Юридическая ответственность за налоговые правонарушения в Российской Федерации

2.                 В случае отказа в возбуждении или прекращении уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

В уголовном кодексе также есть статьи налоговых правонарушений и ответственность за их совершение:

Статья 198. Уклонение физического лица от уплаты налога лил страхового взноса в государственные внебюджетные фонды.

1.                 Уклонение физического лица от уплаты налога путём непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путём включения в декларацию заведомо искажённых данных о доходах или расходах, либо иным способом, а равно от уплаты страхового взноса в государственные внебюджетные фонды, совершённое в крупном размере, - наказывается штрафом в размере от двухсот от семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от пяти до семи месяцев, либо арестом на срок от четырёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2.                 То же деяние, совершённое в особо крупном размере или лицом ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных настоящей статьёй, а также статьями 194 или 199 настоящего Кодекса, - наказывается штрафом в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от семи месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации.

1.                 Уклонение от уплаты налогов с организации путём включения в бухгалтерские документы заведомо искажённых данных о доходах или расходах либо иным способом, а равно от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации, совершённое в крупном размере, - наказывается лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырёх лет.

2.                 То же деяние, совершённое:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных настоящей статьёй, а также статьями 194 или 198 настоящего Кодекса;

в) неоднократно;

г) в особо крупном размере, -

наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.

ГЛАВА 2. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ

I. Понятие, функции и признаки налоговой ответственности

Понятие налоговой ответственности – одна из основных категорий налогового права, её конструкция во многом определяет место и роль правового регулирования налоговых отношений в системе права.

Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах характеризуется всеми признаками, свойственными финансово-правовой ответственности:

- основана на государственном принуждении и представляет конкретную форму реализации санкций, установленных финансово-правовыми нормами;

- наступает за совершение виновного противоправного деяния, содержащего признаки налогового правонарушения;

- субъектами ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах могут быть организации и физические лица;

- для правонарушителя налоговая ответственность выражается в определённых отрицательных последствиях имущественного характера;

- налоговая ответственность реализуется в процессуальной форме.

Поскольку нормы налогового права, как и другие нормы права, являются разновидностью социальных норм, то и налоговая ответственность имеет две формы реализации:

1.                 позитивную (добровольную, активную)

2.                 негативную (государственно-принудительную, ретроспективную)

Для позитивной ответственности достаточно формального (нормативного) основания, поскольку она возникает не на основе налогового правонарушения а в силу добровольного выполнения субъектом налогового права своих обязанностей.

Добровольная форма реализации налоговой ответственности имеет следующие юридические признаки:

- неразрывно связана с нормой налоговой ответственности;

- является юридической обязанностью, обусловленной правовым статусом налогоплательщика или иного обязанного лица;

- гарантирована государственным принуждением;

- реализуется добровольно в виде правомерного поведения;

- одобряется со стороны государства;

- осуществляется в рамках общих налоговых правоотношений.

К сожалению, большинство налогоплательщиков имеют низкую правовую культуру, и соблюдение законодательства о налогах и сборах не является для них типичным правилом поведения.

Нарушение норм налогового права обуславливают существование негативной налоговой ответственности.

Наличие либо отсутствие государственного принуждения определяет факт существования налоговой ответственности.

Налоговую ответственность следует отличать от иных мер государственного принуждения: мер безопасности, мер пресечения, мер защиты и т.д.

Налоговая ответственность существует в двух формах:

1.                 карательной (штрафной)

2.                 правовосстановительной (компенсационной).

Негативная налоговая ответственность имеет три основания:

1)                формальное (нормативное), выражающееся в наличии системы норм законодательства о налогах и сборах, устанавливающих составы налоговых правонарушений, права и обязанности участников охранительного налогового правоотношения, регулирующих ответственность за нарушение норм налогового права, принципы, порядок и процессуальную форму привлечения к налоговой ответственности;

2)                фактическое, представляющее совершение субъектом налогового права противоправного деяния, нарушающего нормы законодательства о налогах и сборах;

3)                процессуальное, заключающееся в вынесении уполномоченным органом (налоговыми органами, органами государственных внебюджетных фондов или таможенными органами) решения о наложении санкции за совершение налогового правонарушения.

Состав правоотношения налоговой ответственности представляет сложное социально-правовое явление, складывающееся из совокупности следующих элементов:

- субъекты (участники)

- права и обязанности субъектов (участников)

- их действия (поведение)

- объект правоотношения.

В правоотношении, складывающемся относительно налоговой ответственности, принимают участие как минимум две стороны: государство в лице компетентных органов, указанных в налоговом законодательстве, и правонарушитель.

Предостерегая организации и физические лица от совершения противоправных действий в налоговой сфере, налоговая ответственность преследует две цели:

1)                      охранительную, посредством которой ограждается общество от нежелательных ситуаций, связанных с нарушением имущественных ситуаций, связанных с нарушением имущественных интересов государства;

2)                      стимулирующую, посредством которой поощряет правомерное поведение субъектов налогового права.

Цели налоговой ответственности реализуются в функциях:

Юридическая функция проявляется в двух аспектах: правовосстановительном (компенсационном) и штрафном (карательном).

Социальная функция налоговой ответственности выражается в осуществлении общего предупреждения налоговых правонарушений посредством побуждения субъектов налогового права к соблюдению норм налогового права.

Главное предназначение функций налоговой ответственности заключается в обеспечении нормального действия механизма правового регулирования налоговых отношений.

Таким образом, налоговая ответственность представляет собой обязанность лица, виновного в совершении налогового правонарушения, претерпевать меры государственно-властного принуждения, предусмотренные санкциями НК РФ, состоящие в возложении дополнительных юридических обязанностей имущественного характера и применяемые компетентными органами в установленном процессуальном порядке.

Признаки налоговой ответственности:

- материальные, характеризующие налоговую ответственность в качестве охранительного налогового правоотношения;

- процессуальные, характеризующие механизм реализации материального охранительного правоотношения посредством производства по делу о налоговом правоотношении, осуществляемого компетентным органом согласно нормам НК РФ;

- функциональные, отражающие целенаправленность существования и применения налоговой ответственности.


II. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение

Статья 116. Нарушение срока постановки на учёт в налоговом органе.

1.                 Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодекса срока подачи заявления о постановке на учёт в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечёт взыскание штрафа в размере 5 тыс. рублей.

2.                 Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учёт в налоговом органе на срок более 90 календарных дней – влечёт взыскание штрафа в размере 10 тыс. рублей.

Статья 117. Уклонение от постановки на учёт в налоговом органе.

1.     Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учёт в налоговом органе –

- 20 -

влечёт взыскание штрафа в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. рублей.

2.     Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учёт в налоговом органе более 90 календарных дней - влечёт взыскание штрафа в размере двадцати процентов от доходов, полученных в период деятельности без постановки на учёт более 90 календарных дней, но не менее 40 тыс. рублей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты