Необходимо отличать понятие «адвокат» от понятия «правозащитник». Адвокат – это лицо, оказывающее юридическую помощь за вознаграждение. Это вознаграждение может поступать как от клиента, так и иными способами. Правозащитник – это лицо, оказывающее юридическую помощь безвозмездно. В современной науке большинство ученных, занимающихся исследованиями в области адвокатуры и адвокатской деятельности, сходится во мнении, что адвокатской деятельностью является юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе физическим и юридическим лицам путем правового консультирования, организации защиты или представительства интересов в конституционном, гражданском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводстве; предоставления иных видов юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под адвокатурой принято понимать совокупность юристов-профессионалов, объединенных в адвокатских палатах субъектов Российской Федерации (по старой терминологии – в коллегиях адвокатов) и имеющих задачей оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам, включающую в себя участие в различных видах судопроизводства, разъяснение правовых вопросов, подготовку юридических документов (заявлений, жалоб, договоров и т. п.).
Функционирование адвокатуры является основным способом обеспечения положения ст. 48 Конституции РФ, часть 1 которой гласит: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи».[7]
Поскольку коллегии адвокатов являлись практически единственной формой объединения лиц, оказывающих профессиональную юридическую помощь, адвокатура как институт отождествляется именно с ними.
31 мая 2002 г. Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», который вступил в действие с 1 июля 2002 г., за исключением отдельных положений, которые вступают в силу с 1 января 2007 года.
В настоящее время активно реформируется деятельность российской адвокатуры в соответствии с принятым законом.
Данный закон был принят в ходе осуществления судебной реформы в Российской Федерации и призван обеспечить правовое регулирование вопросов деятельности адвокатуры, взаимодействие органов адвокатского самоуправления с государственными органами, должностными лицами и гражданами. Кроме того, закон гарантирует независимость адвокатов как профессиональных, некоммерческих организаций (ст. 1, 3, 29, 31 и др.).[8]
Это определение подчеркивает самостоятельность адвокатских объединений, их независимость от органов государственного управления. Правовые основы взаимодействия адвокатуры с органами государственной власти – это один из концептуальных вопросов, ответ на который определяет в значительной мере правовой статус адвокатуры, ее место в системе государственных и общественных институтов.
Указание на некоммерческий характер означает, что адвокатура не ставит целью извлечения прибыли. Гонорары, поступающие в коллегию за оказание правовой помощи адвокатами, используются для оплаты их труда, содержания технического аппарата, хозяйственно-канцелярские расходы, а также для отчислений в страховые и пенсионные фонды.
Целью принятия Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» являлась необходимость расширения правовых и организационных возможностей адвокатов по оказанию квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам. Новый закон учел реалии сегодняшнего дня, изменения, происшедшие в обществе и государстве за длительный период времени, прошедший после принятия Положения об адвокатуре РСФСР 1980 г., которое призвано утратившим силу. Особенно велика роль нового закона в связи с новой ролью и функциями адвоката и адвокатуры после принятия в 2001 г. Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Принятие Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» должно вывести на новый, более квалифицированный и самостоятельный уровень российскую адвокатуру.
Адвокат, пользуясь гарантиями независимости и неприкосновенности, может без опасения осуществлять юридическую помощь, будучи уверенным в защите себя и своей семьи и недопустимости оказания на него давления со стороны третьих лиц.
Переход адвокатуры на новый профессиональный уровень должен восполнить недостаток квалифицированной юридической помощи гражданам и юридическим лицам по обеспечению их прав, свобод и законных интересов.
Позитивным является то, что законом установлено положение о принятии Всероссийским съездом адвокатов Кодекса профессиональной этики адвоката. И это уже произошло. 31 января 2003 года адвокаты Российской Федерации, в развитие требований, предусмотренных статьей 7 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», в целях поддержания между собой профессиональной чести и сознания нравственной ответственности перед обществом, развивая традиции российской присяжной адвокатуры, принимают «Кодекс профессиональной этики адвоката».[9]
Реализация функции оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам практически осуществляется не адвокатурой, а конкретными адвокатами либо партнерами адвокатских бюро.
В соответствии с Положением об адвокатуре в РСФСР адвокатами считались граждане России, имеющие высшее юридическое образование, стаж работы по специальности юриста не менее двух лет, принятые в члены коллегии адвокатов. Допускается прием в коллегию адвокатов лиц, не имеющих стажа работы по специальности юриста, однако с условием прохождения стажировки в коллегии адвокатов сроком от шести месяцев до года. Как правило, адвокаты – члены коллегии – имели постоянное рабочее место в юридических консультациях (бюро, фирмах, адвокатских конторах).
Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» установил новый порядок комплектования адвокатуры путем приобретения статуса адвоката.
Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия при адвокатской палате субъекта Федерации после сдачи претендентом квалификационного экзамена.
Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должен иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании сроком от одного года до двух лет. После положительного решения квалификационной комиссии претендент приносит присягу, получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты. Территориальный орган юстиции, получив от квалификационной комиссии сведения о принятом адвокате, заносит их в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение. Закон подробно регламентирует требования к претенденту, условия допуска его к квалификационному экзамену и включения сведений об адвокате в государственный реестр (ст. 9 -14 Закона).
Адвокат может одновременно являться членом адвокатской палаты только одного субъекта Федерации и состоять только в одном адвокатском образовании. Однако осуществлять свою деятельность он вправе на территории всей Российской Федерации без какого-либо дополнительного разрешения.
Поручения на оказание юридической помощи адвокаты получают непосредственно от клиентов либо через заведующего консультацией (адвокатским бюро, коллегией), который распределяет работу, контролирует ее качество и оплату, разрешает возникающие конфликты в коллективе адвокатского образования или между адвокатом и клиентом, если они по своему характеру не требуют вмешательства совета адвокатской палаты.[10]
Именно адвокат является субъектом защиты и представительства, именно он участвует в судопроизводстве и процессуальных правоотношениях. Адвокаты – участники доказывания по конкретным уголовным, гражданским, административным делам; им принадлежит право собирания и представления доказательств, их проверки и оценки в определенном законом процессуальном режиме. На них возлагается обязанность использования всех предусмотренных законом средств и способов защиты, обоснования выдвигаемого в интересах подзащитного или доверителя тезиса.
Закон ввел существенное новшество, расширяющее поле деятельности адвокатов, повышающее престиж адвокатуры. «Представителями организаций органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты. За исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом» (ст. 2 п. 4).[11]
Адвокатами даются устные советы, составляются исковые заявления, жалобы, проекты договоров и других документов юридического характера.
Адвокаты не могут состоять на службе в государственных и общественных организациях, исключая занятие научной, педагогической и иной творческой деятельностью.
Новое законодательство о судопроизводстве – гражданском, уголовном, административном, конституционном и арбитражном существенно расширило сферу деятельности адвокатов, способы и средства, используемые ими в защиту интересов обвиняемого и доверителя. Эффективность оказываемой адвокатом правовой помощи определяется не только уровнем его профессиональной подготовки, но и состоянием правовой системы, статусом личности в государстве. Конституция РФ 1993 года в главе «Права и свободы человека и гражданина» сделала значительный шаг в направлении к построению правового государства. Учитывая прямое действие Конституции и отражение ее принципов в отраслевом законодательстве, адвокат получил возможность воздействия на создание условий для реализации прав человека.
Большое значение для успешной деятельности адвоката имеет его независимость от государственных органов и органов адвокатского сообщества при определении средств и способов защиты интересов клиентов, единственными критериями которых являются законность и нравственная безупречность.
Новый закон расширил гарантии независимости адвоката, указав, что вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом, запрещается. Не допускается истребование связанных с адвокатской деятельностью сведений. Адвокат, члены его семьи и их имущество находятся под защитой государства (ст.18).
Возбуждение в отношении адвоката уголовного дела допускается только прокурором на основании заключения судьи районного суда (ст. 448 ч. 1, п. 10 УПК РФ в редакции Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в УПК РФ» от 29 мая 2002 г.).[12]
Каждому адвокату гарантируется социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией РФ (ст. 3 п.3).
В понятие «адвокатура» входит понятие «адвокатская деятельность», которая в соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 31.05. 2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», означает квалифицированную юридическую помощь, оказываемую на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10