Юридическая природа решений Конституционного Суда Российской Федерации, проблемы их исполнения

Юридическая природа решений Конституционного Суда Российской Федерации, проблемы их исполнения

Современная гуманитарная академия

Задание на курсовую работу

по дисциплине Конституционное (государственное) право России

Тема: "Юридическая природа решений Конституционного Суда Российской Федерации, проблемы их исполнения"















"___" __________ 200__ г.


Содержание


Введение

1. Конституционный суд Российской Федерации - высшая судебная инстанция Российской Федерации

1.1 Конституционный Суд России в системе органов судебной власти

1.2 Полномочия Конституционного Суда России

2. Деятельность и юридическая природа решений конституционного суда России

2.1 Структура и организация Конституционного Суда России

2.2 Механизм принятия и юридическая сила решений Конституционного Суда России

2.3 Проблемы исполнения решений Конституционного Суда РФ

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложения



Введение


Каким бы совершенным не был парламент, периодически неизбежно принятие им законов, которые не соответствуют или противоречат Конституции страны. Во-первых, потому что законов и других нормативных правовых актов принимается много, и разрабатываются они парламентариями и специалистами с неодинаковой степенью квалифицированности. Во-вторых, на принятие законов оказывают влияние различные политические силы, часто ставящие свои партийные или конъюнктурные цели выше всех других. Наконец, столь сложному делу, как разработка и принятие законов, свойственны элементарные человеческие ошибки. Однако вред от неконституционных законов, а тем более от антиконституционных, весьма велик, ибо от таких законов размывается конституционный порядок, и страдают права и свободы граждан.

Поэтому в западных странах уже на ранней стадии строительства правового государства была осознана необходимость придать судебной власти функцию контроля за конституционностью законов, а также нормативных правовых актов, исходящих от исполнительной власти. Первым эту функцию принял на себя Верховный Суд Соединенных Штатов (1803 г), который в рамках полномочий суда общей юрисдикции объявил один из законов неконституционным, т.е. недействительным.

Позже, уже в ХХ веке в Европе возникли конституционные суды, ставшие специальными судебными органами конституционного контроля (т.к. конституционная юстиция). Ныне такие суды действуют в большинстве стран Европы.

Функцию обеспечения конституционной законности в сфере нормотворчества нельзя целиком вверять парламенту, поскольку он принимает законы, и вряд ли мог бы стать эффективным средством самоконтроля. Эту функцию может выполнять глава государства, но он большей частью является главой исполнительной власти, а потому контролировать законодательную власть не должен.

Более логично наделить правом конституционного контроля судебную власть, поскольку она независима от законодательной и исполнительной власти и непосредственно занимается правоприменением.

Понятие "конституционного контроля" часто употребляется в одном смысле с понятием "конституционный надзор", хотя контроль и надзор - термины не идентичные. Под контролем обычно понимают право какого-то органа проверять деятельность вплоть до отмены актов другого, подконтрольного органа. Надзор сводится к наблюдению, позволяющему указать на ненадлежаще принятый или незаконный акт, который поднадзорный орган должен изменить или отменить сам. Для конституционной юстиции больше подходит термин "контроль", что, однако, не означает подчинения ей законодательных и исполнительных органов.

Содержание конституционного контроля в различных правовых системах не однозначно. Творцы этих систем, однако, единодушны в том, что речь не должна идти о возможности непредставительного и не избираемого органа, каким является суд, произвольно отменять акты, которые принимаются демократически избранным представительным органом (парламентом). В правовых государствах эту возможность увязывают с самой важной задачей, которой подчинены все органы государственной власти, а именно защите прав и свобод человека и гражданина. Дополнительно к этому судебным органам, осуществляющим конституционный контроль, придают функции толкования конституции, решения споров о компетенции органов государственной власти, признания действительности или недействительности всеобщих выборов, установление конституционности правоприменительной практики и конкретных действий исполнительной власти.

Таким образом, конкретная наполненность функции конституционного контроля в различных странах выглядит по-разному.

Цель курсовой работы - проанализировать юридическую природу решений Конституционного Суда России.

Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:

раскрыть место Конституционного Суда России в системе органов законодательной власти;

описать полномочия Конституционного Суда;

исследовать механизм принятия и юридическая сила решений Конституционного Суда России.

Объектом исследования является Конституционный Суд как высшая судебная инстанция России.

Предмет исследования - проблемы исполнения решений Конституционного Суда России.

Правовой основой являются: Конституция Российской Федерации 1993 г., федеральные законы, монографии и научные статьи, посвященные данной проблеме.


1. Конституционный суд Российской Федерации - высшая судебная инстанция Российской Федерации

1.1 Конституционный Суд России в системе органов судебной власти


В Советском Союзе долгие годы основная роль в конституционном контроле отводилась постоянно действовавшему высшему коллегиальному органу государственной власти: на уровне Советского Союза - Президиуму Верховного Совета, на уровне республик - Президиумам Верховных Советов республик. Данная система на практике показала свою несостоятельность.

В мае 1990 г. в Советском Союзе начал функционировать Комитет конституционного надзора. По характеру полномочий, санкций это был надзорно-контрольный орган в сфере правовой защиты Конституции Советского Союза. По более новаторскому, перспективному пути пошла Россия. В 1991 г в ней создается Конституционный Суд. По своему характеру это типичный специальный орган конституционного контроля. Основные вопросы его организации и деятельности были урегулированы в Законе РСФСР от 6.05.1991 г. "О Конституционном Суде РСФСР".

Принятая в декабре 1993 г новая Конституция России внесла существенные изменения в статус Конституционного Суда, его компетенцию. Она более подробно, по сравнению с прежним Основным Законом Российской Федерации, закрепила организацию и деятельность данного органа.

Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г "О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией РФ" Закон "О Конституционном Суде РСФСР" 1991 г был признан недействующим. Летом 1994 г принят Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации", подробно и всесторонне урегулировавший его организацию и деятельность.

Четко определен статус Конституционного Суда как составной части судебной власти, как специализированного органа конституционного контроля. Статья 1 нового Закона гласит: "Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства".

Конституция РФ (ст.125) учреждает Конституционный Суд России в системе судебной власти, четко определяя его состав, компетенцию, юридическую силу решений. Полномочия Конституционного Суда регламентируются в ряде других статей Конституции РФ: ст.100 (о посланиях Конституционного Суда Федеральному Собранию), ст.104 (о праве законодательной инициативы), ч.2 ст.82 (о присутствии судей Конституционного Суда при принесении присяги Президентом РФ) [1].

Помимо этих специальных норм, организация и деятельность Суда регламентируются общими для всех судебных органов конституционными положениями. Конституционный Суд не наделяется в Конституции эпитетом "верховный" или "высший", поскольку он учреждается как федеральный суд в единственном числе, а не возглавляет федеральную систему органов конституционной юстиции.

Конституционный суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия придаются ему в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации. Одна из наиболее важных черт статуса Конституционного Суда Российской Федерации состоит в том, что он призван решать исключительно вопросы права, что является своеобразной преградой для вторжения в политику.

Суд, ни при каких обстоятельствах, не должен отдавать предпочтение политической целесообразности, пытаться оценивать, чьи бы то ни было практические действия вне их правовых форм.

При осуществлении конституционного судопроизводства суд воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Это существенно суживает правомочия Суда, но создает четкий водораздел с другими судами.

Полномочия Конституционного Суда России не ограничены определенным сроком, вследствие чего состав судей никогда не должен смениться одновременно, а суд - прекратить свою деятельность по каким-либо причинам. Решения Суда обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Следовательно, не существует органа государственной власти и какого-либо должностного лица, включая главу государства, который бы мог давать какие-либо указания Суду, если Суд действует в пределах своей компетенции.

Конституционный Суд России действует на основе Конституции России и Федерального конституционного закона, изменение которых является делом весьма сложным.

Федеральный конституционный закон закрепляет не только цели и структуру Конституционного Суда, но и принципы конституционного судопроизводства, поскольку не существует соответствующего процессуального кодекса или закона для регламентации этого вопроса (другие высшие суды действуют на основании специальных процессуальных кодексов (уголовного, гражданского, административного, арбитражного). Поскольку осуществление Судом его полномочий способно затронуть интересы самых сильных органов государства, закон предусматривает гарантии независимости Суда, призванные обезопасить его от любых влияний.

Установлено, что Конституционный Суд независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов. Финансирование Суда производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме. Необходимыми для обеспечения своей деятельности средствами Суд распоряжается самостоятельно. Он ни от кого не зависит в отношении информационного и кадрового обеспечения и распоряжения имуществом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты