Функциональная (контроль за деятельностью администрации осуществляется различными ведомствами, не зависимыми друг от друга)Интегрированная (он является главой местной администрации) Неинтегрированная (контролирует ее со стороны)
Деволюционные процессы в настоящее время наиболее активно идут в Испании, Италии и Великобритании.
Великобритания. В состав британского королевства входит Шотландия, Уэльс, Англия и Северная Ирландия, которые окончательльно вошли в него в 19 веке. Для этих стран характерно стремление национальных культур и расширение автономии. Наиболее радикальные силы в этих регионах выдвигают лозунг создания независимых государств (Шотландия, Северная Ирландия). В 1997 году в этих регионах были проведены референдумы, целью которых было принятие решения о создании региональных парламентов. В конце 1999 года эти парламенты были созданы. Права этих парламентов не одинаковы. Парламенты Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии обладают не одинаковыми полномочиями (парламент Уэльса имеет право вторичного законодательства, Шотландия имеет право исключительной компетенции в определенных отраслях законодательства). Наиболее влиятельные партии Северной Ирландии добились налаживания диалога католической и протестантской религиозной общинами, самороспуска ирландской республиканской армии, прекращение террора против британского правительства. Пример Великобритании показывает, что деволюционные процессы являются скрытым развитием федерализма, т.к. получив собственную политическую идентичность в виде местных представительных структур, регионы превращаются в автономные образования. Вернуть их вновь в разряд административно-территориальных единиц крайне сложно.
Испания. Испания состоит из 50 провинций, каждая из которой состоит из собственного правительства и собственного представительного органа. Наиболее крупные – Галисия, Каталония, страна Басков еще в средние века получили конституции (фуэрос), в которых были закреплены их привилегии. В период режима генерала Франка (30—70 годы 20 века) региональная автономия была ликвидирована и воссоздана лишь в конце 70-х годов. В настоящее время все провинции, входящие в состав имеют статус автономий: свой собственный парламент (легислатуры), которые имеют право издавать законы, подлежащие обязательному утверждению центральной провинцией. Тем не менее, в Каталонии и в стране Басков и в настоящее время сильны сепаратистские настроения (единства требований сепаратистов нет). Если, например национальная партия Басков требует статус свободного объединенного региона, то партия Эрри Батасула – полной независимости, в результате чего эта партия была запрещена. В каталонской партии левым республиканцам Каталонии удалось добиться от Мадрида признания каталонцев наряду с испанцами государство образующей нацией. В результате вопрос о равенстве прав национальностей, входящих в состав Испании еще более обострился и правящим партиям с большим трудом удается вести диалог с различными политическими силами.
Италия. Исторически Италия состоит из двух областей: севера и юга, при этом различий между ними много как культурного, так и экономического характера. Северяне тяготеют к Кельско - германской культурной традиции, южане – к Романской. Север экономически развивается довольно успешно, южные регионы находятся на постоянной дотации государства. На юге высок процент эмигрантов, северяне требуют ужесточения эмигрантского законодательства. Административно-территориальные единицы Италии имеют статус автономии. При этом региональная реформа в Италии продолжается, и права провинций расширяются, тем не менее, на севере не утихают споры о выходе из состава Италии. В 80-е годы на севере Италии образовалось движение Лиг, целью которого было сохранение культурных традиций. В начале 90-х годов создана политическая партия Лига севера, цель – выход из состава Италии, создание самостоятельной падамской республики. В 2006 году на референдуме был вынесен проект закона, настолько расширявший автономию севера, что он фактически приобретал независимость от центральной власти. 2/3 избирателей проголосовали против этого закона. Однако сепаратистские настроения в Италии сохраняются.
Деволюция – единственный оптимальный способ сохранения национального суверенитета и снижения популярности сепаратистских лозунгов.
Современные модели федерализма.
Федерации по своему происхождению делятся на договорные и конституционные. Договорные возникают в результате союза нескольких самостоятельных государственных образований (США, Швейцария, СССР). Конституционные в результате превращения из унитарного государства в федерацию (Пакистан, Индия). В настоящее время договорных федераций в чистом виде не сохранилось. Основным их отличительным признаком является конституционно закрепленное право сецессии (право выхода). Те федерации, которые сохраняли это право до последнего времени, распались в конце 20 века. Другие федерации, изначально создававшиеся как договорные (США, Швейцария) исключили это право из своих Конституций. Федерации делятся на симметричные и ассиметричные. Симметричность федерации – все субъекты федерации обладают одинаковым набором прав (Германия); ассиметричные – кроме субъектов в их составе есть и не субъекты с меньшими полномочиями (США). Конституцией Эфиопии предусмотрено право сецессии, закреплено не за штатами, а за этносами, которые для того чтобы выйти из состава государства должны создать свои представительные органы, провести референдумы, а затем принять решение о выходе. Существует 2 подхода к построению федерации: национально-территориальный; территориальный. В зарубежной практике федерализма национальный, этнический фактор никогда не брался в основу строительства федерации. Федеративное устройство рассматривается лишь как способ децентрализации управления, но ни как способ решения этнических проблем. Лишь СССР изначально строился из национально-территориального признака.
