на поле боя: “убей как можно меньше, причини малый вред, как это возможно", “не нападай на неприятеля, когда он находится в беде”, “если неприятель ранен - лечи его". Там же содержались положения, обеспечивающие защиту гражданского населения, в особенности стариков и детей; запрещавшие уничтожать жилые постройки, грабить торговые лавки, конфисковывать зерно и сельскохозяйственные орудия труда, вырубать леса. В Древнем Китае существовали также обычаи, запрещавшие убийство военнопленных и предусматривавшие их освобождение после окончания войны и подписания мирного договора.
Естественно, ни Чингисхан, ни Тамерлан, ни их полководцы и воины не следовали этим заветам предков. Может быть, они и не знали о них. Горы трупов, отрубленных человеческих голов, пепелища селений и городов оставляли после себе эти завоеватели. Не отставали от них и завоеватели Запада. Во время крестовых походов и религиозных войн церковная церковь открыто призывала к полному физическому истреблению “неверных и еретиков". [8]
Тем не менее, человечество продолжало вынашивать мечту о гуманизации войн и даже об их полном прекращении. Известный писатель-гуманист эры Возрождения Эразм Роттердамский в трактате “Жалобы мира” призывал монархов покончить с войнами. В XVII в. родилась мысль установить общий мир методом договора между государствами. Одним из её горячих приверженцев был Руссо. Выдающийся голландский юрист Г. Гроций (1583-1645) в собственном главном труде “О праве войны и мира” писал: “Невозможно не только не согласиться с измышлениями неких, будто во время войны прекращаются все права, но и даже не следует ни начинать войну, ни продолжать начатую войну по другому, как соблюдая границы права и добросовестности". Он считал, что состояние мира лучше состояния войны, но если война началась, она обязана завершиться миром.
Великий И. Кант в самом конце XVIII в. выступил с трактатом “К вечному миру”, в котором обосновал неизбежность установления всеобщего мира на Земле. При этом он обращался не к милости монархов, а к исторической необходимости, заставляющей исключить войну из сферы интернациональных отношений, - или прекращение войн методом интернационального контракта, или вечный мир на “гигантском кладбище человечества”. Кант, привыкший додумывать все до конца, был первым, кто предупредил народы о способности вселенской военной катастрофы.
В XIX в. были приняты первые международные акты о правилах ведения войны, в разработке которых видную роль сыграла Россия. Так, в 1874 г. по инициативе России в Брюсселе прошла интернациональная конференция по выработке кодекса законов и обычаев войны. В проекте кодекса содержались такие принципы, как защита гражданского населения и гражданских объектов, уважение религиозных убеждений, чести мирных жителей, защита культурных и исторических ценностей и т.д. И хотя дальше обсуждения этих вопросов дело тогда не пошло, конференция подготовила почву для последующего принятия таковых документов.
Важнейшие международно-правовые политические документы. Общепризнанные законы и обычаи войны были закреплены в Гаагских конвенциях о законах и обычаях войны 1899 и 1907 г., Которые получили название “право Гааги"; в Женевском протоколе о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых либо остальных схожих газов и бактериологических средств 1925 г. (Показательно, что во второй мировой войне эти средства не использовались). Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949 г., Получивших название “право Женевы”; Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г.; Конвенции о запрещении либо ограничении некоторых видов обычного оружия, которые могут считаться чрезмерно жестокими либо имеющими неизбирательное действие, 1980 г.; в уставах и приговорах Нюрнбергского и Токийского интернациональных военных трибуналов.
Известный русский юрист-международник И.П. Блищенко подчеркивает: “Действующие международные договоры и соглашения исходят из того, что требованиям гуманности, человеколюбия и публичного сознания обязано отдаваться предпочтение перед требованиями военной необходимости”.
Запрещая применение более ожесточенных средств, устанавливая уголовную ответственность за военные преступления, законы и обычаи войны объективно содействуют смягчению хода и последствий войны.
Защита гражданского населения в войне. Женевская Конвенция 1949 г. Возьмем, к примеру, лишь один, но самый актуальный для современных войн вопрос - о защите гражданского населения. Удельный вес жертв посреди мирного населения составил в первой мировой войне 5% всех погибших, во второй мировой - 50%, в войнах в Корее - 84%, во Вьетнаме - около 90%, в Чечне, по предварительным данным, - до 95%. [9]
Конвенция о защите гражданского населения во время войны - одна из более принципиальных Женевских конвенций о защите жертв войны, принятых 12 августа 1949 г. (И ратифицированных Президиумом Верховного Совета СССР 17 апреля 1954 г). Она состоит из четырех разделов.
В разделе I содержатся общие положения. Тут сходу же подчеркивается, что Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются при всех обстоятельствах соблюдать и заставлять соблюдать Конвенцию.
В разделе II, названном “Положения общего характера о защите населения от неких последствий войны", содержится, в частности, констатация того, что изложенные в нем положения касаются всего населения находящихся в конфликте государств без какой-либо дискриминации по причинам расы, национальности, религии либо политических убеждений; что эти страны должны оградить от действий войны покалеченных и больных, инвалидов, престарелых, детей до 15-летнего возраста, беременных женщин и матерей с детьми до 7-летнего возраста. Все эти слои населения пользуются особым покровительством и защитой.
В разделе III о статусе покровительствуемых лиц и обращении с ними содержится принципиальное указание на то, что за исключением особых мер, предусмотренных Конвенцией, положение покровительствуемых лиц в принципе регулируется правилами, касающимися обращения с иностранцами в мирное время.
В части Конвенции, посвященной оккупированным территориям, содержится принципиальная констатация того, что оккупирующая держава не может депортировать либо перемещать часть собственного гражданского населения на оккупированную ею местность.
В разделе IV “Выполнение Конвенции" выделим две статьи. В ст.144 сказано, что стороны обязуются как в мирное, так и в военное время распространять может быть шире текст Конвенции в собственных странах и, в частности, включить её исследование в учебные программы военного и, если может быть, гражданского образования с тем, чтоб с её принципами было ознакомлено все население в целом. Гражданские, военные, полицейские и остальные власти, которые во время войны несут ответственность за покровительствуемых лиц, обязаны иметь текст Конвенции и быть специально ознакомлены с её положениями.
Согласно ст. 146 и 147, стороны берут на себя обязательство ввести в действие законодательство, нужное для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших либо приказавших совершить те или иные серьезные нарушения настоящей Конвенции как-то: преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические опыты, незаконное депортирование, принуждение служить в вооруженных силах неприятельской державы и др.
Принципиальным является вопрос о распространении норм международного гуманитарного права на немеждународный вооруженный конфликт. Хотя в ст.3 Женевской конвенции о защите жертв войны 1949 г. не дается определения немеждународного вооруженного конфликта, в ней содержится следующая важная констатация: “В случае вооруженного конфликта, не носящего интернационального характера и возникающего на местности одной из больших Договаривающихся Сторон, любая из находящихся в конфликте сторон должна использовать, как минимум, следующие положения" - и далее этот минимум конкретизируется применительно к каждой из Конвенций, сохраняя общее гуманитарно-правовое направление. В Конвенции о защите гражданского населения во время войны этот минимум определяется так:
1. Лица, которые конкретно не принимают участия в военных действиях, включая тех лиц из состава вооруженных сил, которые сложили оружие, а также тех, которые не принимают участия в военных действиях вследствие болезни, ранения, задержания или по какой - либо другой причине, обязаны при всех обстоятельствах придерживаться гуманных методов, без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии либо веры, пола, происхождения, имущественного положения и т.д.
2. Покалеченных и больных будут подбирать, и им будет оказана помощь. Беспристрастная гуманитарная организация, таковая как интернациональный Комитет Красного Креста, может предложить свои сервисы сторонам, находящимся в конфликте. Не считая того, находящиеся в конфликте стороны будут стараться методом особых соглашений ввести в действие все либо часть других положений настоящей Конвенции. Применение предшествующих положений не будет затрагивать юридического статуса находящихся в конфликте сторон.
Хотя в литературе отмечается различное понимание немеждународного вооруженного конфликта различными авторами, а также различные точки зрения о применении на практике ст.2 Женевской конвенции о защите жертв войны 1949 г., все согласны с тем, что нормы международного гуманитарного права, регулирующие правила ведения войны между государствами, распространяются на войны и вооруженные конфликты внутри страны, т.е. на конфликты, которые не носят интернационального характера; и следовательно, должна осуществляться международно-правовая защита жертв немеждународного вооруженного конфликта. [10]
Выводы исследования
Время и войны убедительно продемонстрировали гибельность беззакония. Люди были поставлены перед необходимостью утвердить правопорядок. До появления современного гуманитарного права было зафиксировано более 500 кодексов поведения, соглашений и других документов, имевших целью регламентировать ведение боевых действий.
Гуманизация войн - это, естественно, полумеры - принципиальные, нужные, но полумеры. “По всем данным, настало время для того, - пишет С.С. Алексеев, - чтобы признать войну - войну вообще, войну как таковую - преступлением перед человечеством (очевидно, отграничивая от “войны” деяния вооруженных сил по отражению злости, когда инициаторы злости в конечном итоге привлекались бы в международно-правовом порядке к уголовной ответственности, в том числе и за утраты, связанные с данной злостью) ”. С этим нельзя не согласиться.
Литература
1. Проскурин С.А. Баланс интересов стран - база прогресса цивилизации // Социально-политические науки. 1991. № 4.
2. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
3. Сорокин П.А. Социология. Учебник, М., 1994.
4. Черномырдин В.С. Доклад на интернациональной научной конференции “Уроки Второй мировой войны и значение победы над фашизмом” // Российская газета. 1995. 21 апреля.
5. Клаузевиц К. О войне. Антология мировой политической мысли. Т.1.
6. Независимая газета. 1997. 24 декабря.
7. Российская газета. 1997. 26 декабря.
8. Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1956. Кн.1.
9. Блищенко И.П. Обычное вооружение и международное право. М., 1984.
10. Капустин А.Я., Мартыненко Е.В. Международное гуманитарное право. М., 1991.
11. Алексеев С.С. Философия права. М., 1997.
12. Известия. 1996. 2 октября.
Страницы: 1, 2