Постепенно автономия и имущественная самостоятельность юридических лиц, в том числе акционерных обществ, вытеснялись планированием и жестким регулированием со стороны государства. В конце 20-х – начале 30-х гг. акционерные общества были реорганизованы в государственные объединения. Затем на долгие годы эта форма была отвергнута и забыта.
В то время, когда в течение всего XX века акционерная форма продолжала развиваться в большинстве стран мира, в СССР и по его примеру в других странах социализма она была свернута, фактически сведена к нулю, что обусловило серьезное отставание нашей страны от мировой правовой практики. Лишь в конце 80-х гг. сначала в публицистике и экономической теории, а затем и на практике стал возрождаться интерес к акционированию. Позже он нашел отражение в российском законодательстве.
Разумеется, общественно-политическая переориентация и резкая смена общественно-политической, экономической и правовой ориентации развития России потребовали соответствующего законодательного, нормативного, юридического оформления нового рыночного курса страны.
К этому времени, на мой взгляд, сформировалось несколько крупных правовых задач:
подведение законодательной, правовой базы под новый курс;
обращение к правовому опыту, наработанному в так называемый дореволюционный период (до 1917 г.), к опыту экономической жизни прошлой России, основанному на признании частной собственности, а также на возможности извлечения уроков из нереализованных замыслов и практики НЭПа;
заимствование обрисованного выше в общих чертах многовекового правового опыта зарубежных государств с рыночной экономикой – использование идей и опыта законодательной, организационно – хозяйственной деятельности государств и предпринимателей, а также обращение к правовым традициям, навыкам, обычаям населения различных государств;
концентрация современных правовых усилий в сфере работы с гражданами России, объяснение им по различным каналам, и, прежде всего, в СМИ, новых проблем и задач, организация подготовки соответствующих кадров (персонала), переучивания студентов, обеспечение этого процесса соответствующей учебной литературой (отечественной и переводной), компьютеризация правовой информации.
В основе этого процесса лежали новые взгляды на собственность, которые нашли свое отражение и законодательное закрепление в статьях 8, 34 и 35 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Термин «собственность» в научной литературе, публицистике, законодательных текстах, в т.ч. в Конституции наполняется различным содержанием.
Так, в п. 2 ст. 8 Конституции, под собственностью и ее различными формами понимаются разные формы хозяйствования, осуществляемые различными субъектами. Субъекты, которые не являются носителями государственной или муниципальной власти, считаются субъектами частной собственности. Деятельность физических и юридических лиц, осуществляется на основе принадлежащего им имущества: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.» (ст. 34 Конституции РФ).
Право частной собственности и его охрана предполагают право индивида самому или совместно с другими лицами – физическими и юридическими – создавать в установленном законом порядке и формах хозяйственные общества и товарищества, организация и деятельность которых регламентируется Гражданским кодексом и изданными в соответствии с ним специальными законами: «Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами» (ст. 35 Конституции)[8].
Одним из видов хозяйственных обществ и является акционерное общество.
Основы современного акционирования заложили следующие нормативные акты:
Постановление Совета Министров СССР «Об утверждении Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и Положения о ценных бумагах» от 19 июня 1990 г. №590[9] и Постановление Совета Министров РСФСР «Об утверждении Положения об акционерных обществах» от 25 декабря 1990 г. №601[10] с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1992 г. №255, которое впервые за десятилетия подробно раскрывало суть акционерных обществ, порядок их создания и деятельности. Нужно отметить, что в настоящее время указанные нормативные акты утратили силу.
Названные документы, имеющие, на наш взгляд, историческое значение, открывают обширный перечень правовых актов 90-х годов, определивших перспективы существования и реформирования радикально обновленной России.
Их появление положило начало интенсивному формированию новых организационно-правовых форм: к концу 1991 г. вновь созданных акционерных обществ и иных хозяйственных товариществ на территории России насчитывалось уже свыше 150 тысяч. Наряду с этим, необходимо отметить, что только весной 1991 г. завершается идеологическое и правовое оформление института частной собственности в СССР в самом общем и декларативном виде.
Проведенный анализ показал, что в ту пору имелись существенные разногласия в подходах к акционированию государственных предприятий. Так, В. Селюнин, Б. Алехин, С. Глазьев выступали за обязательную продажу всех или значительной доли акций частным лицам и независимым от государства институциональным инвесторам.
За полноценное, хотя и постепенное, базирующееся на индивидуальных проектах акционирование, выступали Г. Явлинский и Л. Григорьев, выдвинувшие эти предложения в программе «500 дней».
В рекомендациях правительственных специалистов (Т. Попова, Г. Меликьян, С. Ассекритов) акционирование носило во многом формальный характер, поскольку предполагало массовое создание закрытых акционерных обществ с Продажей незначительной доли акций (порядка 10%) трудовым коллективам соответствующих предприятий. Последний способ со всей очевидностью означал не что иное, как мимикрию господствующих бюрократических структур.
Сторонники бесплатной раздачи государственной собственности всему населению (Л. Пияшева, П. Бунич, Г. Попов, О. Богомолов, В. Рутгайзер, П. Филиппов, М. Малей) считали, что оба рассмотренных выше метода приватизации непригодны прежде всего потому, что не отвечают критериям социальной справедливости.
В этой ситуации 29 декабря 1991 г. №341 Президент РФ подписал Указ «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий»[11](в настоящее время утратил силу), в соответствии с которым были утверждены разработанные на основе проекта Государственной программы приватизации на 1992 г. «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на 1992 год»[12]. Их реализация началась с 1 января 1992 г.
Вышеназванные акты и обстоятельства и послужили основой для формирования современного действующего гражданского законодательства об акционерных обществах.
1.2 Понятие и сущность акционерного общества по российскому законодательству
Принятая в 1993 г. часть 1 Гражданского кодекса РФ и введенный в действие с 1 января 1996 г. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ, сохранив преемственность с предыдущими нормативно-правовыми актами, определили новое правовое пространство для акционерных обществ, их организационно-правовую форму. Эти два нормативных акта стали базисом функционирования современных акционерных обществ.
Общие положения, законодательно регламентирующие порядок создания и правовой статус акционерных обществ, предусмотрены статьями 96 – 104 ГК РФ. Закон РФ «Об акционерных обществах», развивает и дополняет положения ГК РФ, непосредственно посвященные акционерным обществам. Кроме того, положения Закона учитывают нормы ГК РФ о юридических лицах (ст. 48 – 65), о хозяйственных обществах (ст. 66 – 68), а также другие нормы.
В статье 1 определяется сфера применения Закона, носящая двупланный характер. Во-первых, в соответствии с п. 1 сфера действия Закона ограничивается определением порядка создания и правового положения акционерных обществ, прав и обязанностей их акционеров, а также обеспечением защиты прав и интересов акционеров.
Во-вторых, п. 2 предусмотрено, что действие Закона распространяется на все акционерные общества, созданные или создаваемые на территории Российской Федерации, но с определенными ограничениями, – если иное не установлено Законом и другими федеральными законами. Эти ограничения касаются трех групп акционерных обществ.
К первой группе относятся акционерные общества в сфере банковской, инвестиционной и страховой деятельности. Особенности создания и правового положения этих акционерных обществ определяются федеральными законами:
– банковская деятельность регулируется Законом РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 2.12.1990 г. №395–1 и Законом РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» от 10.07.2002 г. №86-ФЗ;
– инвестиционная деятельность регулируется Законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. №39-ФЗ, Законом РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26.06.1991 г. №1488–1 в части, не противоречащей ФЗ от 25.02.1999 г. №39-Ф3;
– регулирование страховой деятельности осуществляется Законом РФ «Об организации страхового дела в РФ» от 27.11.1992 г. №4015–1.
Ко второй группе (п. 4) относятся акционерные общества, созданные на базе реорганизованных в соответствии с Указом Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» от 27 декабря 1991 г. №323[13] колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, а также крестьянских (фермерских) хозяйств, обслуживающих и сервисных предприятий для сельскохозяйственных производителей, а именно: предприятий материально-технического снабжения, ремонтно-технических предприятий, предприятий сельскохозяйственной химии, лесхозов, строительных межхозяйственных организаций, предприятий сельэнерго, семеноводческих станций, предприятий по переработке овощей. Нужно отметить, что в настоящее время указ утратил силу.
Особенности создания и правового регулирования таких акционерных обществ также определяются федеральными законами. Согласно этому пункту, впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов акционерные общества агропромышленного комплекса действуют на основании правовых актов Российской Федерации, принятых до введения в действие Закона.
К третьей группе (п. 5) относятся акционерные общества, вновь создаваемые в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий. Действие Закона об акционерных обществах не распространяется на эти объекты потому, что в процессе, приватизации акционерного общества, строго говоря, еще нет: происходит процесс передачи государственной и муниципальной собственности – частично безвозмездно, частично за плату – частным юридическим и физическим лицам с соответствующим преобразованием организационно-правовой формы юридического лица.
Сам процесс приватизации регламентируется большим количеством нормативных актов, принятых в виде законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, решений других государственных органов. Именно поэтому в статье 1 Закона об акционерных обществах делается особая оговорка о том, что особенности создания и правового положения акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются правовыми актами Российской Федерации о приватизации указанных предприятий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15