От осуществления право- и дееспособности органами юридического лица следует отличать действия работников юридического лица по обеспечению функционирования соответствующей организации. Действия любого работника юридического лица в процессе выполнения им своих трудовых (служебных) обязанностей признаются действиями самого юридического лица. Это правило, установленное судебной практикой, теперь получило закрепление в законе. «Действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника. Должник отвечает за эти действия, если они повлекли невыполнение или ненадлежащее исполнение обязательства» (ст. 373 ГК).
Органы юридического лица
Орган юридического лица – его структурное подразделение, вырабатывающее его волю и осуществляющее правоспособность и дееспособность юридического лица в отношениях со всеми другими лицами, поэтому он не может вступать в договорные отношения с этим же юридическим лицом и иметь субъективные права и обязанности, обособленные от субъективных гражданских прав и обязанностей самого юридического лица[4].
Различают единоличные и коллегиальные органы юридического лица. Единоличными органами юридического лица являются директор, управляющий, председатель правления, начальник и т.п. Такой орган самостоятельно формирует волю юридического лица и выражает ее во вне или выполняет волю, выработанную коллегиальным органом. Коллегиальным органом юридического лица может быть президиум, правление, совет и т.п. В корпоративных организациях (хозяйственных обществах и товариществах, кооперативах, общественных объединениях и т.п.) высшим органом управления является общее собрание участников (членов) или собрание уполномоченных.
Органы юридического лица формируются по-разному: избираются участниками (членами); назначаются собственником имущества юридического лица; нанимаются по контракту с собственником имущества юридического лица или органом, им уполномоченным.
Состав органов, пределы их компетенции, порядок назначения или избрания в виде общего правила определены законами, другими актами законодательства о данном виде юридических лиц и учредительными документами юридического лица.
Во внешних отношениях с другими хозяйствующими субъектами юридическое лицо может действовать через своих представителей, которым руководитель юридического лица выдает доверенность.
Образование юридических лиц
Юридические лица создаются по воле их учредителей. В интересах всех участников рыночных отношений государство осуществляет контроль за соблюдением законности создания новых участников гражданского оборота посредством обязательной государственной регистрации юридических лиц (ст. 47 ГК).
В зависимости от особенностей, которыми обладают юридические лица соответствующих видов, законодательством определен порядок или способ создания юридических лиц: 1) распорядительный, 2) разрешительный и 3) явочно-нормативный.
1) Суть распорядительного способа создания юридических лиц состоит в том. что юридическое лицо создается (возникает) по распоряжению (решению) собственника имущества или уполномоченного им органа. В таком порядке возникают государственные юридические лица. Органы государственной власти и управления в пределах своей компетенции издают приказы или распоряжения о создании юридических лиц. Некоторые государственные юридические лица создаются не по распоряжению органов власти и управления, а путем выборов, например, Советы депутатов.
2) В разрешительном порядке создаются юридические лица по инициативе граждан или каких-либо организаций, но после получения на это согласия компетентного органа государства либо общественного объединения. Соответствующий орган, во-первых, проверяет, соблюдено ли законодательство о создании такого вида юридических лиц, во-вторых, независимо от положительного ответа на этот вопрос, принимает решение, следует ли разрешить создание данной организации, пользующейся правом юридического лица. Таким способом, в частности, образуются жилищно-строительные кооперативы (п.п. 4–7 Примерного устава жилищно-строительного кооператива, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 ноября 1984 г. №400)[5].
3) При явочно-нормативном порядке создания юридического лица не требуется разрешения на образование юридического лица данного вида, поскольку оно разрешено законодательством. Граждане или организации вправе свободно по своему усмотрению образовать юридическое лицо. Орган государства должен лишь проверить соблюден ли установленный законодательством порядок образования таких юридических лиц. В явочнонормативном порядке образуются частные унитарные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, политические партии, профессиональные союзы и иные общественные объединения, фонды на основе добровольных имущественных взносов (преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно-полезные цели), объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Законность создания таких юридических лиц проверяется при их государственной регистрации.
Независимо от способа создания все юридические лица подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом законодательными актами. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п.п. 1 и 2 ст. 47 ГК).
Вновь созданные (реорганизованные) хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия (коммерческие организации), потребительские кооперативы, учреждения, финансируемые собственником (коммерческие организации), объединения коммерческих организаций, объединения коммерческих и некоммерческих организаций регистрируются и перерегистрируются в порядке, установленном Положением, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. №11 в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2000 г. №22) «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования»[6].
Политические партии, профессиональные союзы и иные общественные объединения регистрируются (перерегистрируются) в порядке, установленном Положением, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 г. №2 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений»[7].
Органы, осуществляющие государственную регистрацию (перерегистрацию) юридических лиц определены соответственно Положением от 16 марта 1999 г. №11 и Декретом Президента от 26 января 1999 г. №2.
В соответствии с указанными нормативными актами регистрация юридических лиц осуществляется:
· юридических лиц (предприятий) с иностранными инвестициями - Министерством иностранных дел;
· банков и небанковских кредитно-финансовых организаций - Национальным банком;
· страховых и перестраховочных организаций - Комитетом по надзору за страховой деятельностью при Министерстве финансов;
· субъектов хозяйствования в свободных экономических зонах, за исключением банков и страховых, перестраховочных организаций - администрациями свободных экономических зон;
· субъектов хозяйствования, за исключением указанных выше, - облисполкомами (Минским горисполкомом), которые вправе делегировать часть полномочий по государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования местным исполнительным и распорядительным органам.
Государственная регистрация субъектов хозяйствования, занимающихся преимущественно производственной деятельностью, осуществляется также горисполкомами областных центров.
Регистрация (перерегистрация) политических партий, республиканских профессиональных союзов, международных и республиканских общественных объединений осуществляется Министерством юстиции; территориальных профессиональных союзов, местных общественных объединений – управлениями юстиции облисполкомов, Минского горисполкома на основании заключения Республиканской комиссии по регистрации (перерегистрации).
На основании решения о государственной регистрации регистрирующий орган вносит сведения о юридическом лице в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (Положение о нем утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 июня 1999 г. №927)[8] и выдает свидетельство о государственной регистрации установленного Советом Министров Республики Беларусь образца. Руководителю зарегистрированной организации выдается удостоверение.
Виды юридических лиц
Юридические лица делятся на виды по различным несовпадающим критериям в зависимости от цели, которая ставится при классификации. Таких критериев много. Наиболее значимыми из них являются: а) собственность, на основе которой они образованы; б) права учредителей (участников, членов) юридического лица на имущество последнего; в) цель деятельности юридических лиц; г) соподчиненность юридических лиц.
Деление юридических лиц на виды в зависимости от форм собственности, на основе которой они созданы
По этому критерию юридические лица делятся на:
а) созданные на основе собственности отдельного гражданина (физического лица);
б) в основе которых лежит собственность различных учредителей (физических и юридических лиц, образованных физическими лицами) в различном сочетании;
в) созданные на основе государственной собственности (собственности Республики Беларусь и собственности административно-территориальных единиц). Сущность и значимость этого деления юридических лиц состоит в том, что можно определить, в чьих интересах они создаются и осуществляют свою деятельность, пределы и формы вмешательства в их деятельность органов государственной власти и органов государственного управления, обладание ими властными правомочиями.
Деление юридических лиц в зависимости от прав их учредителей (участников, членов) на имущество юридического лица
По этому критерию юридические лица делятся на три вида: а) юридические лица, учредители (участники, члены) которых сохраняют право собственности или иное вещное право на имущество юридического лица. К ним относятся государственные юридические лица, т.е. основанные на собственности Республики Беларусь и собственности административно-территориальных единиц, и юридические лица, образованные на основе частной собственности одним физическим лицом, супругами, крестьянским (фермерским) хозяйством или юридическим лицом; б) юридические лица, учредители (участники, члены) которых не имеют имущественных прав в отношении имущества юридического лица. К ним относятся: общественные объединения, религиозные организации, благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц; в) юридические лица, на имущество которых их учредители (участники, члены) имеют только обязательственные права. К ним относятся: хозяйственные товарищества, общества, производственные и потребительские кооперативы (ст. 44 ГК).
Коммерческие юридические лица преследуют цель осуществления хозяйственной деятельности с получением прибыли как основного ее итога, а также распределения прибыли между ее учредителями (участниками, членами). |
Некоммерческие юридические лица имеют иные цели, не связанные с хозяйственной (предпринимательской) деятельностью, и не имеют права распределять полученную прибыль между своими участниками (членами). |