Бельгия. По территории очень небольшое государство, но многонациональное государство. В 30-е годы в Бельгии была принята Конституция, по которой страна была поделена на 6 субъектов: 3 региона (фламандский, брюссельский (столица), болонский) и 3 языковых сообщества: фламандское, французское, немецко-язычное. Основными признаками Бельгийской федерации является центробежность, ассиметричность.
- у всех субъектов существуют свои исключительные полномочия, при этом в Конституции не существует принципа разделенных (совместных) полномочий;
- фиксированный характер полномочий;
- гарантированность полномочий, все они закреплены в конституционных законах;
- вертикальность полномочий (тот субъект, который принимает закон, несет ответственность за его выполнение).
В целом за регионами закрепляются вопросы, связанные с экономикой, социальным обеспечением. За языковыми сообществами закреплены вопросы образования, культуры. Если немецко-говорящего населения в Бельгии 2 %, то фламандцы (французы) и валлоны (голландцы) преобладают. Фландрия – экономически процветающий регион; Валлония – живет от кризиса к кризису. Фламандцы последние десятилетия получили распространение идеи создания самостоятельного государства. Во Фландрии образована ультра националистическая партия – Фламандский блок, которая была запрещена в 2004 году. Но до сих пор идеи антиваллонизма (националистической) идеи сильны во Фландрии.
Канада. Изначально колонизировалась французами, но в середине 19 века приоритет колонизации этих территорий перешел к Англии. Французские колонии также перешли под власть Англии. В 1867 году было образовано государство – Канада. Начиная с 60-х годов 20 века, сепаратистские настроения в Квебеке резко усиливаются. Квебек в 1964 году добивается от Оттавы (столицы) особого статуса во все федеральных программах. В провинции создаются все атрибуты государственности, оно пытается самостоятельно вести международную политику (с Францией). Из официальных документов Квебека исчезает понятие провинция. В конце 20 века (1995 год) был проведен референдум, где сепаратистам не хватило лишь 1 % голосов о принятии решения о выходе из Канады. При этом федеральное правительство не предпринимает никаких усилий для удержания Квебека в составе государства. Главная причина этого – в основе представлений о государстве в Канаде лежит приоритет прав личности, власти не в праве идти наперекор волеизъявлениям граждан. Выход Квебека может негативным образом сказаться на Канаде. Сама провинция может не сохранить свое территориальное единство, другие экономически сильные канадские провинции могут последовать примеру Квебека, часть экономически слабых провинций не сможет самостоятельно существовать из-за слабости своей экономической базы. Единственно правильное решение – дальнейшее развитие ассиметричность федерации (наделение Квебека дополнительными полномочиями). Этнический фактор учтен в строительстве таких федераций как Нигерия, Индия, Эфиопия.
В США проблема федерализма никогда не ставится во главу угла политической жизни. Однако в современной Америке происходит серьезные изменения теоретических подходов проблемы федерализма, так и в практическом развитии федеративных отношений. В американской конституции закреплены право федераций и совместные полномочия, все остальное передается на уровне штатов. В современной Америке существуют как глобальные, так и частные проблемы федерализма. В глобальном смысле это выражается в дальнейшем усилении самостоятельности штатов. В частном смысле – расширение международной самостоятельности штатов. В настоящее время 42 штата и Пуэрто-Рико имеют за рубежом 180 агентств, совокупный бюджет которого 100 миллионов $ в год. Последствия такой международной активности штатов не только положительные, но и отрицательные:
- политика штата зачастую идет вразрез с общегосударственной политикой;
- происходит распыление средств, в результате это ведет к тому, что на отдельные программы международного сотрудничества выделяются довольно скромные средства;
- недостаточная координация между штатами.
Кроме этого увеличивается самостоятельность штатов в области социального обеспечения, охраны окружающей среды, развитии систем здравоохранения и образования. В современных федерациях широкое распространение получил кооперативный федерализм. Классический пример кооперативного федерализма – Германия. Кооперативный федерализм – это система когда широкое распространение получает сотрудничество, обсуждение важнейших вопросов между федеральным центром и субъектами, а также субъектами между собой. В Германии существует огромное количество комитетов и комиссий, в которые входят представители различных земель, призванных решать проблемы межземельного сотрудничества, при чем решения этих комитетов и комиссий становятся обязательными для соответствующих земельных ведомств. Основные проблемы, стоящие перед федерализмом Германии – восстановление баланса властей на земельном уровне и уровне федераций. Законодательная власть неизбежно передает часть своих полномочий на уровень правительства, в итоге теряя законодательную инициативу. Федеральный центр, стремясь сохранить контроль над ситуацией в стране, уменьшает финансовую независимость земель. Земельные ландтаги (парламент) соглашаются на передачу части своих полномочий на федеральный уровень в обмен на расширение своего представительства в центре. В 2003 году была создана комиссия по федерализму, в 2006 году были приняты поправки Конституции Германии. Они более четко распределили полномочия между центром и землями (ограничили право федерального центра на передачу землям определенных (дополнительных) полномочий без финансового обеспечения). В 2006 году начался второй этап реформ федерализма в Германии, целью которого было создание новой системы финансовых взаимоотношений между центром и землями. Пока принципиального решения по этому вопросу не принято, удалось ли достичь соглашения, что уровень задолженности земель не должен превышать определенного уровня.