Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. При этом положения федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, а также положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме, не применяются.
Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ муниципального образования, преобразование муниципального образования считается полученным, если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования.
ЗАДАНИЕ № 2
Проведите сравнение разных видов юридической ответственности, заполнив таблицу:
Критерии для сравнения |
Ответственность выборных должностных лиц |
Ответственность муници-пальных служащих |
Ответственность ОМС перед населением |
Ответственность ОМС перед государством |
Ответственность ОМС перед физическими или юрид. лицами |
Основа-ние (фактическое, нормативное) |
нормативное ч.2ст. 3 Констит. РФ, ч. 2ст. 130 Констит. РФ Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", (в ред. от 6 октября 2003 г.) ст. 70, ст. 24 уставы муниципальных образований фактическое Т0 же, что и для ОМС |
То же |
нормативное ч.2ст. 3 Констит. РФ, ч. 2ст. 130 Констит. РФ Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", (в ред. от 6 октября 2003 г.) ст. 70, ст. 24 уставы муниципальных образований; фактическое 1) нарушения Конституции РФ, фед.конст.законов, фед.законов, конституции (устава), законов субъекта РФ, устава МО 2) ненадлежащее осуществление переданных им отдельных государственных полномочий |
нормативное ч.2ст. 3 Констит. РФ, ст. 73 и 74 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Р.Ф", фактическое 1) нарушения Конституции РФ, фед.конст.законов, фед.законов, конституции (устава), законов субъекта РФ, устава МО 2) ненадлежащее осуществление ОМС и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий. Ответственность главы муниципального образования или главы местной администрации перед государством наступает в случаях: 1) издания должностным лицом МО нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ,и др. законам, если такие противоречия установлены соответствующим судом. 2) совершения данным должностным лицом действий, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности, национальной безопасности, обороноспособности, единству правового и экономического пространства РФ, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ |
нормативное ч. 2 ст. 3 Конституции РФ Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", (в ред. от 6 октября 2003 г.) ст. 70, ст. 24 уставы муниципальных образований; ст. 151, 1099-1101 Гражданского кодекса РФ. ст. 16 ГК фактическое незаконные действия (бездействие) органов местного самоуправления и их должностных лиц (в том числе издание незаконных правовых актов), в результате которых был причинен имущественный и иной вред физическим и юридическим лицам. |
Субъект, привлекаемый к ответственности |
Должностные лица, (как лица, занимающиеся обслуживанием населения, и как руководители населения МО, депутаты, члены выборных органов |
Муни-ци-пальные служа-щие |
ОМС |
ОМС, главы муниципального образования и главы местной администрации |
ОМС |
Субъект, налагающий взыска-ние |
Законодатель субъекта РФ, глава исполнительной власти субъекта Российской Федерации |
То же |
То же |
Законодатель субъекта Российской Федерации, глава исполнительной власти субъекта Российской Федерации |
Федеральное законодательст-во |
Перед кем наступает ответствен ность |
а) населением МО; б) государством; в) физическими и юридическими лицами. также перед органами местного самоуправления. |
То же |
Населением муниципального образования; |
перед государством |
перед физическими или юрид. лицами |
Меры ответ- ственности (вид взыскания) |
Отзыв населением, досрочное прекращение полномочий (Как лица, занимающиеся обслуживанием населения МО, выборные лица могут нести ответственность за решение вопросов местного значения в формах, максимально отвечающих интересам населения, за исполнение своих предвыборных обязательств, за результаты работы с обращениями населения. Как руководители МО выборные лица могут нести ответственность за соответствие своей деятельности требованиям законодательства и устава муниципального образования, за результаты взаимодействия с руководством иных МО, с органами государственной власти. меры воздействия: отзыв соответствующего лица населением; отказ в доверии на очередных муниципальных выборах; обращение в суд в целях признания актов ОМС незаконными; обращение в органы государственной власти субъекта РФ с предложением о роспуске представительного ОМС, отрешении от должности главы МО; критика в рамках публичных слушаний, иных публичных мероприятий, а также в СМИ. |
То же |
Отзыв населением досрочное прекращение полномочий |
Досрочное прекращение полномочий (сопровождается назначением новых выборов, Роспуск представительного органа муниципального образования. Отрешение от должности главы муниципального образования или главы местной администрации, (отрешенный от этой должности не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с данным обстоятельством.) |
Привлечение ОМС к гражданско-правовой ответственности; (физические лица могут требовать за причинение вреда органами МО компенсацию морального вреда в соотв. со ст. 151, 1099-1101 Гражданского кодекса РФ. ст. 16 ГК убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц органов МО, подлежат возмещению муниципальным образованием. |
Выборные лица должны нести ответственность и как лица, занимающиеся обслуживанием населения, и как руководители населения муниципального образования.
Как лица, занимающиеся обслуживанием населения муниципального образования, выборные лица могут нести ответственность за решение вопросов местного значения в формах, максимально отвечающих интересам населения, за исполнение своих предвыборных обязательств, за результаты работы с обращениями населения.
Как руководители муниципального образования выборные лица могут нести ответственность за соответствие своей деятельности требованиям законодательства и устава муниципального образования, за результаты взаимодействия с руководством иных муниципальных образований, с органами государственной власти.
При ненадлежащем исполнении своих функций выборными лицами местного самоуправления население может применить к ним следующие меры воздействия:
отзыв соответствующего лица населением;
отказ в доверии на очередных муниципальных выборах;
обращение в суд в целях признания актов органов местного самоуправления незаконными;
обращение в органы государственной власти субъекта Российской Федерации с предложением о роспуске представительного органа местного самоуправления, отрешении от должности главы муниципального образования;
критика в рамках публичных слушаний, иных публичных мероприятий, а также в СМИ.
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальные правовые акты, принятые в пределах компетенции муниципального образования, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение решений органов местного самоуправления физические и юридические лица несут административную ответственность в соответствии с федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 7). Следует отметить, что в настоящее время Кодекс РФ об административных правонарушениях не предусматривает административной ответственности за неисполнение решений органов местного самоуправления. Поэтому такая административная ответственность устанавливается в законах субъектов Российской Федерации. Во многих субъектах Российской Федерации такие законы уже приняты и действуют.
Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением
В новой редакции Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" значительно усилен контроль за исполнением органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и ответственности этих органов за их неисполнение.
Согласно ст. 70 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 6 октября 2003 г.) органы и должностные лица местного самоуправления в соответствии с федеральными законами несут ответственность перед:
а) населением муниципального образования;