Заключение договора купли-продажи

Выяснение сущности оптовой торговли дает основания для выделения в качестве самостоятельного вида реализационных договоров договора оптовой купли-продажи. Его первичными отличительными признаками будут:

1) определенная сфера применения – оптовая торговля;

2) специальный субъектный состав участников;

3) Целевая предназначенность реализуемых товаров – поступление в розничную торговую сеть для последующей продажи населению.

Оптовая торговля представляет собой отрасль экономики и вид коммерческой деятельности. Она предшествует процессу розничной торговли как важный и обязательный этап.

Участниками оптовой торговли выступают, прежде всего, изготовители товара. Другие важные ее участники – оптовые торговые и посреднические организации, осуществляющие разные виды операций по подготовке и продвижению товара. Конечными звеньями выступают организации розничной торговли или индивидуальные торговые предприниматели.

Принципиальные отличия имеются и в требованиях к предмету договора оптовой купли-продажи по сравнению с другими реализационными договорами. Предметом договора оптовой купли-продажи служат только те вещи, которые: а) могут предлагаться к продаже в розничных торговых организациях и б) в конечном счете предназначены для продажи в розничной торговой сети. Если какой-то товар в принципе не может быть предложен для продажи в магазинах гражданам, то на его реализацию не могут заключаться договоры оптовой купли-продажи. Если же он может продаваться в розничной сети и в конечном счете попадает на прилавок магазина, то договоры, заключаемые любым числом лиц по пути движения этого товара, будут договорами оптовой купли-продажи.

Для определения требований к содержанию договора необходимо проанализировать связь оптовой торговли с розничной. Розничная торговля предназначена продавать товары гражданам. Отношения торговых организаций с покупателями оформляются договором розничной купли-продажи.

Гражданину в магазине противостоит специальный субъект – продавец, действующий как торговый предприниматель, коммерсант. Коммерсант – это тот, кто по роду своих занятий обладает специальными знаниями или опытом в отношении операций или товаров, являющихся предметом сделки. Покупатель, конечно же, подобными специальными знаниями и опытом не обладает. Учитывая такое реально существующее неравенство, закон предоставляет повышенную защиту более слабой стороне – покупателю. Это Федеральный закон «О защите прав потребителей».

По договору оптовой купли-продажи продавец обязуется в согласованный срок (или сроки) передать в собственность покупателю вещи (товары), предназначенные для продажи населению в соответствии с требованиями такой продажи, а покупатель обязуется принять вещи и оплатить их стоимость.

Требования к розничной торговле, подлежащие отражению в договорах оптовой купли-продажи, определяются различными федеральными законами и иными правовыми актами.

Продавец обязан доводить до покупателя информацию об изготовителе товара, месте нахождения изготовителя или уполномоченной им организации, обязанной принимать претензии от покупателя, осуществлять гарантийный ремонт и сервисное обслуживание товара. Продавец должен иметь и предъявить покупателю подлинник сертификата на товар либо копию сертификата, заверенную продавцом, нотариусом или органом сертификации.

Товары бытового назначения должны иметь маркировку на каждом изделии или ярлыки с указанием наименования изделия, цены, размеров, роста и иных сведений. При обнаружении недоброкачественности товара покупатель вправе потребовать замены, уценки, либо незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара. Информацию об организациях, выполняющих ремонтные и восстановительные работы, продавец обязан довести до сведения покупателя при продаже товара.

В розничной торговле не допускается продажа нерасфасованных и неупакованных пищевых продуктов. Но этикетках, ярлыках, либо вкладышах пищевых продуктов кроме информации, установленной Федеральным законом «О защите прав потребителей», должна быть указана следующая информация на русском языке:

1) о пищевой ценности продуктов;

2) о назначении и условиях применения;

3) об условиях хранения и приготовления;

4) дата изготовления и дата упаковки.

Для выполнения обязанности незамедлительной замены возвращаемых потребителями вещей в договоре должно предусматриваться создание в магазине обменного фонда на период гарантийного срока (при отсутствии специализированной гарантийной организации) или установленных сроков замены товара. Расходы по созданию обменного фонда возлагаются на изготовителя или оптовую организацию, поставляющие товар.

В договоре оптовой купли-продажи должна быть определена организация, которая по поручению изготовителя будет осуществлять гарантийный ремонт и техническое обслуживание изделий. Со своей стороны изготовитель или оптовик обязаны заключить с такой организацией договор о гарантийном или сервисном обслуживании граждан, купивших соответствующие товары. Наименование и адрес этой организации доводятся магазином до сведения потребителей.

Можно назвать следующие задачи, решению которых предназначен договор оптовой купли-продажи. Это:

1) обеспечение ритмичного и бесперебойного поступления товаров в розничную торговую сеть;

2) обеспечение наличия ассортимента товаров, максимально удовлетворяющего интересы покупателей, постоянное обновление и улучшение ассортимента;

3) поступление в магазины товаров высокого качества, безопасных для жизни и здоровья граждан;

4) поступление товаров в упаковке и расфасовке, удобных для использования и хранения;

5) обеспечение полноты информации для покупателей о характеристиках товара, порядке пользования и хранения, сроках годности и др.;

6) обеспечение для покупателей возможности замены товара, его гарантийного ремонта и сервисного обслуживания.

Также существуют и иные задачи.

Законодательство о розничной торговле в настоящее время предусматривает множество различных требований по обеспечению интересов населения, которые, чтобы быть исполненными, предполагают привлечение усилий изготовителей и оптовых организаций. Правовой основой для решения указанных задач служит договор оптовой купли-продажи, нуждающийся в закреплении его в законе.

Статья 421 ГК РФ позволяет сторонам самим составить договор оптовой купли-продажи или соответствующим образом дополнить договор поставки. Однако в обстановке слабой конкуренции розничные торговые организации практически лишены возможности добиться от продавцов включения в договоры необходимых условий, поскольку ни нормы о договоре поставки, ни глава 30 ГК РФ в целом не предусматривают соответствующих прав розничных торговых организаций во взаимоотношениях с продавцами (поставщиками). Проводившиеся обследования показывают, что сейчас лишь в трети договоров между поставщиками и розничными торговыми организациями содержатся все необходимые условия, обеспечивающие соответствие товара правилам продажи в розничной сети.

Договор оптовой купли-продажи объективно необходим для создания отечественного товарного рынка. Просчетом ГК РФ является то, что, предусмотрев в параграфе 2 гл. 30 о договоре розничной купли-продажи положения, направленные на защиту прав потребителей, кодекс не установил соответствующих обязанностей изготовителей и оптовых организаций, усилиями которых только и возможно обеспечить выполнение соответствующих требований относительно продаваемого товара. Отсутствие законодательно урегулированного договора оптовой купли-продажи закрепляет примитивный уровень нашей торговли, препятствует улучшению обслуживания населения, ведет к массовым нарушениям законных интересов граждан.




Заключение


Заключая между собой договор купли-продажи стороны (две или более) вступают в юридическую зависимость друг от друга. Продавец, занимающийся предпринимательской деятельностью, обязан передать покупателю товар в определенные сроки, свободным от прав третьих лиц, в определенном количестве, ассортименте. Товар должен быть соответствующего качества (гарантия качества товара, гарантийный срок), в определенной комплектности (комплекте), в предусмотренной таре и (или) упаковке. Продавец обязан принять товар и уплатить за него соответствующую денежную сумму. Товар может быть застрахован от риска случайного повреждения или случайной гибели.

При нарушении какой-либо из сторон своих обязательств, сторона, нарушившая договор, несет определенную ответственность перед другой.

Договор может быть заключен с условием о доставке на указанное покупателем место, а при отсутствии такого условия по месту жительства гражданина или по месту нахождения юридического лица.

Договор розничной купли-продажи является публичным договором.

По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. К отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированной настоящим Кодексом применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.

Договор оптовой купли-продажи обеспечивает непрерывную поставку товаров в розничную сеть для последующей продажи населению. Договор оптовой купли-продажи объективно необходим для создания отечественного товарного рынка. Просчетом ГК РФ является то, что, предусмотрев в параграфе 2 гл. 30 о договоре розничной купли-продажи положения, направленные на защиту прав потребителей, кодекс не установил соответствующих обязанностей изготовителей и оптовых организаций, усилиями которых только и возможно обеспечить выполнение соответствующих требований относительно продаваемого товара. Отсутствие законодательно урегулированного договора оптовой купли-продажи закрепляет примитивный уровень нашей торговли, препятствует улучшению обслуживания населения, ведет к массовым нарушениям законных интересов граждан.




Литература


1) Гражданский кодекс РФ. Часть первая; М.: «Ось-89»; 2005 г.

2) Гражданский кодекс РФ. Часть вторая; М.: «Ось-89»; 2005 г.

3) Б.И. Пугинский «Коммерческое право» университетский учебник. М.: «Зерцало» (Московский университет); 2005 г.

4) Закон о защите прав потребителя; М.: «Ось-89»; 2005 г.

5) Н.Ю. Круглова «Коммерческое право. Учебник». М.: «РДЛ»; 2003 г.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты