Юридические лица. Понятие. Образование и прекращение юридических лиц

Юридические лица. Понятие. Образование и прекращение юридических лиц

Госстрой России

Люберецкий филиал Ярославского строительного техникума

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине: Гражданское право.

Тема: ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА. ПОНЯТИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ.

 

 

 

 

 

Преподаватель: Аксёнова Н.С.

                                               Люберцы 2003г.

 

 

 

Содержание

1. Введение……………………………………………..3

2. Особенная часть:

а) Юридические лица. Понятие…………………….4

б) Цели создания юридического лица……………..7

в) Правосубъектность юридического лица……….8

г) Индивидуализация юридического лица……….9

д) Классификация юридического лица…………..11

е) Регистрация юридического лица……………....14

ж) Реорганизация и ликвидация юридического лица………………………………………………………….16

з) Многообразие форм  собственности – основа современного предпринимательства…………………..22

и) Организационно – правовые формы предпринимательства……………………………………23

3. Заключение………………………………………30

4. Библиография……………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение


Жизнь современного общества немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения каких - либо целей. Основной правовой формой коллективного участия лиц в гражданском обороте является образование юридического лица. Для участия в гражданском обороте юридическому лицу необходима как правоспособность, так и дееспособность. В отличие от граждан у юридических лиц право- и дееспособность возникает и прекращается одновременно. Наличие у юридического лица дееспособности означает, что оно может своими действиями приобретать, осуществлять и исполнять гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности для юридического лица могут приобретать его представители, действующие на основе доверенности, выдаваемой органами юридического лица.

 «В Средние века представления о юридических лицах все еще испытывали сильное влияние догматов римского права. Глоссаторы и постглоссаторы ограничивались комментированием античных текстов, пытаясь приспособить их к потребностям развивающегося хозяйства. В эту эпоху и особенно в Новое время конструкция юридического лица получила дальнейшее практическое развитие».[1]

Все юридические лица в России проходят государственную регистрацию, большинство из которых имеет печати и открывает счета в банках, однако все эти внешние правовые элементы не отражают сущности юридического лица.

 







Юридические лица. Понятие


Наряду с физическими лицами Гражданский кодекс Российской Федерации признаёт субъектами гражданских прав и обязанностей юридические лица.

Юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, а также нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

История существования юридического лица насчитывает более двух тысячелетий. Хотя в римском праве и не существовало как такового термина "юридическое лицо", однако его конструкция, используемая как своего рода приём юридической техники для введения в оборот имущественной массы, так или иначе обособленной от имущества физических лиц, была чётко выражена. В самом деле, развитие товарно-денежных отношений, имущественного оборота предполагает участие в нём не только отдельных людей - физических лиц, обладающих право- и дееспособностью, т.е. способностью иметь права и обязанности, в том числе связанные с имуществом, и своими действиями приобретать эти права и обязанности, но также и участие в этом обороте образованных ими организаций для осуществления какой-либо цели, в том числе, коммерческой деятельности. При создании подобных организаций возникла сложная совокупность отношений, для которых необходимо особое нормативное регулирование со стороны государства. Такое регулирование подразумевает определение юридического статуса объединения, его признаков, видов объединений, их организационно -правовых форм.

Развитие капиталистической формы хозяйствования, ускорение производства и оборота товаров и услуг, создание централизованного производства и кооперированного сбыта, концентрация капитала для создания таких производств обусловили необходимость возникновения соответствующих организационно- правовых юридических форм. Конструкция юридического лица наиболее подходила для этого, и нужно было только законодательно закрепить или создать соответствующие потребностям экономического оборота организационно-правовые формы юридического лица, предусматривающие определённые управленческие и имущественные особенности  (товарищества, общества и т.д.). При этом необходимо заметить, что понятие "юридического лицо" получило распространение только в гражданском законодательстве стран континентальной системы прав, в основном европейских государств. Законодательство стран с англосаксонской системой права не использует понятие "юридическое лицо", а просто определяет виды объединений, которые рассматриваются как самостоятельные субъекты права (партнёрства, корпорации и т.д.) или же считаются самостоятельными субъектами права в определённых случаях, предусмотренных законодательством.

Дать исчерпывающее и всеобъемлющее определение юридического лица не представляется возможным. Законодательство ряда стран идёт просто по пути перечисления основных, наиболее существенных, признаков юридических лиц или же содержит только их классификацию. Эта сложность, вполне объяснима: конструкция юридического лица, опосредуя отношения имущественного оборота, применяется не только к формам создания и существования коммерческих юридических лиц, но и некоммерческих, в том числе и с участием государства.

Одну из групп субъектов гражданского права составляют юридические лица (п.1 ст.2ГК).

Цели создания юридического лица


Основными целями создания юридического лица является:

·        Обособление определённой преимущественной массы и включение её в гражданский оборот. В хозяйственных обществах оно достигает наивысшего развития, позволяя сконцентрировать в одних руках разрозненные капиталы, дающие в хозяйственной деятельности небольшой эффект; в результате централизации капиталов создаётся возможность решения крупных хозяйственных задач.

·        Ограничение предпринимательского риска.

Оформление, осуществление и защита коллективных, групповых, законных интересов различного рода, как в имущественной, так и нематериальной сфере.

Цель юридического лица должна быть легальной и удовлетворять требования, предъявляемых к осуществлению субъективных гражданских прав.

Таким образом, при создании юридического лица в целях, о которых было сказано, объединённый трудовой коллектив, который в зависимости от конкретных задач и ряда других факторов деференцируются по структурным подразделениям.


 

 

 

 

 

 

 

                          

 

Правосубъектность юридических лиц


Участие в гражданских правоотношениях возможно лишь при наличии признаваемой и предоставленной государством правосубъектности. Гражданский кодекс РФ прямо указывает лишь на правосубъектность юридических лиц. Юридическое лицо обладает правоспособностью (ст.49 ГК) и дееспособностью (п.ст.48 ГК), может приобретать права и отвечать по своим обязательствам.

Составной частью правосубъектности юридического лица выступает возможность создать представительство и филиалы, которые являются не органами, а обособленными подразделениями юридического лица. Представительством является обособленным подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое предоставляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п.1 ст.55ГК РФ).

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляет все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п.2 ст.55ГК РФ).

И филиал и представительства создаются юридическим лицом, должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица, они приобретают и утрачивают свой статус с момента внесения соответствующих сведений в государственный реестр юридического лица.






Индивидуализация юридического лица

Для эффективной деятельности юридического лица важен не только его имущественный статус. Большое значение имеют средства индивидуализации юридического лица – наименование, место нахождения, деловая репутация.

Каждое юридическое лицо своё наименование. В наименовании содержится указание на организационно-правовую форму и характер деятельности. Юридические лица вправе иметь только полное и сокращённое наименование.

Регистрация наименования осуществляется одновременно с государственной регистрацией самого юридического лица путём внесения данных о фирме в единый государственный реестр юридического лица. Правила об охране места нахождения юридического лица содержатся в ст.54 ГК РФ и других правовых актах.

Место нахождения юридического лица, содержащегося в ст.54 ГК РФ и других правовых актах, определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное.

Право о деловой репутации юридического лица установлено в ст.152ГК РФ. Деловую репутацию можно определить, как набор качеств и оценок, с которыми их носитель ассоциируется в глазах своих клиентов, коллег, среди других профессионалов в этой области деятельности. Право на деловую репутацию юридического лица возникает с момента его государственной регистрации.

Положение об использовании и хранении товарного знака и знака обслуживания закреплены законом «О товарных знаках».

Товарный знак-это обозначение, способное отличать товары одних юридических лиц от однородных товаров других юридических лиц.

 Право на товарный знак возникает у юридического лица с момента государственной регистрации. Владельцу товарного знака принадлежит исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком.

Товарный знак может быть уступлен владельцем по договору юридического лица, в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован.

Отношения, возникшие в процессе производства размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ и услуг, регулируется законом «О рекламе».

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты