Законодательство по регулированию преступлений, связанных с оборотом наркотических средств

Законодательство по регулированию преступлений, связанных с оборотом наркотических средств

1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ И УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ


Актуальность противодействия наркотикам не нуждается в доказательствах. Сообщения о наркотических веществах практически каждый день можно встретить в средствах массовой информации. На основании этих материалов любой может сделать вывод, что с каждым годом наркомания в России получает все большее развитие, а её последствия позволяют говорить об угрозе национальной безопасности.

Мировая практика предлагает множество подходов в борьбе с этим социальным явлением – от призывов к официальному разрешению приобретать «легкие» наркотики, до введения смертной казни для наркоторговцев.

В России не затихают дискуссии на эту тему. Сложившуюся практику противодействия наркотикам нередко оправдывают отсутствием законов, разрушением оперативных подразделений, ведущих борьбу с наркоманами, уходом из органов внутренних дел опытных оперативных работников.

Ни то, ни другое, ни третье не соответствуют действительности. Действующее в России законодательство и численность сотрудников органов внутренних дел, знающих оперативно-розыскную деятельность, позволяет иметь надежные оперативные позиции среди наркокурьеров, наркосбытчиков и наркодельцов. А вот почему результаты оперативной работы не приводят к их изобличению, это желают знать не только те, чья дочь или сын попали в сферу деятельности наркодельцов, но и все налогоплательщики, на чьи средства содержатся эти оперативные службы.

1 июля 2002 г. введен в действие новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), которым регулируется ответственность за незаконное приобретение, хранение и потребление наркотиков.

Согласно действующему законодательству административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения правонарушения возраста шестнадцати лет (ст. 2.3 КоАП РФ).

Предметом административного правонарушения являются наркотические средства или психотропные вещества, включенные в Перечень наркотических средств, подлежащих контролю в России. Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.06.98 г. № 681 (СЗРФ. 1998 № 27. Ст. 3198). Поэтому для определения вида вещества, его названия, свойств, происхождения, способа изготовления или переработки, требуются специальные исследования. Без заключения эксперта невозможно привлечение к административной ответственности за данное правонарушение даже если виновный полностью признается в содеянном.

Под незаконным приобретением наркотических средств понимается их покупка, обмен, получение в дар, любые сделки, сбор, присвоение найденных наркотиков.

Указанные действия должны быть незаконными, то есть совершены в нарушение установленного порядка приобретения наркотических средств. Факт приобретения наркотиков должен быть доказан в порядке, установленном КоАП РФ (ст. 1.5).

Хранением считаются любые умышленные действия, связанные с фактическим нахождением наркотических средств у виновного при себе. Если наркотики обнаружены в помещении, в тайнике и других местах, где проживает заподозренный в хранении наркотиков, то требуется доказать, что это его наркотики, даже если он сам не будет отрицать их принадлежность ему.

Принадлежность обнаруженных наркотиков конкретному лицу должна быть доказана стороной обвинения, как и доказано то, что виновный понимал, что хранил наркотические средства. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность (ст. 1.5 КоАП РФ).

Хранение лекарств, содержащих наркотические средства, правомерно приобретенных лицом в лечебных целях, не влечет административной ответственности.

Незаконное приобретение либо хранение наркотических средств без цели сбыта означает, что виновный никому и никаким способом не передавал наркотические средства, принадлежащие ему (не продавал, не дарил, не менял, не давал взаймы, не вводил инъекций своих веществ другому лицу и т.п).

8 июня 2005 г депутаты Московской городской Думы приняли постановление "О проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".

Разработанным документом предусматривается усиление административной ответственности за нарушение правил оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также упорядочение процедур, относящихся к возбуждению дел об административных правонарушениях и применению мер обеспечения производства по таким делам. Об этом сообщает пресс-центр МГД.

Вносимые изменения касаются деятельности органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и направлены на решение проблем, связанных с применением Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Так, проектом предлагается за нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, реализации, продажи, перевозки, приобретения, использования наркотических средств и психотропных веществ установить административный штраф, налагаемый на должностных лиц, в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), на юридических лиц – от 200 до 300 МРОТ.

Усиление ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 6.8 (незаконный оборот наркотических средств) и 6.9 КоАП РФ (потребление наркотических средств без назначения врача) обусловлено тем, что с утверждением Правительством РФ размеров средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ, отличающихся от ранее действовавших, образовался разрыв между порогом уголовной ответственности и размерами штрафов, не соответствующими степени опасности таких правонарушений. Размер административных штрафов по этим статьям предлагается увеличить до 15-20 МРОТ.

