Вопросы финансов и бюджета в Конституции Российской Федерации

Обеспечение исполнения федерального бюджета, корректировка его показателей, перераспределение средств, другие меры по текущему ведению, обслуживанию и осуществлению контроля являются функциями как законодательной (в лице обеих палат Федерального Собрания, его комитетов, а также Счетной палаты), так и исполнительной власти (в лице Президента и Правительства РФ, Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам и других федеральных финансово-экономических и специализированных ведомств). [11]


4.      Особенности законодательного процесса и судебной практики


Следует обратить внимание на следующие особенности законодательного процесса в финансовой сфере.

1. Согласно п. 3 ст. 104 Конституции РФ законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, выпуске государственных займов, изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

2. Согласно ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

-        федерального бюджета;

-        федеральных налогов и сборов;

-        финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии. [12]

3.       Согласно ст. 114 Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой. Правительство информирует Госдуму о ходе исполнения федерального бюджета. Кроме того, оно предоставляет необходимую информацию в Счетную палату РФ при осуществлении ею контроля за исполнением федерального бюджета. [11]

В статье 106 речь идет о федеральных законах, относящихся, согласно ст. 71 Конституции РФ, к исключительному ведению Российской Федерации, но имеющих особую важность для ее субъектов. Поэтому Конституция РФ предоставляет возможность субъектам РФ участвовать в осуществлении федеральных полномочий через Совет Федерации. Вот почему рассмотрение им законов по вопросам, перечисленным в статье 106, носит обязательный характер. Содержание перечня обусловлено конституционной природой этой палаты парламента, являющейся не органом прямого представительства многонационального народа Российской Федерации, а органом, обеспечивающим представительство субъектов РФ. [11]

Знание современного финансового права без судебной практики невозможно. В российской правовой системе судебная практика де-факто является источником права, в том числе финансового права. Это в первую очередь относится к:

решениям Конституционного Суда РФ о признании неконституционными законов и иных нормативных правовых актов;

решениям Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ о признании недействительными законов и иных нормативных правовых актов;

разъяснениям Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ (они носят общий, неперсонифицированный характер и подлежат всеобщему применению - ст. ст. 126, 127 Конституции РФ). [12]

 

Заключение


Экономическая жизнь общества являются предметом различных отраслей права: конституционного, финансового, гражданского, хозяйственного, предпринимательского и иных. Вопросы финансов и бюджета РФ относятся в большей степени к конституционному и финансовому праву, которые являются отраслями смежными, но не пересекающимися. В сфере финансов нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения, то есть предопределяющие содержание всех остальных отношений: Конституция Российской Федерации закрепляет принципы, присущие всей деятельности Российского государства, в том числе основополагающие правила и требования финансовой деятельности государства: принцип законности, принципы федерализма, единства, гласности, принцип участия граждан РФ в финансовой деятельности государства и принцип плановости.

В Конституции РФ закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государства в целом и по отдельным ее направлениям, соответственно используемым звеньям финансовой системы. Конституция гарантирует единство экономического пространства и равенство прав собственности.

В Конституции России весьма лаконично описаны правила, регламентирующие обязанность уплачивать налоги и сборы, основной источник доходов бюджета. Поэтому Конституционный Суд России создал развитую систему правового регулирования системы налогов и сборов в РФ.

Российская Федерация устанавливает основы федеральной политики в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития России. Свое отражение и конкретизацию политика Российской Федерации в указанных областях находит в федеральных целевых программах. Правительство одновременно с проектом бюджета ежегодно обязано представлять в Государственную Думу сводный перечень федеральных программ и объемов их финансирования из федерального бюджета, перечень утверждается законом о федеральном бюджете.

Каждое государство имеет единую денежную единицу, и наличие нескольких денежных единиц способно разрушить экономику. Часть первая статьи 75 Конституции РФ устанавливает в качестве суверенной денежной единицы Российской Федерации рубль. Часть 2 статьи 75 устанавливает, что защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты в России осуществляет Центральный банк РФ (Банк России). Это означает, что к ведению Банка России отнесено осуществление денежно-кредитной политики.

Говоря о государственных займах, одном из главных источников погашения бюджетного дефицита, Конституция РФ (ст. 75, ч. 4) не ограничивает их только заимствованиями самой Российской Федерации. Согласно Конституции РФ и Бюджетному кодексу РФ государственные заимствования могут осуществлять не только Российская Федерация, но и субъекты РФ. Займы могут привлекаться как от иностранных государств, так и путем выпуска долговых обязательств, распространяемых среди населения России.

Наибольшее внимание конституционное законодательство уделило бюджетной деятельности, что объясняется ролью государственного бюджета как центрального звена финансовой системы, Конституция РФ относит федеральный бюджет как основной финансовый план государства к исключительной компетенции Российской Федерации (п. "з" ст. 71). В Конституции РФ установлен порядок рассмотрения, утверждения бюджета (ст. ст. 101, 104, 106, 114 и др.).

Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, валютное и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст.72). Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73,76).

В условиях возникновения рыночных отношений государство при управлении обществом активно использует такие экономические рычаги, как финансы, деньги, кредит, налоги и т.д. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода, средством контроля за производством и распределением материальных благ. А также средством стимулирования развития государства. Финансовая деятельность государства представляет собой осуществление им функций по образованию, распределению, аккумуляции и использованию денежных средств в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны. Правовые основы для решения всех этих стратегических задач заложены в Конституции Российской Федерации. Однако, очевидно, что инструменты для их правового регулирования в полном объеме заложены в иных отраслях права.

 

Библиография


1.                 Конституция Российской Федерации с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ

2.                 Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 14.03.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2009).

3.                 Бобкова Л.Л. Полномочия Российской Федерации как субъекта бюджетного права. Финансовое право (журнал), №11, 2007.

4.                 Вайтман Е.В. выдаем деньги под отчет. Российский налоговый курьер, №22, - 2008.

5.                 Вострикова Л.Г. Финансовое право: учебник для ВУЗов (издание третье, переработанное и дополненное), Юстицинформ, 2007.

6.                 Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2000. - 304 с.

7.                 Елизарова Н.В. Финансовое право. Учебное пособие. Московский институт экономики, менеджмента и права, 2009 (http://www.e-college.ru/xbooks/xbook068/book/index/index.html?part-003*page.htm)

8.                 Затулина Т.Н. Конституционное регулирование налоговых правоотношений. Налоги (журнал), №4, 2007.

9.                 Карасева М.В. Финансовое право. Учебник., М: Юрист – 2007.

10.            Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 1999. - 520 с.

11.            Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) под ред. Ю.А. Дмитриева, Юстицинформ, 2007.

12.            Крохина Ю. А. Финансовое право России: Учебник для вузов. Норма, 2004. – 704 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты