Законодательство о защите прав потребителей

Пищевая продукция, происхождение которой ее владелец не может подтвердить, а также имеющая явные признаки недоброкачественности, подлежит утилизации и уничтожению без проведения экспертизы. До утилизации или уничтожения она должна быть денатурирована ее владельцем в присутствии представителя соответствующего органа любым способом, исключающим возможность ее использования в пищу.

В остальных случаях обнаруженная некачественная пищевая продукция подлежит экспертизе с целью определения возможности ее дальнейшего использования или уничтожения. На период экспертизы, принятия и исполнения решения эта продукция хранится в отдельных помещениях на складе или в изолированной камере холодильника с соблюдением условий, исключающих к ней доступ, и подлежит строгому учету. Отбор проб (образцов) продукции осуществляется представителем соответствующего органа в присутствии ее владельца.

Экспертиза включает оценку соответствия сопроводительной документации на продукцию требованиям нормативной и технической документации, оценку ее внешнего осмотра, исследований, состояния упаковки и маркировки продукции. Выясняются также условия производства, закупки, поставки, транспортировки, хранения и реализации продукции. При необходимости проводятся лабораторные исследования (испытания) качества и безопасности.

На основании результатов экспертизы оформляется заключение о разрешении или постановление о запрещении ее использования по назначению.

Ответственность за передачу продукции для дальнейшего использования или уничтожения возлагается на владельца продукции.

Уничтожение проводится в присутствии комиссии, образуемой владельцем продукции совместно с организацией, ответственной за ее уничтожение.

Инфицированные продукты, опасные для людей и животных, перед уничтожением или в его процессе подвергаются обеззараживанию.

Уничтожение оформляется актом, один экземпляр которого в 3-дневный срок представляется органу, принявшему решение об уничтожении.

Все расходы, связанные с хранением, транспортировкой, экспертизой, использованием или уничтожением некачественной и опасной пищевой продукции, несет ее владелец.


Изменения в новом законодательстве о защите прав потребителей

16 января 1996 г. вступил в силу Закон РФ  «О  внесении изменений  и  дополнений  в  Закон  Российской  Федерации  «О защите прав потребителей» и Кодекс РСФСР об  административных  правонарушениях»[2].

Изменения внесены практически в каждую  статью  Закона. Многие из них носят редакционный характер и  не  нуждаются  в дополнительных комментариях. Однако  ряд  изменений  довольно существенно затрагивает  интересы  как  потребителей,  так  и  производителей (продавцов).

Если раньше потребитель имел право  потребовать  замены любого товара при возникновении  в  нем  даже  незначительных дефектов, то теперь Закон  установил  ограничения  на  замену сложно-технических товаров. Право на  их  замену  потребитель  имеет только в случае обнаружения существенного недостатка.

Другой новацией Закона  стало  установление  сроков,  в течение  которых   продавец   обязан   исполнить   требования потребителя о соразмерном  уменьшении  покупной  цены  товара  или  расторжении  договора. Продавец (изготовитель)  обязан выполнить такое требование не позднее  семидневного срока  с момента  обращения  потребителя.  За  каждый  день  просрочки возврата потребителю денег установлена неустойка.

Аналогичные   сроки    установлены    для    исполнения требований  потребителя  при  оказании  ему  различного  рода услуг.

Закон  установил  более  суровую   ответственность   за нарушение прав потребителей. Как  и  прежде,  Государственный антимонопольный  комитет РФ   осуществляет   государственный контроль за соблюдением хозяйствующими   субъектами   прав потребителей.  Однако  если  прежде  сумма  взыскиваемого  за нарушение  прав  потребителей  штрафа  не   могла   превышать 1000000 руб., то  принятые  изменения  дают  право  наложения штрафа в сумме до 5000 минимальных размеров оплаты труда.

Как известно, одной из форм  деятельности  общественных объединений является предъявление исков  в  защиту  отдельных потребителей или неопределенного  круга  потребителей. Эти иски требуют большой предварительной подготовки,  затраты на которую ложатся на организацию. В целях изменения ситуации  в Закон введена норма о  возмещении  общественным  объединениям потребителей  расходов,  связанных  с  подготовкой  судебного иска, с привлечением к участию в деле экспертов и юристов.

И  наконец,  еще  одно  изменение   в   Законе, прямо затрагивающее интересы  общественных объединений потребителей. Статья 13 Закона устанавливает право судов  при удовлетворении   требований   потребителей взыскивать с ответчика штраф в бюджет за нарушение  добровольного  порядка удовлетворения требований потребителя. С принятием  изменений 50% от  взысканных  сумм будет направляться в бюджет организации потребителей, которая выступила инициатором иска.

2) Права потребителей на получение объективной информации о товаре (работе, услуге) и ответственность другой стороны договора за их нарушение

Потребитель вправе потребовать от продавца (изготовителя,  исполнителя) предоставления необходимой  и  достоверной  информации  о  его предприятии, реализуемых им товарах (работах,  услугах) и о режиме его работы[3]. Если в подобной информации потребителю отказано или она  доводится не в полной форме, то он имеет право добиться получения ее с помощью статьи 8.

Указания в настоящей статьи  информация в наглядной  и доступной форме доводится до сведения  потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказание услуг) способами, принятыми в отдельных  сферах обслуживания  потребителей, на русском языке, а по усмотрению  изготовителя на государственных языках  субъектов Российской Федерации и родных языках народов РФ.


Ответственность за ненадлежащую информацию о товаре

В случае  если предоставление недостоверной или недостаточно полной информации о товаре (работе, услуге), а также изготовителе (исполнителе, продавце) повлекло приобретение товара (работы,  услуги) не обладающего необходимыми потребителю свойствами, потребитель  вправе расторгнуть договор и потребовать возмещение причиненных ему убытков; невозможность использования приобретенного товара (работы, услуги) по назначению, потребитель вправе  потребовать предоставления  в разумно короткий срок надлежащей информации.  Если информация в оговоренный срок не будет предоставлена, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков. При этом потребитель обязан возвратить товар изготовителю.

В случае причинения вреда жизни,  здоровью и имуществу  потребителя он вправе предъявить продавцу (изготовителю, исполнителю) требования предусмотренные статьей 14 настоящего Закона,  а также потребовать возмещения убытков, причиненных природным объектом, находящимся во владении потребителя на праве собственности,  либо по иным основаниям,  предусмотренным законом или договором.

При рассмотрении  требований  потребителя  о  возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информации о товаре, необходимо исходить  из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках.


3) Права потребителей на безопасность товара (работы,

услуги) и ответственность другой стороны договора

за нарушение этих прав


Введеные в действие на территории РФ законы “О сертификации продукции и услуг”, “О стандартизации”, “О защите прав потребителей” ужесточают требования к качеству и безопасности производимых (подаваемых) изготовителями (исполнителями, продавцами) товаров или оказываемых ими услуг[4].

Указанные законы предусматривают обязательную сертификацию товаров (работ, услуг), потенциально опасных для здоровья, жизни и имущества граждан, в том числе при их импорте в РФ.

Закон “О защите прав потребителей” (ст.5) устанавливает что потребитель имеет право на то, чтобы товары (работы, услуги) при обычных условиях их использования, при их хранении и транспортировке были безопасны для его жизни, здоровья, окружающей среды, а также не причиняли вреда его имущества. В целях обеспечения упомянутого права в стандартах устанавливаются обязательные требования которые должны это обеспечивать.

Безопасность должна обеспечиваться при разработке и изготовлении товаров, путем обеспечения возможности его ремонта и технического обслуживания. Ответственность за определение необходимости и разработку специальных правил несет изготовитель (исполнитель). это обстоятельство важно, поскольку распределение обязанностей между государственными органами, исполнителями (изготовителями) и продавцом может иметь существенное значение при определении ответственного за причиненный вред лица в том случае, если специальные правила не были разработаны, утверждены, доведены до потребителя либо оказались недостаточными или не были утверждены требования к продукции по ее безопасности.

Закон требует не только довести до сведения потребителя специальные правила использования, транспортировки, хранения и утилизации товаров результатов работ), но и предупредить его о продолжительности срока службы (годности) изделия (то есть о его потенциальной опасности после истечения указанного срока), необходимые действия по его истечении и возможных последствиях в случае не выполнения этих действий. Предупреждение должно быль сделано продавцом (исполнителем) в порядке, установленном Законом для предоставления потребителю информации о продукции. В случае, если изготовитель (исполнитель) не обеспечит безопасность товаров (работ, услуг) в течение установленных сроков, он обязан возместить потребителю убытки в соответствии со статьей 12 Закона.

Каждый из органов, контролирующих безопасность товаров, реализует предоставленные ему полномочия в закрепленной области или по определенной группе товаров (работ, услуг) в соответствии со своей компетенцией, установленные законодательством.

Длительное время существовала практика, когда все требования по безопасности, утвержденные специальными контролирующими органами, переносились в государственный стандарт на соответствующую продукцию (или на них делалась ссылка), который утверждался Госстандартом. Определенный шаг в этом направлении сделан Положением о Госстандарте России, утвержденным постановлением правительства России от 25.12.95г. Этим документом установлено, что разграничение полномочий по отдельным видам деятельности в области стандартизации, метрологии и сертификации межу Госстандартом России и другими центральными органами федерально исполнительной власти регулируются положениями об этих органах и соглашениями между ними и Госстандартом России.

Закон “О защите прав потребителей” не ограничивается установлением порядка и формы правового регулирования требований к безопасности товаров (работ, услуг). Одновременно устанавливается порядок проверки соответствия изготовленной продукции упомянутым требованиям, а также меры, направленные на предотвращение поступления опасной продукции к потребителю. Для указанной цели предусматривается введение обязательной сертификации продукции на соответствие требованиям безопасности.

На сертифицированные товары в установленном порядке выдается сертификат. Номенклатуру товаров (работ, услуг) подлежащих обязательной сертификации, согласно Закону определяет Госстандарт России.

Продукция прошедшая сертификацию и выпускаемая предприятиями может оказаться фактически не соответствующей установленным требованиям безопасности. На этот случай Закон предусматривает: если установлено, что при использовании, транспортировке или хранении товаров (результатов работ) с соблюдением установленных правил они причиняют или могут причинить вред – принять меры по изъятию их из оборота, приостановить их производство.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты