Юридическая ответственность за загрязнение окружающей среды

В отличие от административных правонарушений и уголовной ответственности законченного перечня дисциплинарных проступков до сих пор не существует - их характер и содержание определяются характером и содержанием производства и должностных обязанностей работника. Они должны быть отражены в должностных инструкциях, положениях о функциях сотрудников. Применение к организации административного воздействия за земельное правонарушение должно влечь дисциплинарную ответственность виновного работника в обязательном порядке в соответствии с ч. 1 ст. 75 ЗК РФ.

Согласно КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административная ответственность наступает, если нарушения по своему характеру и большей тяжести не являются общественно опасными и не влекут за собой в соответствии с действующим уголовным законодательством уголовной ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами при рассмотрении дела об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ч. 2 указанной статьи эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами[11].

За доказанное экологическое правонарушение могут быть наложены административные наказания, например предупреждение - официальное порицание, форма морально-правового воздействия, изложенная в письменном виде. Самым распространенным административным наказанием является административный штраф - денежное взыскание.

За экологические правонарушения применяются возмездное изъятие либо конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения - принудительное изъятие и последующая реализация с передачей собственнику вырученной суммы, например охотничьего оружия, боевых припасов, других орудий охоты или рыболовства, либо безвозмездное обращение в собственность государства, например, алкогольной продукции с поддельными акцизными марками, взрывчатых, наркотических веществ, взрывных устройств.

Предусматриваются лишение специального права либо дисквалификация, например лишение права управления транспортным средством до двух лет либо лишение права осуществлять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции до трех лет; административный арест - до пятнадцати суток.

В области экологии наибольшее распространение имеет наложение штрафа и изъятие орудия совершения или предмета экологического правонарушения.

Основной интерес вызывают административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, которые составляют важную группу правонарушений, предусмотренных в КоАП РФ. Это несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1); нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4); сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5); порча сельскохозяйственных и других земель (ст. 8.6); несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования их по назначению (ст. 8.7); использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.8 КоАП РФ); нарушение требований по охране и рациональному использованию недр и гидроминеральных ресурсов, а также правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 8.9 - 8.11); нарушение правил охраны водных объектов, водопользования, эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств (ст. 8.13 - 8.15); нарушение правил охраны атмосферного воздуха, выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.21 и 8.22); нарушение правил лесопользования, незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев и кустарников, иные нарушения требований к охране лесов (ст. 8.25 - 8.28, 8.31); уничтожение мест обитания животных, нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных, уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 8.29, 8.33, 8.35, 8.38).

Заключение


Таким образом, отношения, в том числе правоотношения, в сфере взаимодействия общества и природы формируются в основном не в рамках гражданских отношений и регулируются соответственно не гражданским, а преимущественно экологическим, в том числе природоресурсным, законодательством.

На практике, подчеркнем, экологический вред причиняется преимущественно вне рамок гражданского правоотношения. Это происходит в эколого-правовом отношении: в процессе осуществления экологически значимой деятельности, например размещения, проектирования, эксплуатации предприятия. Хотя правовой режим предприятий определяется гражданским и предпринимательским законодательством, экологические требования к ним определяются в экологическом законодательстве. В гражданском законодательстве могут содержаться лишь корректно сформулированные экологизированные нормы. В этом контексте актуальной является задача оформления «партнерских» отношений между отраслями и доминирования норм одной отрасли над другой, экологического над гражданским и наоборот.

Гражданская ответственность применяется к участнику гражданско-правового отношения в связи с нарушением им охраняемых законом интересов другого лица. Такой интерес, охраняемый Гражданским кодексом, может носить и экологический характер. Так, в соответствии со ст. 751 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ. Подрядчик несет ответственность за нарушение указанных требований. Эта ответственность будет гражданской, имущественной как предусмотренная частноправовым договором. Но если при этом будет причинен экологический вред, то правовая природа возмещения этого вреда не очевидно гражданская.

Правовая природа охраняемого законом интереса является существенным фактором для определения вида и регулирования применяемой за его нарушение юридической ответственности.

Применительно к сфере взаимодействия общества и природы одним из наиболее общих и существенных охраняемых законом интересов является сохранение благоприятной окружающей среды, экологическое благополучие. Нарушение этого интереса, влекущее юридическую ответственность, может происходить в разных формах. Распространенной формой нарушения интереса является причинение вреда природе путем ее загрязнения, порчи (уничтожения), незаконного использования природных ресурсов. Закон в этом случае требует возмещения вреда. Как отмечалось выше, и доктрина, и законодательство стоят на позиции, что возмещение экологического вреда происходит в рамках гражданско-правовой, имущественной ответственности, регулируемой гражданским правом.

Список литературы:


1.                        Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета, №7, 21 января 2009 года.

2.                        Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 года № 1 (часть I) ст. 1 (ред. от 21 декабря 2009 года).

3.                        Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года №136-ФЗ (ред. от 27 декабря 2009 года, с изм. и доп. от 01 января 2010 года // Собрание законодательства РФ, 29 октября 2001 года, №44. Ст. 4147.

4.                        Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ (ред. от 27 декабря 2009 года «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ, 14 января 2002 года, №2. Ст. 133.

5.                        Бринчук М.М. Экологическое право. М.: ЮристЪ, 2005. – 239 с.

6.                        Бринчук М.М. Так существует ли эколого-правовая ответственность? // Экологическое право, 2009, №2/3, Специальный выпуск.

7.                        Боголюбов С.А., Хлуденева Н.И. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009. - 528 с.

8.                        Боголюбов С.А. Экономико-правовые проблемы охраны окружающей среды // Законодательство и экономика, 2009, №7.

9.                        Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. 2-е изд., исправленное и доп. М.: НОРМА, 2009. - 432 с.

10.                   Власов В.А. Государственное управление в сфере охраны окружающей среды и природопользования: вопросы теории и практики: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007. – 134 с.

11.                   Ефимова Е.И. Экологическое право России. Библиография (1958 - 2004 гг.). М.: Городец, 2007. – 287 с.

12.                   Ефимова Е.И. Развитие института юридической ответственности за экологические правонарушения в эколого-правовых исследованиях // Экологическое право, 2007, №3.

13.                   Мисник Г.А. Принципы гражданско-правовой ответственности за причинение экологического вреда // Экологическое право, 2008, №2.

14.                   Петров В.В. Правовая охрана природы в СССР. М.: Юридическая литература, 1976. – 289 с.

15.                   Петров В.В. Становление и развитие эколого-правовых исследований // Правовые проблемы экологии. 1987.

16.                   Петров В.В. Экология и право. – М.: 1987. – 304 с.

17.                   Хасанов Д.Г. Природопользование и негативное воздействие на окружающую среду: проблема соотношения понятий // Экологическое право, 2008, №3.

18.                   Шемшученко Ю.С., Мунтян В.Л., Розовский Б.Г. Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды. Киев: Наукова думка, 1978. – 246 с.

19.                   Экологическое право России. Библиография (1990 - 2001 гг.) / Отв. ред. проф. О.Л. Дубовик. М.: ИТК «Дашков и К», 2003. – 234 с.


[1]  Петров В.В. Правовая охрана природы в СССР. М.: Юридическая литература, 1976. С. 117

[2] Шемшученко Ю.С., Мунтян В.Л., Розовский Б.Г. Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды. Киев: Наукова думка, 1978. С. 7.

[3] Петров В.В. Становление и развитие эколого-правовых исследований // Правовые проблемы экологии. 1987. С. 65.

[4] Петров В.В. Экология и право. – М.: 1987. С. 143.

[5] Ефимова Е.И. Экологическое право России. Библиография (1958 - 2004 гг.). - М.: Городец, 2007. С. 124

[6] Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. 2-е изд., исправленное и доп. - М.: НОРМА, 2009. С. 367

[7] Боголюбов С.А., Хлуденева Н.И. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009. С. 321

[8] Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. 2-е изд., исправленное и доп. - М.: НОРМА, 2009. С. 381.

[9] Боголюбов С.А. Экономико-правовые проблемы охраны окружающей среды // Законодательство и экономика, 2009, №7.

[10] Боголюбов С.А., Хлуденева Н.И. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009. С. 332

[11] Боголюбов С.А., Хлуденева Н.И. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009. С. 409


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты