Зарубежные союзы и ассоциации как элемент политической системы

Важное место занимают ветеранские и патриотические организации. Сюда же включают и генеалогические организации (изучение государственной символики). Ветеранские организации включают ветеранов войны, и отставных офицеров, и патриотические организации содействия армии, авиации и флоту (такие организации есть, практически, в каждой стране).

Может быть, наименее связанная с политикой группа объединений – организации хобби и увлечений. Они включают множество различных хобби и увлечений: от таких солидных и повсеместно распространенных организаций как радиолюбителей, коллекционеров, садоводов, любителей вкусно готовить, нумизматов, любителей животных, до таких довольно экзотических, как любителей воздухоплавания на воздушных шарах.

Всегда представлялось, что нумизматы и филателисты – абсолютно беспартийные организации и не могут быть связаны с политикой. Однако же советская практика знает любопытный пример: когда формировалось представительство на съезд Советов СССР, то представительство было предусмотрено от всех Всесоюзных общественных организаций. И поскольку общество филателистов было всесоюзным, то по странной причуде закона о выборах глава общества филателистов СССР – известный космонавт Горбатко – был представлен на съезде в качестве полноправного делегата.

Более известными и популярными являются любительские атлетические спортивные организации. Они включают самые различные объединения: любительский спорт – стрельба из лука, баскетбол, бокс, хоккей, включая спортивную ловлю рыбы, гольф, поло, бридж.

Наряду с союзами предпринимателей, пятнадцатой строкой выделены ассоциации и федерации профессиональных союзов. Это не отдельные профессиональные союзы, а объединения профессиональных союзов («объединение объединений»). В тех же США такие крупные союзы – очень влиятельная сила, о которой речь пойдет ниже.

Отдельно, шестнадцатым пунктом, стоят торговые палаты. Это объединения торговцев. Они сами ничего не продают, а регулируют торговлю, обобщают передовой опыт, общаются с заграничными коллегами. Такие организации могут быть национальными, двусторонними и международными (многосторонними, интернациональными).

Самая необычная – по названию – группа общественных организаций, которую американцы называют организацией греческих букв. Перевод очень прост – это студенческие организации престижных университетов и вузов. По традиции такие организации имеют в своем названии 2–3 греческие буквы (например, «фи», «бета», «каппа»; «ипсилон»). По этим буквам и называют студенческие организации.

Кроме семнадцати основных, американцы выделили и восемнадцатую группу – организации, которые стоят особняком. Такие организации либо точно не определяют свои программы, но примыкают к общественным организациям, либо это организации, которые не имеют точного адреса – т.е. все остальные. В любом случае подчеркивается, что для того, чтобы попасть в эту группу союзов и ассоциаций, необходимо, чтобы в названии или деятельности они подчеркивали свой добровольческий и неприбыльный характер. Хотя американцы иногда включают сюда даже некие необычные государственные или связанные с государством организации.

Естественно, в числе самых влиятельных организаций находятся союзы предпринимателей. В числе наиболее известных – Национальная федерация независимого бизнеса. В ней свыше 560 тыс. членов. В штате этой организации 120 человек, организована она была в 1964 году. Есть отдельная американская ассоциация женщин–бизнесменов, в ней 100 тыс. членов, в штате 65 человек, местных отделений – 1600. Есть множество организаций, которые объединяют промышленников и бизнесменов какой–то отдельной отрасли. Например, Американская ассоциация производителей мяса, Алюминиевая ассоциация. Таких ассоциаций великое множество – примерно 2000 организаций такого типа есть только в США.

Самые знаменитые ассоциации предпринимателей Америки следующие: Национальная Ассоциация Промышленности, Торговая Палата США. Известно несколько десятков ассоциаций банкиров, несколько сот организаций по отраслям промышленности, сельскохозяйственные ассоциации, которые чаще всего объединяются на смешанной основе (Национальный институт яблок, Национальная ассоциация говядины). Очень влиятельны ассоциации в сфере средств массовой информации (рекламы, радио, телевидения, печати).

Важная группа – ассоциации в области науки управления. Поскольку, наука управления – это сфера деятельности, которая имеет отношение не только к управлению сельским хозяйством или производством, но и к управлению государственным процессом. Применяются приемы и методы менеджмента и в бизнесе, и в политике.

Серьезное место занимают фонды миллионеров. Наиболее известны фонды Рокфеллера, Форда, Дюпона. Это наиболее известные и старые фонды. Фонд Рокфеллера был образован в 1913 году. Вообще, главная идея фондов – сбор деньги на благотворительные цели. Первоначальным же мотивом для образования этих фондов было укрытие или отстранение денег от налогов. Поскольку перевод денег на благотворительные цели не облагался и не облагается налогом, миллионеры, создатели этих фондов, считали целесообразным не выплачивать огромные суммы просто в бюджет, а образовывать свои фонды и делать добрые дела от своего имени, а не от имени государства.

В настоящее время при различных фондах существуют научно–исследовательские центры, институты политических исследований, институты в области здравоохранения, медицины, техники. Важную роль в политической сфере играют научно–исследовательские организации при этих фондах. Они занимаются изучением государственно–правовой практики, проводят социологические опросы. Их влияние в общественной жизни велико. Например, ежегодная научная конференция одного из институтов при фонде Рокфеллера «открыла» и «рекомендовала» для Америки такого кандидата в президенты, как Джимми Картер. Это было сложное время в Америке (после Уотергейтского скандала были подорваны устои государственного механизма, и опорочены важнейшие институты власти), поэтому понадобился безупречный кандидат, который подходил бы для широкой публики по всем параметрам. Фонд Рокфеллера поставил цель найти такого человека, и вот Джимми Картер – почти никому неизвестный губернатор штата Джорджия – очень быстро стал известным и популярным человеком, а в конце того же года, когда его «открыли», стал президентом.

Союзы и ассоциации имеют много общего с политическими партиями. И те другие – группа людей. И те и другие имеют свои уставы, правила поведения, свою этику, свои издания и т.д. Многие формы работы у них схожи, иногда можно легко перепутать – где общественная организация, ассоциация, а где – партия (тем более, что в некоторых странах их и не различают). Главное отличие между союзами и ассоциациями и политическими партиями в том, что союзы и ассоциации – это не политические организации. У них есть основная цель (ее называют уставной целью), которой и посвящается их деятельность. Когда союзы и ассоциации принимают участие в политической жизни, то это участие в политике – это деятельность номер два. Иначе говоря, участие в политической жизни связано с деятельностью основной. Скажем, профессиональные союзы, прежде всего, защищают экономические интересы рабочих, служащих и других своих членов, предпринимательские союзы – также защищают экономические, моральные и иные интересы предпринимателей и бизнесменов. Но для того, чтобы это делать лучше, эти союзы участвуют в политической жизни. Формы участия различные, чаще всего, они, так сказать, лежат на поверхности. Как правило, это моральная или материальная (иногда моральная и материальная) поддержка политических партий либо политических деятелей. Такая поддержка в демократических государствах ведется открыто и цивилизованными способами.

 

2. Профессиональные союзы, религиозные организации

зарубежный союз ассоциация общественная организация

Профессиональные союзы и их лидеры за рубежом могут открыто заявлять о поддержке того или иного кандидата на должность президента, или на другую выборную должность (кандидата в верхнюю палату парламента, в нижнюю палату). Эта поддержка может выражаться в призыве к своим членам голосовать за того или иного кандидата, поддержка может выражаться в виде денежных перечислений на избирательный счет того или иного кандидата. Естественно, поддерживая того или иного кандидата, союзы и ассоциации ждут каких–то ответных шагов. Такие отношения могут даже регулироваться правовыми актами. Например, в некоторых случаях заключаются договоры, или пишутся протоколы, согласно которым профессиональный союз морально или материально поддерживает кандидата или партию, который (которая), в свою очередь, в случае избрания, обещает поддерживать или не поддерживать некий проект, или внести поправки в законопроект в пользу этих граждан. На первый взгляд это кажется какой–то не совсем нормальной сделкой, а с другой стороны, это вполне допустимые отношения, при которых люди не прячут свои интересы, а открыто их выражают. И даже материальная поддержка оформляется вполне законно, когда деньги с одного счета переводятся на другой и используются вполне по назначению. То есть, кандидат, которого поддерживают союзы и ассоциации, может расходовать эти деньги на печатание плакатов, выступления по телевидению и т.д. Данные вопросы регулируются специальным законодательством.

Некоторые общественные организации могут входить в политические партии в качестве коллективных членов. Например, в лейбористскую партию Великобритании, помимо индивидуальных членов, входят еще десятки коллективных членов – различные профессиональные союзы и другие общественные организации. Таким образом, общественные организации вовлекают своих членов в политику. Членство в профсоюзах необязательно, и человек, зная о политической ориентации профсоюза, может и не вступать в этот профсоюз, а выбрать какой–то другой. Иначе говоря, можно не участвовать в политике непосредственно (не вступать в партию, не ходить на собрания и т.д.), а делать это опосредованно через свой профсоюз. Зная ориентацию своего профсоюза, поддерживая его основные идеи, человек, естественно, поддерживает тем самым политику той партии, коллективным членом которой является его профсоюз.

Упоминается такой способ участия союзов и ассоциаций в политической жизни, как идеологическое воздействие на граждан. Та или иная общественная организация, кроме главных целей и задач, имеет также свои предпочтения, политические приоритеты, о которых может заявлять в своих изданиях (газетах, бюллетенях). Таким образом, она влияет на политическую жизнь государства, на политический выбор граждан, которые являются членами это общественной организации или просто следят за политикой.

В некоторых случаях государство прямо заинтересовано в деятельности ряда общественных организаций. В ряде высокоразвитых стран эти общественные организации поддерживаются государством, могут даже создаваться некоторые координационные структуры для связи с общественными организациями. Например, 1983 году во Французской республике был создан Национальный совет ассоциативной жизни, который выступал в качестве связующего звена в отношениях между общественными организациями и государственными органами. Этот совет мог обращаться к правительству с определенными рекомендациями по поводу развития общественной жизни.

В странах, ориентированных на более активное социальное регулирование, или в странах так называемого «реального социализма», были специальные структуры, которые создавали общественные организации и поддерживали их. Это особое свойство «социально–ориентированных» государств, поскольку они использовали и используют общественные структуры в своих государственных целях. Поскольку эти общественные организации создаются государством, то они как бы вспомогательные структуры государства, и говорить об их самостоятельности можно с определенной долей условности. Это как бы полугосударственные–полуобщественные структуры. Они особенно характерны для КНДР, Кубы, Вьетнама, Лаоса, ряда африканских стран.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты