Характеристика различных подходов к определению категории "источник права"

Высшей юридической силой среди нормативных правовых актов обладает Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. Она определяет организацию государственной власти, закрепляет основы конституционного строя, федеративных отношений, основные права и обязанности граждан.

Конституция Российской Федерации представляет собой юридическую базу для всего действующего законодательства. Основополагающие установления Конституции развиваются и детализируются в других нормативных актах. Причем все они, от какого бы органа ни исходили, должны соответствовать Конституции. В противном случае любой акт (или его часть) признается недействующим.

Ниже по юридической силе стоит особая группа федеральных законов - конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. В Конституции РФ названо четырнадцать таких конституционных законов. Примером последних могут быть законы о Правительстве Российской Федерации (ст. 114), о Конституционном Суде Российской Федерации (ст. 128), об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ст. 137). Для конституционных законов установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура их прохождения и принятия в Федеральном Собрании - требуется 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст. 108 Конституции РФ).

Согласно Конституции, а именно пункту 4 статьи 15, следующую ступень в системе по юридической силе занимают нормы ратифицированных международных актов.

Ниже в иерархической системе находятся федеральные законы РФ, принимаемые по разным вопросам. Среди них выделяют законы, определяемые непосредственно Конституцией РФ. Например, ими устанавливается порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов в Государственную думу (ст. 96); состав и порядок деятельности Счётной палаты (ст. 101) и др. Федеральные законы регулируют наиболее важные общественные отношения какой-то отрасли права, они составляют ее основу. Среди них выделяют кодексы (гражданский, уголовный, семейный) и основы законодательства. Кодексы содержат систематизированные нормы, регулирующие однородные общественные отношения, отдельные отрасли права. Основы законодательства отражают федеративное устройство России. Они устанавливают главные нормативно-сущностные характеристики институтов и закладывают нормативную базу для принятия субъектами РФ конкретных законов по предметам совместного ведения Федерации и субъектов.

Выделяют также модельные законы, принимаемые СНГ. Они направлены на обеспечение единства правового регулирования общественных отношений в странах, входящих в состав СНГ. Они носят рекомендательный характер и требуют ратификации. Их можно вполне отнести к уровню ратифицированных международных актов.

Ниже законов по юридической силе выступают подзаконные акты федерального уровня. Они подразделяются на определенные виды в зависимости от органа, его издавшего. Высшее положение среди них занимают указы и распоряжения Президента РФ. Согласно статье 90 Конституции РФ данные нормативно-правовые акты являются обязательными для исполнения на всей территории РФ. Отменить, признать неконституционными указы и распоряжения Президента РФ может исключительно Конституционный суд РФ.

Далее за нормативными актами Президента РФ по юридической силе идут нормативные правовые акты Правительства, высшего исполнительного органа РФ- постановления и распоряжения. Оно издаёт их на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ (ст. 115). Сфера нормотворческой деятельности Правительства РФ многообразна и определяется статьей 114 Конституции РФ и Федеральным Конституционным законом «О правительстве РФ». Постановлениями утверждается большинство положений о деятельности министерств, государственных комитетов. Например, Постановлением Правительства от 24 марта 2000г. № 258 утверждено Положение о Министерстве образования РФ; Постановлением Правительства от 18 июля 2000г. №536 утверждено положение о Министерстве имущественных отношений. Распоряжениями Правительство утверждает, как правило, какие-либо концепции, программы развития в той или иной сфере или особые положения и указания в конкретной области. Например, Распоряжение Правительства от 29 марта 2007г. №376-р об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств; Распоряжение от 14 декабря 2005 г. N 2225-р о концепции развития таможенных органов РФ. Согласно статье 155 Конституции постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.

На федеральном уровне низшую ступень нормативных правовых актов занимают ведомственные подзаконные акты. Они включают в себя приказы, распоряжения, указания, инструкции, инструктивные письма, положения министерств, государственных комитетов, федеральных служб, российских агентств, федеральных органов надзора и иных федеральных органов исполнительной власти. На данной ступени различают ведомственные акты, которые подлежат исполнению только органами, учреждениями и организациями данного ведомства, и межведомственные акты, которые могут издавать министерства юстиции, финансов, внутренних дел, образования, природопользования и др. Межведомственные акты имеют более широкую сферу регулирования. Важно отметить, что нормативно-правовые акты министерства и ведомств могут быть отменены Правительством РФ.

Более низким по юридической силе является уровень нормативных актов субъектов РФ. Согласно Конституции РФ данные акты не должны противоречить федеральной нормативной базе. На уровне субъектов принимаются как законы, так и подзаконные акты.

Прежде всего высшее место в иерархии нормативных актов субъектов занимают Конституции и Уставы субъектов. Правом принятия Конституции обладают Республики, а уставов все остальные в субъекты – края, области, города федерального значении и т.д.

Далее на данном уровне по юридической силе идут законы, принимаемые представительным органом субъекта по разным вопросам, отнесенным к их компетенции.

Еще ниже в иерархии находятся подзаконные нормативные акты субъектов РФ. К ним относят распоряжения глав администраций и губернаторов субъектов, приказы, распоряжения, инструкции, рекомендации и т.п. органов исполнительной власти субъектов. Все нормативные акты субъекта издаются в пределах полномочий, предоставленных им конституциями и уставами субъектов РФ.

Для поддержания строгой иерархии и единства в праве существует специальный механизм, по которому в случае противоречия нормативно-правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина Президент РФ в соответствии со статьей 85 Конституции РФ вправе приостановить их действие до решения этого вопроса судом.

На предпоследней ступени иерархической лестницы нормативных актов находятся акты органов местного самоуправления, принимающие их только в узкой сфере, по вопросам своего ведения. Это право им предоставлено статьей 19 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Порядок осуществления этого права детально регламентируется законодательством соответствующего субъекта РФ. В случае несоответствия данных актов нормативным актам, находящимся выше их по иерархической системе, они отменяются судебным решением.

Самый низкий уровень в системе нормативных актов занимают локальные нормативные акты, принимаемые общественными объединениями, организациями, предприятиями. Они представляют собой учредительные документы: правила внутреннего распорядка, уставы, распоряжения, приказы, распоряжения руководителей обществ, объединений, предприятий, учреждений. Данные акты действуют только в пределах данных образований, отсюда их название «локальные». Естественно, что они должны соответствовать всей нормативной базе вышестоящих ступеней иерархической лестницы нормативных правовых актов.

Таким образом, очевидно, что иерархическая система нормативно-правовых актов в России достаточно сложна, включает в себя несколько уровней. При описании данной системы я старался подчеркнуть подчиненность актов разного уровня, разной юридической силы, а так же выделять механизм, обеспечивающий единство правовой системы Российской Федерации. При распространенности данного вида формы права без подобной системы с соответствующим механизмом в правовом пространстве творился бы хаос, противоречия, коллизии так, что правоприменительный процесс был бы невозможен. Строгая, четко очерченная система с отлаженным «механизмом единства права» является гарантией эффективного регулирования общественных отношений. Другое дело, что в нашей стране этот механизм пока что полностью не активизирован, и противоречия, несоответствие нормативно-правовых актов имеют место быть.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


На основе проделанной исследовательской работы можно сделать ряд основополагающих выводов, от которых зависит формирование цельной, непротиворечивой теории государства и права, в частности её основы – сводного понятийного аппарата.

Итак, понятие источника права является одним из самых основополагающих понятий для всей теории права, и оно непосредственно связано с вопросом о происхождения права. Источник права представляет собой достаточно широкую, масштабную динамическую систему факторов, идей, способов выражения, определяющих возникновение, развитие и особенности правовой системы отдельного государства. При оперировании данным понятием, важно определить в каком значении оно используется – материальном, идеальном или формально-юридическом. Первые два смысла исследуемого понятия касаются комплекса явлений, находящихся вне правового поля. Формально-юридические источники права, напротив, касаются уже объективно существующих нормативных установлений, официально определённых государством.

Выявление круга источников в различных правовых системах имеет важное значение для раскрытия многих явлений правовой действительности. В частности, от формы права зависят такие факторы, как способы правового регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных правовых актов и т.д.

В данной работе раскрыто семь основных видов форм права, каждый из которых так или иначе имел или имеет место в современном государстве. Развитие, смена видов форм права в каждом государстве, определенно специфическими условиями, особенностями развития общества, правовой культуры, а также изменением потребностей и интересов людей. Например, когда-то было достаточно наличие правовых обычаев, религиозных норм, то сегодня необходимы более гибкие, эффективные формы права.

Каждый вид формы права имеет свои особенности, специфику, историю развитие, а также место в современных правовых системах. Безусловно, сегодня наиболее эффективными и более распространёнными являются нормативный договор, нормативный правовой акт, судебный прецедент. Они закрепляются официально во всех развитых государствах. Правовая доктрина и правовое сознание в чистом виде как формы права не распространены сегодня нигде, но они имеют большое значение в абсолютно каждом государстве на неформальном уровне. В мире продолжает существовать наиболее древние формы права, такие как правовой обычай, в частности, он распространен в международном, гражданском, предпринимательском, торговом, морском праве. Религиозные нормы как источник права имеют место во многих государствах религиозно-традиционной правовой семьях, однако совершенно немыслимы в светских государствах.

Что касается Российской Федерации, то в ее правовой системе получили распространения на разных уровнях: формальном и неформальном - все виды форм права. Основной формой права в ней является нормативный правовой акт, в результате чего необходимой потребностью является создание чётко определённой иерархической системы нормативных правовых актов, в которую также входит нормативный договор как форма права в виде ратифицированных международных договоров. Сложность и многоступенчатость данной системы вызвана множественностью субъектов нормотворчества и федеративным устройством государства.

В нашей правой системе имеет официальное признание и нормативный договор, и правовой обычай. Особую активную роль в формирования права на неформальном уровне играет правовая доктрина и правосознание. Увеличение роли данных источников права, на мой взгляд, лишь усовершенствуют российское право в силу их положительных характеристик. Судебный прецедент не признан официально, но как форма права достаточно ярко действует судебная практика в виде деятельности высших судов Российской Федерации по толкованию норм права, возможности законодательной инициативы.

Каковы основные пути усовершенствования форм права в современном государстве России?

Во-первых, при улучшении форм права надо полнее учесть юридические традиции России, взять лучшее из дореволюционной правовой системы.

Во-вторых, назрела потребность в подготовке и издании специального закона об основных формах права. В этом акте надлежит подчеркнуть, что сведение форм права только к нормативно-правовым актам неоправданно. В законе желательно с максимальной определенностью выразить отношение государства к прецедентному, обычному и договорному праву.

В-третьих, в нем полезно нормативно зафиксировать «фундамент» регулятивной системы государства, главную форму права. В правовом государстве главной формой права должен быть признан не нормативно-правовой акт вообще, а только один из них Конституция. Все правовые акты и иные формы действующего права Российской Федерации, противоречащие Конституции, не должны иметь юридической силы.

В свете вышеизложенного можно сделать один обобщающий вывод, что формы права как один из видов источников права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных форм напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них, единообразном понимании и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно разрабатывать пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве. А также важно подчеркнуть, что при принятии любых источников права, на мой взгляд, необходимо полное соблюдение принципа «верховенства закона», основополагающих идей правовой системы и единой системы взаимодействия форм права.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


1.         Конституция РФ: официальный текст. – М.: 2008.

2.         О правительстве Российской Федерации: ФКЗ от 17.12.1997г. № 2-ФКЗ.

3.         Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: ФЗ от 16.10.2003г. №131. – М.: 2003.

4.         Гражданский кодекс РФ. – М.: 2004.

5.         Об обществах с ограниченной ответственностью: ФЗ от 18.02.1998г. №14. – М.: 2000.

6.         Кодекс торгового мореплавания РФ. – М.: 2000.

7.         Трудовой кодекс РФ. – М.: 2001.

8.         Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия. Опыт комплексного исследования / С.С. Алексеев. – М: 2000.

9.         Бабаев В.К. Теория государства и права / В.К. Бабаев. - М.: 2006.

10.     Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков) / М.И. Байтин. – М.: 2005.

11.     Васильев А.М. Правовые категории. / А.М. Васильев. – М: 1976.

12.     Венгеров А.Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. – М: 2004. – 402 с.

13.     Гегель Г. Философия права / Г. Гегель. – М.: 2001.

14.     Гурова Т.В. Источники российского права / Т.В. Гурова. – Саратов: 1998.

15.     Дождев Д.В. Римское частное право. Учебник для вузов / Д.В. Дождев. – М.: 2001.

16.     Коваленко А.И. Теория государства и права: Вопросы и ответы / А.И. Коваленко. - М.: 1997

17.     Малахов В.П. Право в его универсальности, особенности и конкретности / В.П. Малахов. – М: 2005.

18.     Маркс К. Соч. Т. 12 / Маркс К., Энгельс Ф. – М.: 1997.

19.     Марченко М.Н. Источники права: Учебное пособие / М.Н. Марченко. – М.: 2005.

20.     Монтескье Ш. О духе законов / Ш. Монтескье. – М.: 1999.

21.     Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. – М: 2007.

22.     Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для юридических вузов и факультетов / В.С. Нерсесянц. – М.: 2000.

23.     Сырых В.М. Теория государства и права / В.М. Сырых. - М.: 2004.

24.     Жидков О.А. История государства и права зарубежных стран. / О.А. Жидков, Н.А. Крашенникова. – М.: 1996.

25.     Лучин В.О. Указы Президента РФ. Основные социальные и правовые характеристики. / В.О. Лучин, А.В. Мазуров А.В.– М.: 2000.

26.     Любашиц В.Я. Теория государства и права / В.Я. Любащиц, М.Б. Смоленский, В.И. Шепелев. – Ростов-на-Дону: 2002.

27.     Бобылев А.И. Источники права / А.И. Бобылев // Право и политика. – 2003. – №8.

28.     Кананыкина Е.С. Философские традиции анализа источников (форм) права / Е.С. Кананыкина // Право и политика. – 2004. – №10.

29.     Лазарев В.В. Поиск права / В.В. Лазарев // Журнал российского права. – 2004. – №7.

30.     Лаптева Л.Е. Исследования обычного права народов Российской Империи в XIX в / Л.Е. Лаптева // Государство и право. – 1997. – № 8.

31.     Марченко М.Н. Источники права: понятие, содержание, система и соотношение с формой права / М.Н. Марченко // Вестн. Моск. Ун–та. Сер 11, право. – 2002. – №5.

32.     Рубанов А.А. Понятие источника права как проявление метафоричности юридического сознания / А.А. Рубанов // Судебная практика как источник права. – М.: 1997.

33.     Спектор Е.И. Судебный прецедент как источник права / Е.И. Спектор // Журнал российского права. – 2003. – № 5.

34.     Калинин А.Ю. Форма (источник) права как категория в теории государства и права / А.Ю. Калинин, С.А. Комаров. // Правоведение. – 2000. – № 6 (233).

35.     Мартынчик Е. Прецедентное право: от советской идеологии к международной практике / Е. Мартынчик, Э. Колоколова // Российская юстиция. - 1994. – №12.


 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты