Законность и ее принципы

В принципе отход от законности нельзя обосновать ссылками на целесообразность. Юристы, по существу, были едины в том, что наиболее целесообразное решение основано на законе и вопрос о целесообразности может ставиться только в рамках закона.

Однако вопрос о соотношении законности и целесообразности не так прост, как может показаться. Его нельзя решать вне исторических рамок, без учета конкретных условий жизни общества. История знает примеры того, как в интересах прогресса, во имя великих революционных идей судьи и администраторы руководствовались именно целесообразностью, а не «мертвой буквой статьи закона». Истории известно и другое: некоторые люди сознательно лишали себя различных выгод и даже шли на смерть во имя торжества законности и порядка. «Dura lex sed lex» (закон суров, но таков закон)– это тот самый принцип, который обязывает исполнять и уважать любой закон.

Сегодня приводят довольно много аргументов и примеров в пользу, как принципа законности, так и целесообразности решения вопреки конкретному закону. Сторонников законности всегда отпугивал произвол суда и администрации при допущении малейшей возможности отхода от закона. Приверженцев принципа целесообразности отталкивает бездушное понимание правовой нормы, хотя часто разногласия между теми и другими являются мнимыми.

Закон требует обоснованности решений. В некоторых случаях данное требование приобретает самостоятельное значение. Это проявляется именно там, где закон позволяет, не выходя за его рамки, учитывать соображения целесообразности. Нормативный акт, как правило, предполагает один вывод в смысле юридической квалификации соответствующих обстоятельств, но в смысле юридических последствий и их меры чаще предоставляет возможность выбора наиболее целесообразного решения.

Коль скоро общество управляется с помощью предписаний общего характера, имеющих общеобязательное значение, приобретают особый вес правовые ценности, среди которых первое место отводится законности. Допущение отхода от принятых законов и обхода или нарушения их под предлогом целесообразности всегда чревато серьезной угрозой правопорядку в целом. Поэтому законы считаются целесообразными и подлежащими обязательной реализации вплоть до их дополнения, изменения или отмены.


ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ЗАКОННОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА


В Послании Президента Федеральному собранию названы существующие в настоящее время предпосылки формирования правопорядка в России. Это– обоснование и укрепление принципов новой российской государственности, влияющие на все стороны нашей жизни, создание практически новой правовой базы, освоение людьми новых правовых возможностей, открываемых свободой частной деятельности и инициативы, использование гражданами возможностей, предусмотренных Конституцией и законов, принятых на ее основе, для защиты своих прав и др.[4]

На текущий момент можно выделить следующие проблемы законности в Российской Федерации.

Уровень состояния законности в нашей стране ведущие специалисты в области права оценивают как «крайне неудовлетворительное». Одним из доказательств может служить постоянно растущий показатель уровня преступности, причем увеличение в нем доли тяжких и особо тяжких преступлений, так в 2002 году на долю убийств и покушений на убийство приходилось около 30 % от общего числа зарегистрированных преступлений. Оптимистично, что высшие органы государственной власти также озабочены таким положением дел, подтверждением чего может служить прошедший в июле 2003 года в рамках Совета Федерации круглый стол на тему «Состояние борьбы с преступностью и меры по укреплению правопорядка и законности в РФ». По результатам этого мероприятия были выработаны соответствующие рекомендации и направлены для рассмотрения Президенту РФ.

Следующий вопрос, который привлекает внимание– это состояние законности в различных сферах жизнедеятельности общества и государства. Остановимся на наиболее неблагоприятных из них.

Памятуя о том, что согласно Конституции РФ в России высшей ценностью является человек, его права и свободы, отметим, что состояние законности в этой сфере можно охарактеризовать как критическое, что неоднократно отмечалось в отчетах Уполномоченного по правам человека РФ. Наибольшие опасения вызывает ситуация с защитой прав и свобод граждан в Чеченской республике.

Основными причинами слабости конституционной законности являются: низкий уровень правой культуры, восприятие Конституции для прикрытия беззакония властей и другие. В этой связи важной гарантией конституционной законности является деятельность Конституционного Суда РФ, о роли которого недавно говорил его Председатель Марат Баглай, а также Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.10.95 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия», в котором говорится об обязательности непосредственного применения норм Конституции РФ, не требующих дополнительного толкования.

Кроме того, обостряется ситуация в области обеспечения законности в экономической сфере: появляются новые виды правонарушений (лжепредпринимательство, фиктивное банкротство, незаконная банковская деятельность и др.). Общественное недовольство и сомнение вызывают итоги приватизации и деятельность финансовых пирамид.

Не менее проблематичным является состояние законности в сфере управления. Государственный аппарат «грешит забвением закона» даже более чем другие субъекты права и причины здесь следующие: слабость правового урегулирования управления, коррумпированность и безответственность государственных служащих, противопоставление законности и целесообразности и другие. В процессе своей деятельности большинство государственных служащих нацелена на внутриведомственные интересы и лишь небольшая их часть– на удовлетворение нужд граждан.

Кроме указанных сфер, немало нареканий вызывает состояние законности в налогово-бюджетной, экологической, судебной сферах.

С. Царькова выделяет следующие причины кризисного состояния законности:[5]

Во-первых, это ослабление российской государственности и кризис федерализма. По данным Минюста РФ и Генеральной прокуратуры около трети принимаемых в субъектах РФ нормативно-правовых актов противоречат Конституции РФ и федеральным законам; т.е. не соблюдается принцип единства законности.

Во-вторых, такой низкий уровень законности кроется в состоянии правового сознания и правовой культуры. Еще одной проблемой российской законности является проблема нестабильности российского законодательства, а также сложность, запутанность законов, когда в них не могут разобраться даже опытные юристы, не говоря уже о простых людях. Пример– ситуация со сбором налогов, когда люди, не желая нарушать закон, все- таки делают это по причине сложнейшей системы налогообложения.

Далее автор предлагает следующие пути улучшения состояния дел в сфере законности.[6]

Во-первых разработать и совершенствовать государственную концепцию законности в России. Правовую безопасность РФ необходимо возвести в ранг национального интереса и отвести ей соответствующее место в концепции национальной безопасности.

Необходимо разработать программу ликвидации правового нигилизма с широким привлечением общественности. Отрадным является тот факт, что юристы видят повышение уровня правовой культуры в России в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности. В частности, это отражено в Уставе не так давно учрежденного Союза юристов России общероссийской общественной организации, первое собрание участников которой состоялось в феврале 2000 г.

Необходимо также, по мнению автора, повысить общий уровень законности в деятельности всех ветвей власти.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы:

Существует несколько определений законности. В современной теории права законность неизменно трактуется двояко: во-первых, как один из основополагающих принципов организации государственной и общественной жизни, а во-вторых– в качестве ее особого режима, обеспечивающего неуклонное исполнение законов всеми субъектами правоотношений. Режим законности неразрывно связан с демократией, в условиях которой признаются и реализуются в действительности принципы народовластия, равенства граждан, созданы условия для их участия в решении вопросов государственной и общественной жизни.

В форме особого режима законность получает воплощение в целой системе предметных и более частных принципов, отличающих один режим законности от другого, а также в базирующейся на этих принципах совокупности специальных мер и (или) гарантий и выступающих в этой роли государственных и негосударственных институтов, обеспечивающих действенность режима законности.

Принцип единства законности состоит в единообразном понимании ее принципов на всей территории Российской Федерации.

Принцип верховенства закона – важнейшее свойство законности, связанное с исключительностью закона, означающее иерархию нормативно-правовых актов, которое закрепляется в Конституции РФ. Принцип конституционного регулирования основ федеративного устройства Российской Федерации обусловлен государственным устройством России. Принцип двухуровневого законодательства предполагает наличие, помимо федерального, законодательства субъектов Федерации. Законодательство субъектов Федерации состоит из конституций республик в составе Российской Федерации и уставов других субъектов, а также принимаемых на их основе законов субъектов Российской Федерации.

Всеобщность законности заключена в ее всеобщей обязательности, обращенной ко всем и каждому без исключения, независимо от положения, чина и ранга.

Институт прав и свобод человека и гражданина является центральным в современном праве, ибо в нем заложены ключевые гарантии защиты народа в целом и каждого конкретного человека и гражданина от произвола государственной власти, что, в свою очередь, является неотъемлемым условием нормального функционирования и развития правового государства.

Неотвратимость реализации законности обозначает пресечение любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за эти нарушения.

Законность есть высшая целесообразность. Законы считаются целесообразными и подлежащими обязательной реализации вплоть до их дополнения, изменения или отмены.

В Послании Президента Федеральному собранию названы существующие в настоящее время предпосылки формирования правопорядка в России. Это– обоснование и укрепление принципов новой российской государственности, влияющие на все стороны нашей жизни, создание практически новой правовой базы, освоение людьми новых правовых возможностей, открываемых свободой частной деятельности и инициативы, использование гражданами возможностей, предусмотренных Конституцией и законов, принятых на ее основе, для защиты своих прав и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.     Конституция РФ.

2.     Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М.: Юридическая литература, 2004.

3.     Кудрявцев В.Н. Право как элемент культуры. Право и Власть. М., 2000.

4.     Лазарев В.В. и др. Общая теория права и государства. М., 2004.

5.     Матузов Н.И. Право и личность. Общая теория права. Н. Новгород, 2003.

6.     Юридический энциклопедический словарь. М, 1988.

7.     Законность в Российской Федерации. Сборник статей. М, 2006.

8.     Клочков В.В. Требования законности: понятие, виды, генезис.//Конституционная законность и прокурорский надзор. М., 2007.

9.     Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию // Российская газета 07.03.2000.

10. Царькова С. Анализ состояния законности в РФ// В мире права. 2004-№2.


[1] Юридический энциклопедический словарь. М, 1988. Стр. 104.

[2] Там же.

[3] Кудрявцев В.Н. Право как элемент культуры. Право и Власть. М., 2000. Стр. 249.

[4] Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию // Российская газета 07.03.2000.

[5] Царькова С. Анализ состояния законности в РФ// В мире права. 2004-№2.

[6] Там же.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты