Члены партнерства имеют право участвовать в управлении его делами и получать информацию о его деятельности, а также могут иметь иные права, предусмотренные его уставом. Они вправе свободно выйти из партнерства, получив при этом часть его имущества или его стоимость «в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключение членских взносов» (если иное не установлено законом или учредительными документами партнерства) (п.3 ст.8 Закона о некоммерческих организациях). Часть остатка имущества (или его стоимости) пропорционально своим взносам они могут получить и при ликвидации партнерства (п.2 ст.20 Закона о некоммерческих организациях). По смыслу этих норм участники партнерства должны иметь определенную долю (обязательственное право требования) в имуществе партнерства или в его части, в соответствии с которой и должно осуществляться их право на участие в управлении делами партнерства.
Члены партнерства несут предусмотренные его учредительными документами обязанности, в том числе по внесению взносов в его имущество. За нарушение этих обязанностей они могут быть исключены из партнерства по решению остающихся членов. Исключенный из партнерства участник сохраняет право на получение соответствующей части имущества партнерства (п.4 ст.8 Закона о некоммерческих организациях).
Некоммерческое партнерство реорганизуется и ликвидируется по общим правилам гражданского законодательства. По единогласному решению учредителей оно может преобразовываться в общественную или религиозную организацию (объединение), фонд или автономную некоммерческую организацию (п.1 ст.17 Закона о некоммерческих организациях). Закон не предусматривает возможностей его преобразования в коммерческую организацию, хотя по своей природе оно весьма близко к обществу с ограниченной ответственностью. С учетом особенностей статуса такого партнерства следует признать возможность объявления его банкротом.
Автономная
некоммерческая организация.
Автономные некоммерческие организации, как и некоммерческие партнерства, являются новым для нашего правопорядка видом юридических лиц. Они не относятся к числу корпораций, т.е. не имеют членства, и создаются на базе имущественных взносов учредителей для оказания различных услуг, прежде всего некоммерческого характера (в сфере образования, здравоохранения, науки и пр.). От финансируемых собственниками учреждений такие организации отличаются наличием права собственности на переданное им учредителями имущество.
«Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства организация, созданная на базе имущественных взносов учредителей для оказания различных услуг (в том числе некоммерческого характера) и являющаяся собственником своего имущества (п.1 ст.10 закона некоммерческих организациях)».
В этой организационно – правовой форме могут функционировать частные учреждения образования, здравоохранения, культуры, спорта и пр., преследующие не только предпринимательские цели. По сути, речь и идет об учреждениях, являющихся, однако, собственниками имеющегося у них имущества.
Учредителями автономной некоммерческой организации могут быть как физические, так и юридические лица, производящие взносы в ее имущество. Закон не исключает здесь единоличного учредительства. Учредительным документом такой организации является устав, а при наличии нескольких учредителей возможно и заключение между ними учредительного договора, выполняющего в этом случае роль второго учредительного документа (п.1 ст.14 Закона о некоммерческих организациях). В уставе должны быть указаны предмет и цели деятельности такой организации (сохраняющей целевую правоспособность), источники формирования и порядок использования ее имущества, состав и компетенция органов управления, направления использования остатка имущества после ее ликвидации.
В автономной некоммерческой организации создается коллегиальный высший (волеобразующий) орган (п.1 ст.29 Закона о некоммерческих организациях), имеющий исключительную компетенцию. В него включаются как учредители (их представители), так и наемные работники этой организации, которые, однако, не могут составлять более одной трети от общего числа членов этого органа. Вопросы, не включенные в компетенцию высшего органа, решаются единоличным исполнительным органом данной организации (в соответствии с ее уставом может быть образован также и коллегиальный исполнительный орган).
Учредители автономной некоммерческой организации не приобретают никаких прав на ее имущество и не несут никакой ответственности по ее обязательствам. Они, однако, обязаны осуществлять надзор за соответствием ее деятельности уставным задачам в порядке, определенном ее учредительными документами. Они вправе пользоваться услугами, предоставляемыми созданной ими организацией, только на равных условиях с другими лицами (п.4 ст.10 Закона о некоммерческих организациях).
Автономная некоммерческая организация реорганизуется и ликвидируется по общим правилам гражданского законодательства. По решению ее высшего органа она может преобразовываться в общественную или религиозную организацию (объединение) либо в фонд, но не в коммерческую организацию (п.3 ст.17 Закона о некоммерческих организациях). По смыслу п.1 ст.65 ГК она не может быть объявлена банкротом. Остаток имущества ликвидируемой организации используется в соответствии с указаниями ее устава или в порядке, предусмотренном п.1 ст.20 Закона о некоммерческих организациях.
Товарная биржа.
Товарные биржи служат организации оптовой торговли, осуществляемой между предпринимателями, но сами обычно являются некоммерческими организациями. С их помощью между конкретными предпринимателями заключаются и исполняются приносящие доход коммерческие сделки, однако сама их деятельность бездоходна и требует финансирования от участников. В отечественных условиях перехода к рынку товарные биржи первоначально создавались в форме коммерческих организаций, учредители (участники) которых получали доход от каждой совершаемой на бирже сделки, что противоречило сути биржевой торговли и удорожало цену реализуемых через биржу товаров. Постепенно биржи были приведены в должный вид, однако действующее в этой области законодательство пока сохранило некоторые остатки прежнего подхода к их организации и деятельности (в частности, возможность получения членами бирж дивидендов в случаях, предусмотренных уставами конкретных бирж).
«Товарной биржей признается основанное на началах членства объединение предпринимателей, созданное ими с целью организации специальных публичных торгов по продаже определенных товаров (п.1 ст.2 Закона о товарных биржах и биржевой торговле)».
Биржа не вправе сама осуществлять торговую, посредническую или иную предпринимательскую деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли, а также не может создавать хозяйственные общества и товарищества, не ставящие целью организацию и регулирование биржевой торговли, либо участвовать в них
Товарная биржа создается коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями, число которых не может быть менее 10. В числе учредителей и членов биржи не могут быть:
ü органы государственной и муниципальной власти и управления;
ü банки и другие кредитные организации;
ü страховые и инвестиционные компании;
ü общественные, религиозные и благотворительные организации и фонды.
Учредительным документом биржи является ее устав, в котором должны содержаться сведения:
ü о видах товаров, с которыми осуществляются сделки на данной бирже;
ü о составе и компетенции ее органов и порядке принятия ими решений;
ü о максимальном количестве членов биржи;
ü об условиях и порядке приобретения, приостановления и прекращения членства на бирже;
ü о правах и обязанностях членов биржи и их категориях;
ü о размере уставного капитала и других фондах биржи.
Биржевая деятельность лицензируется Комиссией по товарным биржам Государственного антимонопольного комитета РФ.
Как разновидность корпорации товарная биржа имеет высший орган в лице общего собрания ее членов. Доля каждого участника (учредителя) биржи в ее уставном капитале (и соответственно количество его голосов на общем собрании) не может превышать 10 %. Среди участников биржи различаются полные и неполные члены.
Первые имеют право на участие в биржевых торгах во всех секциях и отделах биржи и соответствующее количество голосов на общих собраниях как биржи в целом, так и всех ее секций (отделов). Вторые вправе участвовать в биржевых торгах лишь в определенных секциях или секции биржи и имеют определенной количество голосов на общем собрании биржи и на собрании ее соответствующей секции. Учредители биржи могут уступить право на участие в биржевой торговле путем передачи своей доли в уставном капитале биржи другому лицу и даже сдать это право в «аренду» (п.6 и 7 ст.14 Закона о товарных биржах). Они обязаны вносить в ее имущество членские и иные целевые взносы, предусмотренные ее уставом, и могут быть исключены за нарушение предусмотренных уставом обязанностей. Исключение из числа членов биржи быть обжаловано в судебном порядке.
Список литературы.
1. «Российское гражданское право»
под редакцией З. Г. Крыловой, Э. П. Гавриловой
Москва, АО «Центр ЮрИнфоР», 2001
2. «Гражданское право»
В. В. Пиляева
Москва, ООО «ВИТРЭМ», 2001
3. «Гражданское право» в 2 т.
Ответственный редактор Е. А. Суханов
Москва, «БЕК», 2000
4. «Гражданское право»
под редакцией Т. И. Илларионовой, Б. М. Гонгало, В. А. Плетнева
Москва, «НОРМА», 2001
5. «Гражданское право России»
под редакцией З. И. Цыбуленко
Москва, Юристъ, 2000.
6. «Гражданский Кодекс Российской Федерации» ч. 1
Москва, «Ось – 89», 2001.
7. «Постатейный комментарий к ч.1 ГК РФ»
А.Н. Гуев
Москва, «ИНФРА – М», 2001
8. «Полный сборник законов Российской Федерации» в 2 т.
Москва, ООО «Экзамен», 2001.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13