Проектом предполагается дополнить КоАП РФ статьей, предусматривающей административную ответственность за незаконное приобретение либо хранение без цели сбыта сильнодействующих или ядовитых веществ. Эти действия повлекут наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 МРОТ или административный арест на срок до пяти суток. Предусмотрено, что незаконная выдача рецептов на получение сильнодействующих или ядовитых веществ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ, а на юридических лиц – от 200 до 300 МРОТ.

Внесение новых норм вызвано тем, что административный кодекс не содержит ни одного состава преступления, предусматривающего административную ответственность за совершение противоправного деяния в области оборота сильнодействующих и ядовитых веществ. В связи с этим, проектом предусмотрено, что нарушение правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска и перевозки сильнодействующих или ядовитых веществ влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 МРОТ, а на юридических лиц – от 100 до 200 МРОТ.

Важным является дополнение о том, что не может признаваться добровольной сдача наркотических средств или психотропных веществ, сильнодействующих или ядовитых веществ при задержании лица.

Документом предполагается также дополнить КоАП нормой о медицинском освидетельствовании на состояние наркотического опьянения, так как акт медицинского освидетельствования является основным доказательством вины лиц, совершивших административные правонарушения по статьям 6.8, 6.9 КоАП РФ, которые регламентируют незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, а также их потребление.

Кроме административной ответственности, действующее в России законодательство предусматривает и уголовную ответственность за деяния связанные с наркотиками. Уголовный кодекс Российской Федерации содержит описание составов преступлений, связанных с наркотиками, предусматривая очень суровое наказание.

Незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ (статья 228 УК РФ

1. Незаконные приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере – наказываются лишением свободы на срок до трех лет.

2. Незаконные приобретение или хранение в целях сбыта, изготовление, переработка, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ – наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой.

3. Деяния, предусмотренные частью второй настоящей статьи, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) неоднократно;

в) в отношении наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере, – наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой.

4. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в отношении наркотических средств или психотропных веществ в особо крупном размере, – наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет с конфискацией имущества.

Основные термины, характеризующие данный состав преступления, были уже описаны при характеристике административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.8 КоАП РФ, но, учитывая, что на практике продолжают осуждать без объяснения таких квалифицирующих преступления признаков, как «крупный и особо крупный» размер наркотических средств, рассмотрим эту проблему подробно. Возможно, знание гражданами существующей проблемы и их активная позиция усилят влияние на тех, от кого зависит неукоснительное исполнение требований Конституции России и федеральных законов.

Начиная с 1997 года почти во всех Комментариях к Уголовному кодексу РФ уважаемые ученые рекомендуют при разрешении вопроса о размере наркотических средств учитывать рекомендации Постоянного комитета по контролю наркотиков.

Несмотря на столь авторитетные рекомендации, анализ приговоров по делам о преступлениях, предусмотренных статьей 228 УК РФ, свидетельствует о том, что судьи очень редко обосновывают размер наркотических средств ссылками на рекомендации Постоянного комитета по контролю наркотиков и его Сводную таблицу. Почему они не делают этого?

Ответ прост – они знают, что рекомендации не являются обязательными к исполнению. Сводная таблица заключений Постоянного комитета по контролю наркотиков периодически обновляется самим Комитетом и в силу только этого носит лишь рекомендательный характер. Сам Комитет и его Сводная таблица заключений соответствующую регистрацию в Минюсте России не проходили, поэтому Сводная таблица никогда и нигде официально опубликована быть не могла.

Большинство судей знает, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально (часть 3 статьи 15 Конституции РФ).

Так, например, среди показателей крупных размеров наркотических веществ, обнаруживаемых в незаконном владении и обороте считались:

а) марихуана – от 500 гр.;

б) гашиш – от 300 гр.;

в) героин – от 1 гр.

Все, что ниже указанных величин относилось к небольшим размерам, за обладание которыми предусматривалась только административная ответственность по статье КОАП РСФСР.

Разумность этих параметров никем не подвергалась сомнению.

При принятии нового УК РФ и изменении редакции статьи об ответственности за рассматриваемые деяния, законодатель исходил из действовавших показателей размеров масс наркотических веществ, а следовательно, законодатель полагал, что к уголовной ответственности будут подвергаться сбытчики либо лица, так или иначе причастные к сбыту наркотиков. Однако благим намерениям законодателей не суждено было сбыться.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты