Передача некоторых полномочий государств наднациональным структурам не означает отрицания или сужения суверенных прав. Приоритет их власти сохраняется, причем переданные полномочия компенсируются приобретением так называемых общесистемных всеобщих полномочий. Радиус совокупного или совместного действия государств расширяется.
Одни страны в большей степени втянуты в орбиту международных организаций и межгосударственных объединений (например, Германия и Франция), другие – в меньшей степени. Так, Япония и некоторые другие государства Азии и Дальнего Востока лишь обсуждают вопросы создания зоны свободной торговли и финансового совета. В то же время государства по-разному выполняют свои членские обязательства - полно или частично, быстро или медленно.
Внутреннее право – отражение публичных интересов и дел.
Бесспорным является первичное юридико-образующее значение внутреннего права, поскольку именно суверенитет государства предопределяет правообразование внутри и вовне в разных сферах жизни общества. Выражение государственной воли на создание структур, организаций и их норм заложено в конституционном строе и конституции. Система внутреннего права все более отчетливо предопределяет специализацию международного права и формирование его отраслей, пока не родных, а скорее двоюродных "сестер" соответствующих норм и отраслей внутреннего права. Нередко институты и виды правовых актов государства копируются в структуре межгосударственных объединений. Устойчивые правовые потребности двух и более государств порождают всеобщий публичный интерес, а потому происходит как бы международное укрупнение предметов национального регулирования.
Английский ученый, член Палаты лордов Д. Ллойд утверждает, что подчинение нормам международного права не влечет за собой растворения государственного суверенитета в более высоком государственном образовании, это скорее признание суверенными государствами системы правовых принципов, обязательных для этих государств. Ограничения, по его мнению, налагаются только на действия в международной, но не во внутренней сфере.[5]
Исследователи отмечают двоякое влияние внутреннего права на международное: путем предопределения сущности и содержания последнего через нормы о внутренней и внешней политике и путем воздействия на создание и осуществление норм международного права (порядок заключения международных договоров и т.п.). Наряду с отмеченными материальными и процессуальными аспектами косвенного влияния на международное право оказывается воздействие и в прямой форме. Имеются в виду национальные нормы, преобразованные в международные, - обычные нормы, нормы об иностранцах, посольствах и т.д., принципы внешней политики, наконец, нормы, которые могут служить образцом при обеспечении прав человека.[6]
3. Международное и конституционное право
Об углублении взаимодействия двух систем права, его характерных чертах и тенденциях развития свидетельствует, прежде всего, конституционное право, представляющее основу правовой системы государства.
Своего рода "входной дверью" для норм международного права при влиянии на национальные отрасли служат принципы и положения конституций как опоры национальной правовой системы.
В ранних конституциях (США, Франции 1791 г. и др.) нормы, касающиеся внешней сферы отношений с другими государствами, проявлялись в закрепленных там принципах стремления к братству и сотрудничеству народов. В послевоенных конституциях ХХ в. расширяется применение формулы о примате норм международного права (ФРГ и др.), а в новейших конституциях России, Польши, Финляндии и других стран вырос удельный вес положений о признании высокой роли принципов и норм международного права и участии стран в межгосударственных объединениях (ЕС и др.). Интегративность норм стала еще более очевидной.
Первой конституцией, содержавшей статью о статусе международных договоров во внутреннем праве, была Конституция США 1787 года. "Настоящая Конституция и законы Соединенных Штатов, которые будут издаваться в соответствии с ней, и все международные договоры, заключенные или которые будут заключены властью Соединенных Штатов, будут высшим правом страны" (ст.VI). Более того, Конституция прямо предписывала судам наряду с законами применять договоры (ст.III), которые таким образом признавались непосредственно действующими. Объяснение данных положений видится в стремлении федеральной власти лишить штаты возможности принимать правовые акты, противоречащие договорам федерации. Конституция специально оговаривает, что ни один штат не имеет права издавать "законы, уничтожающие обязательную силу договоров" (ст.I).
Конституция США была первой, ясно признавшей юридическую силу международных договоров и определившей их статус в праве страны. Соответствующее положение оказало влияние и на конституции, принятые на постсоветском пространстве. Так, Конституция Украины воспроизводит формулу Конституции США, устанавливая, что действующие международные договоры "являются частью национального законодательства Украины".
В конституционном праве России очень заметно влияние общих идей и принципов конституционализма. Акты Совета Европы и МПА СНГ о верховенстве права, разделении властей, о правах человека и демократических институтах все чаще преломляются в конституционном законодательстве.[7]
Для выяснения соотношения норм международного и конституционного права принципиальное значение имеет рассмотрение различий учредительной и законодательной властей.
Обе власти – и учредительная, и законодательная – закреплены в Конституции России. Учредительная власть регулируется ст.3, 12, 18, 32, 130, 135 Конституции, законодательная – ст.4, 5, 10, 11, 15, 66, 71, 72, 76, 94, 104, 105, 132, 136 Конституции РФ.
Президент России не наделен ни учредительной, ни законодательной властями. Федеральное Собрание и другие законодательные (представительные) органы не наделены учредительной властью. В то же время Президент и Федеральное Собрание Российской Федерации являются субъектами международного права.
Важно не стирать различий между учредительными и законодательными властями, а также между ними и другими органами государственной власти - Правительством РФ, судами Российской Федерации, соответствующими органами государственной власти субъектов Федерации. В противном случае нарушаются фундаментальные основы Конституции.
Анализ конституций зарубежных стран показывает, что многие их разделы, особенно те, которые регулируют отношения с международными организациями в процессе интеграции, являются более динамичными по содержанию, включают конкретные правовые механизмы взаимодействия этих организаций с национальными органами власти и управления. Примером может служить Конституция Французской Республики, текст которой пополнился новым разделом "О Европейских сообществах и Европейском Союзе".
Нередко развитие отношений национальных органов с международными организациями происходит в рамках конституционных законов и не затрагивает текста самих конституций.
Многие конституции зарубежных стран не допускают приоритета норм международного права над нормами внутреннего права. При этом выработана четкая и принципиальная позиция: международные договоры регулируют отношения между государствами, то есть между субъектами международного права, а нормы внутреннего права – отношения между субъектами внутригосударственного права.[8]
Конституции имеют положения о международном праве, а некоторые – и о внешней политике, о ее принципах, в частности, об отказе от агрессивных войн. Изредка подчеркивается приверженность общечеловеческим ценностям.
Некоторые конституции включают принципы международного права в право страны и тем самым делают их обязательными для всех органов государства, включая и те, которые осуществляют внешнюю политику.
Расширение конституционного регулирования взаимодействия международного и внутреннего права ведет к конституционализации международного права. В этом видится важный аспект конституционализации внешней политики путем закрепления ее принципов.
Ряд конституций придают особый статус международным принципам и нормам о правах человека. Некоторые конституции, например, украинская, не связывают права человека с международным правом
Высокий статус придан международным нормам о правах человека и Конституцией России.
Ряд конституций предусматривают учреждение конституционных судов, в компетенцию которых входит также решение вопросов о соответствии конституции заключаемых договоров. Наконец, новым конституциям известно и положение о возможности передачи государством осуществления части своих полномочий международным организациям (ст.79 Конституции РФ).
Новые конституции, принятые на постсоветском пространстве, отражают общие тенденции развития конституционного права относительно регулирования взаимодействия международного и внутреннего права.
Постепенно конституции государств обретают черты основных законов членов международного сообщества. Это находит выражение, в первую очередь, во все более широком признании приоритета международного права. Наблюдается тенденция к росту роли международного права.[9]
Заключение
Международное право как совокупность норм, регулирующих отношения между государствами, имеет много особенностей по отношению к внутригосударственному праву. Эти особенности таковы, что международное право рассматривается как особая система права. Основная особенность международного права состоит в том, что в качестве его субъектов выступают главным образом суверенные государства.
Внутригосударственного права в виде совокупности юридических норм, оторванного от конкретного государства, в реальной жизни не существует; в жизни столько национальных правовых систем, сколько и государств. Но при всем их различии, иногда значительном, национальное право отдельно взятой страны имеет что-то общее с национальным правом других государств, например, наличие в них законодательных и исполнительных органов, обязательной юрисдикции и т. д. то общее хотя и основывается на внутригосударственном праве государств, но оно не привязано к праву какого-то конкретного государства. Общее – это те свойства и связи, которые присущи национальному праву любого государства, но которые отсутствуют в международном праве.
Углубление взаимодействия международного и внутреннего права государств ведет к образованию глобальной правовой системы или суперсистемы. В ее рамках национальные правовые системы активно взаимодействуют друг с другом, с региональными системами и общим международным правом. В основе ее лежит принцип демократии, дающий возможность согласования различных правовых систем. Такая система не имеет ничего общего ни с мировым государством и соответствующим правом, ни с аналогичными концепциями. Этот факт отмечается не только учеными. В формировании глобальной правовой системы сделаны важные, но лишь первые шаги.
Список литературы
1. Анцилотти Д. Курс международного права. Том первый "Введение – общая теория". – М.: Издательство иностранной литературы, 2004. – 224 с.
2. Ллойд Деннис. Идея права. / Пер. с англ. – М.: ЮГОН, 2002. – 462 с.
3. Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. – М., 1997 – 268 с.
4. Общая теория государства и права: Академический курс. – М.: Зерцало, 2001 – 386 с.
5. Вишняков В.Г. О соотношении норм международного и конституционного права. // Журнал российского права, № 9, сентябрь 2002 г.
6. Лукашук И.И. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в условиях глобализации. // Журнал российского права, № 3, март 2002 г.
7. Тихомиров Ю.А Глобализация: взаимовлияние внутреннего и международного права. // Журнал российского права, № 11, ноябрь 2002 г.
8. Шестаков Л.Н. Понятие международного права. // Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 1997, № 6
[1] Шестаков Л.Н. Понятие международного права. // Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 1997, № 6 – с. 22
[2] Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. – М., 1997. – с.35, 48.
[3] Тихомиров Ю.А Глобализация: взаимовлияние внутреннего и международного права. // Журнал российского права, № 11, ноябрь 2002 г. – с. 31
[4] Анцилотти Д. Курс международного права. Том первый "Введение - общая теория". – М.: Издательство иностранной литературы, 1961. – с.7-9
[5] Ллойд Деннис. Идея права / Пер. с англ. – М.: ЮГОН, 2002. – с. 211-219
[6] Общая теория государства и права: Академический курс. Т.2. – М.: Зерцало, 2001. – с. 209-211
[7] Тихомиров Ю.А Глобализация: взаимовлияние внутреннего и международного права. // Журнал российского права, № 11, ноябрь 2002 г. – с. 24
[8] Вишняков В.Г. О соотношении норм международного и конституционного права // Журнал российского права, № 9, сентябрь 2002 г. – с. 12
[9] Лукашук И.И. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в условиях глобализации. // Журнал российского права, № 3, март 2002 г. – с. 9
Страницы: 1, 2