Акции могут быть простые (обыкновенные) и привилегированные. Обыкновенные акции являются голосующими акциями, т.е. закрепляют не только имущественные права их владельцев, но также и право на участие в общем собрании с правом голоса. Привилегированные акции закрепляют право их владельцев на получение дивидендов преимущественно перед владельцами обыкновенных акций независимо от прибыльности деятельности акционерного общества. Привилегированные акционеры не имеют права голоса на общем собрании, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом (например, при решении вопросов о реорганизации и ликвидации общества).
Акции являются именными ценными бумагами, общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров, в котором указываются сведения о каждом владельце акций, количестве и категориях (типах) принадлежащих ему акций. Прибыль распределяется в зависимости от категории акций (обыкновенные или привилегированные) и типа привилегированных акций.
Преимущество акционерного общества перед другими коммерческими организациями состоит в том, что его участники могут выйти из общества только путем отчуждения принадлежащих им акций. Акционерное общество застраховано от уменьшения имущества в результате выхода участника. Исключение составляют предусмотренные Законом случаи, когда акционеры вправе требовать от общества выкупа акций (например, при принятии решения о реорганизации акционерного общества при условии, что акционер голосовал против или не участвовал в голосовании).
Состав органов управления акционерного общества аналогичен обществу с ограниченной ответственностью:
1) общее собрание акционеров - высший орган управления. Голосование осуществляется по принципу "одна акция - один голос". По общему правилу решения принимаются простым большинством голосов акционеров - владельцев голосующих акций общества, принимающих участие в собрании, по некоторым вопросам требуется квалифицированное большинство голосов - 3/4;
2) исполнительные органы (коллегиальный и единоличный либо только единоличный), которые осуществляют текущее руководство деятельностью юридического лица и подотчетны общему собранию;
3) совет директоров (наблюдательный совет) в обязательном порядке создается в акционерном обществе с числом акционеров свыше 50.
Производственным кооперативом (артелью) признается коммерческая организация, характеризующаяся следующими признаками: во-первых, это добровольное объединение граждан на основе членства; во-вторых, цель объединения - совместная производственная или иная хозяйственная деятельность (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг); в-третьих, обязательно личное трудовое или иное участие членов кооператива в его деятельности; в-четвертых, имущество кооператива делится на паи его членов (п. 1 ст. 107 ГК РФ); в-пятых, члены производственных кооперативов согласно п. 2 ст. 107 ГК РФ несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных Законом о производственных кооперативах и уставом кооператива. Правовое положение производственных кооперативов определяется ГК РФ, а также Федеральным законом от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах". Деятельность сельскохозяйственных производственных кооперативов, кроме того, регулируется Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации".
Учредительным документом производственного кооператива является устав. Число членов кооператива должно быть не менее пяти. Учредительными документами кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц, которое осуществляется через представителей (п. 1 ст. 107 ГК РФ).
Паевой фонд производственного кооператива складывается из паевых взносов его членов. Минимальный размер паевого фонда законом не устанавливается. Уставом кооператива может быть предусмотрено, что определенная часть имущества кооператива составляет неделимые фонды, которые имеют целевое назначение и не включаются в паи членов кооператива. Решение об их образовании должно быть единогласным.
Органами управления являются:
1) общее собрание членов кооператива - высший орган управления. Голосование осуществляется по принципу "один участник - один голос". Решения принимаются простым большинством голосов членов кооператива, присутствующих на собрании. Установленное для некоторых вопросов квалифицированное большинство составляет 3/4;
2) исполнительные органы - правление и председатель либо председатель;
3) наблюдательный совет может быть создан в производственном кооперативе с числом членов более 50.
Особенностью является то, что в состав органов управления могут входить только члены кооператива. Прибыль распределяется между его членами в соответствии с их личным трудовым и (или) иным участием, размером паевого взноса, а между членами кооператива, не принимающими личного трудового участия в деятельности кооператива, соответственно размеру их паевого взноса.
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, имущество которой является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), поэтому оно и называется унитарным (от фр. unitaire - единый). Унитарное предприятие не наделено правом собственности на закрепленное за ним имущество (ст. 113 ГК РФ). Право собственности на это имущество сохраняется за его учредителем, которым может выступать только государство (как Российская Федерация, так и ее субъект) либо муниципальное образование. Соответственно, унитарные предприятия подразделяются на государственные (федеральные предприятия, предприятия субъектов РФ) и муниципальные. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, не допускается.
Правовое положение унитарных предприятий регулируется ГК РФ, а также Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и иными правовыми актами.
Унитарные предприятия создаются в случаях, предусмотренных в п. 4 ст. 8 Закона об унитарных предприятиях. Как правило, они создаются для осуществления тех видов деятельности, которые призваны обеспечить публичные интересы. Например, для осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств; разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей национальную безопасность РФ; производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.
Унитарные предприятия создаются на основании решения уполномоченного государственного или муниципального органа и подлежат государственной регистрации. Для государственной регистрации унитарного предприятия необходимо предоставить не только решение о создании унитарного предприятия, устав унитарного предприятия, но также сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления (п. 2 ст. 10 Закон об унитарных предприятиях). Учредительным документом является устав, который утверждается соответствующим органом. Унитарные предприятия наделяются специальной правоспособностью, поэтому в уставе в обязательном порядке должны быть указаны сведения о предмете и целях деятельности предприятия.
От имени унитарного предприятия действует единоличный исполнительный орган - руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.
Собственник принимает активное участие в управлении унитарным предприятием (осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества, дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия, принимает решение о реорганизации или ликвидации предприятия и т.д.).
В зависимости от объема прав предприятия на закрепленное за ним имущество различаются унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (государственные и муниципальные предприятия) и основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия). Содержание этих ограниченных вещных прав раскрывается в гл. 19 ГК РФ.
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Собственник имущества такого предприятия не отвечает по его обязательствам, за исключением случаев, когда несостоятельность предприятия вызвана исполнением обязательных для него указаний собственника - при недостаточности имущества предприятия собственник привлекается к субсидиарной ответственности. Минимальный размер уставного фонда государственного предприятия составляет 5000 минимальных размеров оплаты труда, муниципального - 1000 минимальных размеров оплаты труда на дату регистрации предприятия. Уставный фонд должен быть полностью сформирован в течение 3 месяцев с момента государственной регистрации предприятия. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может быть признано несостоятельным (банкротом).
Казенное предприятие также отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Однако в случае его недостаточности собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия. Вследствие этого оно не может быть признано банкротом. В соответствии с Законом в казенном предприятии уставный фонд не формируется.
Теперь рассмотрим основные виды некоммерческих организаций.
Некоммерческие организации - это организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между их участниками.
Перечень некоммерческих организаций, содержащийся в п. 3 ст. 50 ГК РФ, не является исчерпывающим. Это объясняется тем, что для некоммерческих организаций юридическая личность имеет вспомогательное значение, поэтому они могут существовать в формах, предусмотренных как ГК РФ, так и иными законами[5]. На сегодняшний день, после принятия большого числа законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций, появилось множество организационно-правовых форм, как действительно новых, так и тех, которые на самом деле таковыми не являются либо отличаются друг от друга лишь незначительными нюансами, не имеющими формообразующего значения. Именно поэтому для того, чтобы создать стройную систему юридических лиц, необходимо установить исчерпывающий перечень форм некоммерческих организаций в одном законе – ГК РФ, так же как и коммерческих организаций, и не отсылать к другим законам, которые могут иметь только специальный характер, раскрывая категории, определенные в Гражданском кодексе.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
Формы некоммерческих организаций:
1) потребительский кооператив
2) община малочисленных народов
3) общественные и религиозные объединения
4) фонды
5) учреждение