Характеристика юридической техники

Федеральные законы также имеют верховенство на всей территории и высшую юридическую силу по отношению ко всем другим нормативным правовым актам, издаваемым в Российской Федерации по вопросам, отнесенным к предметам ее ведения и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Они имеют прямое действие на территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения федеральные законы издаются вместе с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.

Высшая юридическая сила закона означает, что, во-первых, не могут приниматься нормативные правовые акты, противоречащие законам, во-вторых, если они приняты, то подлежат отмене в установленном порядке, а главное, если имеется противоречие подзаконного нормативного правового акта закону, то применяться должен закон.

В Российской Федерации законы подразделяются на федеральные конституционные и федеральные законы.

Федеральные конституционные законы принимаются по предметам исключительного ведения Российской Федерации и касаются ключевых вопросов народовластия, государственного устройства, федеративных отношений. Конституцией Российской Федерацией установлено, что федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы Российской Федерации.

В свою очередь, федеральные законы могут быть приняты как по предметам исключительного ведения Российской Федерации, так и по вопросам совместного ведения с субъектами Российской Федерации. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Законодательство субъектов Российской Федерации наряду с федеральным законодательством образует систему законодательства Российской Федерации.

Две составные части российского законодательства — федеральная и субъектов Российской Федерации - активно влияют друг на друга, взаимодействуют между собой. Среди признаков такого взаимодействия выделяются принципиальное единство, целостность всего законодательства, разделенного на две самостоятельные, но взаимосвязанные системы; иерархическая соподчиненность, субординация этих систем; сотрудничество и взаимодействие между ними, координация и согласование в процессе правотворчества.

Смысл взаимодействия законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации должен состоять не в том, что субъекты Российской Федерации стремятся решить федеральные вопросы, а скорее в том, что они совместно с федеральными органами власти компетентно участвуют в их решении, а федеральные органы власти, в свою очередь, посредством федеральных законов получают возможность обеспечить интересы субъектов Российской Федерации.


2. Особенности законодательства субъектов Российской Федерации

Содержание правового пространства, то есть совокупность законов и нормативных правовых актов, образующих правовое пространство каждого конкретного субъекта Российской Федерации, сугубо индивидуально и не совпадает с набором законов и иных нормативных правовых актов, образующих правовое пространство другого субъекта Российской Федерации. Федеративное устройство России, природно-климатические, экономические, социальные и иные различия ее отдельных субъектов обуславливают необходимость дифференцированного правового регулирования многих общественных отношений.

В субъектах Российской Федерации система нормативных правовых актов устанавливается конституциями, уставами, иными законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами высших органов исполнительной власти.

Формирование правовых систем субъектов Российской Федерации должно происходить на следующих принципах:

закрепление и признание в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации положения о верховенстве федеральной конституции и федерального законодательства;

использование федеральных законов в качестве базовых при разработке и принятии региональных законов;

учет практики законотворчества других субъектов Российской Федерации с целью сокращения случаев неоправданных и не обусловленных спецификой того или иного субъекта Российской Федерации различий между законами различных субъектов Российской Федерации;

соблюдение механизмов обеспечения соответствия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации федеральным законам;

безусловное исполнение решений соответствующих судебных органов, признавших тот или ной нормативный правовой акт противоречащим федеральному законодательству.

Учет вышеуказанных принципов в правотворческой деятельности субъектов РФ является условием соблюдения технико-юридического качества нормативных правовых актов и прежде всего законов субъектов Российской Федерации.

Очевидно, что законодательство субъектов Российской Федерации является важнейшей составной частью системы российского законодательства. Всем субъектам Российской Федерации Конституцией России предоставлены властные полномочия по принятию законов. Главное конституционное требование заключается в том, чтобы все законы, иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не противоречили Основному закону.

В свою очередь, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральным законам; закону субъекта Российской Федерации отдается приоритет перед нормативными правовыми актами органов исполнительной власти Российской Федерации; нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить указам Президента России или постановлениям Правительства России.

Основополагающими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации являются их учредительные документы. Для республик - это их конституции (исключение: в Республике Калмыкия — Степное Уложение (Основной закон); для краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов — их уставы.

Конституция той или иной республики является на ее территории нормативным правовым актом высшей юридической силы после Конституции Российской Федерации и федеральных законов, изданных по предметам исключительного и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Все остальные нормативные правовые акты республик не могут противоречить их конституциям.

В свою очередь, устав, являясь законом области, края, города федерального значения, автономной области, автономных округов, имеет высшую юридическую силу и прямое действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. По своему регулятивному значению он равнозначен конституциям республик. Ему не должны противоречить все нормативные правовые акты, принимаемые на территории субъектов Российской Федерации.

Следующую ступень после учредительных документов (конституций и уставов) в правовой системе субъектов Российской Федерации занимают нормативные правовые акты законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

Для закона субъекта Российской Федерации как особого вида нормативного правового акта характерно, что он принимается в особом порядке законодательным органом, устанавливает, отменяет или изменяет общие правила - нормы права; занимает в иерархии нормативных правовых актов главенствующее место, т.е. ему должны соответствовать все остальные нормативные правовые акты, издаваемые на соответствующей территории.

С помощью законов субъекты Российской Федерации пытаются решать наиболее важные ключевые проблемы своей государственной и общественной жизни — организации власти, экономики, защиты прав и свобод граждан.

Можно дать следующее определение закону субъекта Российской Федерации — это нормативный правовой акт, принятый в соответствии с установленной процедурой и обладающий высшей юридической силой в системе нормативных правовых актов соответствующего субъекта Российской Федерации.

Закон субъекта Российской Федерации должен быть актом прямого действия и непосредственно регулировать общественные отношения; иметь четкий, конкретный предмет регулирования. Чем конкретнее и обоснованнее закон, тем легче он применяется на практике и эффективнее действует.

Подзаконные нормативные правовые акты (постановления, указы, распоряжения и др.) призваны осуществлять более оперативное и конкретное правовое регулирование в отличие от закона, который должен регулировать значимые, типичные и устойчивые отношения. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти позволяют охватить множество подробностей, которые не могут быть учтены в рамках закона. Кроме того, отличительной чертой такого рода нормативных правовых актов широкий диапазон действия, многопрофильность регулирования общественных отношений, динамичность.

Нормативные правовые акты органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение закона. Это означает, что, конкретизируя закон, они не могут ему противоречить и выходить за его рамки.

Нормотворчество в субъектах Российской Федерации должно быть творческим процессом, свободным от примитивного механического переписывания норм федеральных и нормативных правовых актов других субъектов Российской Федерации. Нормативные правовые акты того или иного субъекта Российской Федерации должны отражать их потребности в правовом регулировании экономических, социальных и иных вопросов.

Для того чтобы нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации был действительно совершенным и обеспечивал реальное достижение целей, поставленных законодателем, необходимо обеспечить надлежащее технико-юридическое качество норм права, закрепленных законом. Полная ясность в отграничении правовых актов, в том числе нормативных, друг от друга, знание признаков каждого из них, правильное использование в законотворческой работе — таковы требования юридической техники.

Технико-юридические свойства нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации:

нормативность;

общеобязательность;

полнота и конкретность нормативно-правового регулирования;

связность текста законодательного акта общим содержанием;

ясность и доступность языка;

формальная определенность;

точность и определенность терминов и формулировок;

логическая непротиворечивость нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации федеральным законодательным актам;

логическая последовательность изложения;

четкое разграничение внутри нормативного правового акта различных положений и норм;

соответствие норм закономерностям и потребностям общественного развития.

Единство законодательной системы Российской Федерации состоит в согласованности и иерархической зависимости законодательства федерального и субъектов Российской Федерации, поэтому при нормотворчестве требуется применение правил юридической техники в единых форматах, согласования нормативных правовых актов по духу, целям и предметам ведения.


Тема 15. Понятие, виды и принципы правотворчества

1. Правотворчество: понятие и принципы

Правотворчество рассматривается в юридической литературе как форма государственной деятельности (в случае референдума — всего народа) по созданию, изменению и отмене правовых норм. Законотворчество является более узким понятием, поскольку включает в себя лишь форму государственной деятельности по созданию законов.

Уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных правовых актов - это показатель цивилизованности и демократизма общества.

Правотворческий процесс основывается на определенных принципах - основополагающих идеях, реализация которых обеспечивает его качество и эффективность. Основными принципами правотворчества являются следующие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты