Договор возмездного оказания услуг может быть публичным договором, когда коммерческая организация по характеру своей деятельности должна оказывать услуги каждому, кто к ней обратится (ст.387 ГК). В ст. 387 ГК названы, в частности, услуги связи, медицинское, гостиничное обслуживание. Сюда можно добавить туристическое обслуживание и иные услуги.
Ко многим договорам возмездного оказания услуг применимы также правила ст.389 ГК о договоре присоединения, условия которого определены одной их сторон в формулярах или иных стандартных формах и могут быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору. По правилам договора присоединения заключаются, например, договоры об оказании туристических услуг.
Отличие договора возмездного оказания услуг от договора подряда, заключается, в частности, в том, что предполагается (если иное не установлено договором) обязательное исполнение договора лично исполнителем (ст.684 ГК). Эта норма является исключением из общего правила ст. 276 ГК о возможности возложения должником исполнения обязательства на третье лицо. В договоре подряда, напротив, презюмируется возможность привлечения к исполнению третьего лица (ст.619 ГК),
Сказанное не означает, что во всех возмездных отношениях по оказанию услуг исполнитель обязывается к личному исполнению. Существуют такие обязательства, в которых личное исполнение не имеет значения. Так, деятельность музея не может быть сведена к личному исполнению, поскольку услуга предоставляется в виде деятельности организации в целом, а не отдельного работника. Кроме того, заказчик, заключая договор с юридическим лицом, может оговорить исполнение обязательства конкретным специалистом либо согласиться с исполнением любым квалифицированным специалистом, которого выберет руководитель организации. Например, обращаясь в юридическую фирму, можно договориться о ведении дела конкретным юристом либо просто заключить договор с фирмой, тем самым допуская исполнение любым юристом фирмы.
Хотя термин «личное исполнение» и связывается обычно с деятельностью физических лиц, определенные обязанности возлагаются и на юридическое лицо. При обращении за какой-либо услугой к юридическому лицу заказчик принимает во внимание степень известности, солидности и авторитетности фирмы. Таким образом, его интересует, чтобы услуга была оказана именно данным юридическим лицом. Сказанное означает, что юридическое лицо вправе прибегать к использованию любых специалистов, как собственных, так и привлеченных, однако перевод долга либо иной способ перемены лиц на стороне исполнителя в обязательствах возмездного оказания услуг, по общему правилу, не допускается[7].
Предметом договора являются нематериальные услуги. Следует различать собственно результат деятельности исполнителя, т. е. собственно услугу, и тот результат, которого желает достичь заказчик посредством услуги. Например, родители желают, чтобы их ребенок поступил в престижное учебное заведение, и приглашают для подготовки ребенка к вступительным экзаменам репетитора. В этом случае результатом, которого желает достичь заказчик (родители), является поступление в соответствующее учебное заведение. Однако этот результат не охватывается деятельностью исполнителя. Репетитор может предоставить возможность обучаемому усвоить определенный набор знаний, необходимый для поступления в вуз, однако он не может гарантировать сам факт поступления, поскольку этот результат зависит не только от услугодателя, но и от влияния других факторов, в том числе способностей и желания самого ребенка, числа абитуриентов и т. д. Таким образом, неотъемлемым условием обязательства по оказанию услуг является невозможность гарантировать достижение полезного эффекта деятельности услугодателя. Такой результат лежит вне пределов обязательственного отношения,
Следует отграничивать от обязательств по оказанию услуг такие отношения, в которых деятельность услугодателя получает какое-либо овеществленное выражение, существующее отдельно от деятельности исполнителя. Например, консультация аудиторской фирмы, предоставляемая в устной форме, будет охватываться отношениями по оказанию услуг, а письменное заключение той же аудиторской фирмы должно регулироваться нормами о договоре подряда, поскольку наличие вещного результата — письменного заключения определяет предмет обязательства как выполнение работы до написанию письменного заключения.
Цена в договоре услуг не определяется законодательными актами. Имеется ряд документов в виде прейскурантов, тарифов и т. п., которые, как правило, исходят непосредственно от исполнителя.
Срок исполнения договора возмездного оказания услуг определяется по соглашению сторон. Хотя закон не содержит специальных правил о сроке действия договора возмездного оказания услуг, его определение имеет существенное значение. Например, если не определены время и место оказания информационных услуг, способ их доведения до сведения заказчика, то услугодатель не может исполнить соответствующую обязанность, поскольку заказчик не сможет ее потребить.
4. Содержание договора возмездного оказания услуг
Содержание договора возмездного оказания услуг составляют обязанность исполнителя оказать услугу и обязанность заказчика оплатить ее.
Обязанность исполнителя вытекает из конкретного вида договора возмездного оказания услуг. Место и срок исполнения услуги, если это не предусмотрено в договоре, в ряде случаев может определяться общими положениями обязательственного права.
Основной обязанностью заказчика является оплата оказанных ему услуг. Срок и порядок оплаты устанавливается договором (п.1. ст. 685ГК).
В ст. 685 ГК закреплены принципы распределения между сторонами риска не достижения результата при невозможности исполнения. В этом одно из существенных отличий договора оказания услуг от договора подряда. В договоре подряда риск случайного неисполнения возлагается на подрядчика, в договоре оказания услуг в вопросе, связанном с последствиями неисполнения договора, действуют общие правила оснований ответственности за неисполнение обязательства (ст. 359ГК). То есть Действует правило ответственности за вину. Объясняется это тем, что в силу самого характера услуги достижение результата не гарантируется, поэтому заказчик, заключая договор оказания услуг, заранее принимает риск случайного неисполнения на себя.
В соответствии этим, если исполнитель виновен в неисполнении обязательства, он отвечает по общим правилам ст. 359 ГК. Однако в случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме (п.2 ст. 685ГК). В случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы (п.3 ст. 685 ГК).
Компенсацию расходов исполнителя не следует рассматривать как ответственность заказчика. Это скорее возврат сторон в первоначальное положение, когда в силу невозможности возвратить в натуре то, что он получил от исполнителя в качестве услуги, заказчик обязуется выплатить исполнителю денежную компенсацию.
Нелишне подчеркнуть, что данные правила носят диспозитивный характер и могут быть изменены законодательными актами или договором.
Стороны вправе в любое время отказаться от исполнения договора. Следует подчеркнуть, однако, что ГК уделяет большое внимание охране интересов заказчика. Исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательства по договору лишь при условии полного возмещения заказчику убытков, причиненных расторжением договора, кроме случая, когда это произошло по вине заказчика (п.2 ст. 686ГК).
На заказчика же возлагается обязанность оплаты исполнителю лишь фактически понесенных им расходов (п.1. ст.686 ГК). То есть упущенная выгода, например, исполнителю не возмещается. Так как исполнитель еще не оказал услугу полностью, он не имеет права на полное возмещение убытков, ему возмещается лишь расходы на под готовку к оказанию услуг и стоимость части фактически оказанных услуг.[8]
5. Виды договоров возмездного оказания услуг.
В п.2 ст. 683 ГК перечисляются виды договоров, к которым применяются правила главы о возмездном оказании услуг:
- договоры оказания услуг связи,
- медицинских,
- ветеринарных,
- аудиторских,
- консультационных,
- информационных услуг,
- услуг по обучению,
- туристическому обслуживанию и иные.
Приведенный перечень не является исчерпывающим, так как закон упоминает иные договоры. Речь идет об услугах, оказываемых по договорам, предусмотренным главами ГК:
- о подряде
- перевозке
- транспортной экспедиции
- хранении
- поручении
- комиссии
- доверительном управлении имуществом.
Все договоры, к которым не применяются правила главы 33 ГК, являются договорами услуг. Выпадает из этого списка договор подряда, который договором услуг не является. Это некоторая неточность законодательства. Объяснение этому может быть найдено именно в сходстве и родственном единстве договора подряда и договора услуг, вытекающим из понятия «услуга» в широком смысле слова. Поэтому во избежание сомнений было отмечено, что глава 33 не применяется и к договору подряда.
Сходство договоров подряда и услуг подчеркивается также тем, что общие положения о подряде (ст.ст. 616-639) и положения о бытовом подряде (ст.ст. 640-650) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст.ст. 683-686 ГК, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (ст. 687ГК).
Субсидиарное применение норм о подряде позволяет устранить возможные пробелы и использовать стандартные положения договора подряда, которые имеют сходство с услугами.
В то же время не все нормы о подряде могут быть применены к услугам. Это положения, которые противоречат,
во-первых, нормам главы 33 ГК;
во-вторых, особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
То есть не применяются те положения договора подряда, которые противоречат сущности договора услуг, тем особенностям предмета (совершение действий, не имеющих вещественного результата), которыми договор услуг отличается от договора подряда (выполнение и сдача заказчику работ). В частности, в этих случаях вряд ли возможно применение ст.ст. 630 (приемка выполненных работ заказчиком), 631 (расчеты между сторонами в случае гибели предмета подряда ) и другие.
В соответствии с п.2 ст. 683 ГК можно выделить некоторые виды договоров возмездного оказания услуг, по сферам хозяйственной и социально-культурной деятельности:
- услуги связи и информации;
- медицинские услуги;
- услуги социального характера;
- ветеринарные услуги;
- аудиторские услуги;
- правовые услуги;
- туристско-экскурсионные услуги;
- спортивно – оздоровительные услуги;
- санаторно- курортные услуги;
- культурно-зрелищные услуги.
6. Услуги связи и почтовые услуги
В рассматриваемой сфере отношения по оказанию данного вида услуг наряду с нормами ГК регулируются также положениями иных правовых актов. Согласно ст. 1 Закона РК от 05 июля 2004 г. № 567-II «О связи»[9] (далее — Закон о связи) под услугами связи понимается деятельность по сбору, обработке, накоплении и распространении информации. Указанные услуги оказываются пользователям связи гражданами и юридическими лицами (операторами связи), Получившими право на этот вид деятельности на основании лицензии (ст. 17 Закона о связи). Все средства связи, используемые во взаимоувязанной сети связи Республики Казахстан, подлежат обязательной проверке (сертификации) на соответствие установленным стандартам, иным нормам и техническим требованиям. Так, согласно ст. 21 Закона о связи операторы связи обязаны предоставлять пользователям услуги связи, соответствующие по качеству стандартам, техническим нормам, сертификатам, а также условиям договора о предоставлении услуг связи.