Защита авторского и смежного права

Административно-правовой способ защиты авторских прав состоит в рассмотрении жалоб авторов и других заинтересованных лиц, а также протестов прокуроров организациям, вышестоящим по отношению к организациям, использующим произведения авторов - министерствам, государственным комитетам и т.д. Эти организации осуществляют защиту прав авторов и по собственной инициативе в случаях обнаружения фактов их нарушения.

Преобладающим является гражданско-правовой способ защиты.

Защита личных неимущественных прав автора осуществляется вне зависимости от вины их нарушителя и независимо от нарушения имущественных интересов автора. Исковая давность по спорам о нарушении личных неимущественных прав не применяется (ст.90 ГК РФ).

Требования об устранении допущенных нарушений личных неимущественных прав могут быть предъявлены автором, а после его смерти – наследниками или лицом, на которое автор возложил охрану неприкосновенности своих произведений, а также организациями, на которые возложена охрана авторских прав.

Закон России «Об авторском праве и смежных права» определяет ряд мер, которые могут быть применены в целях защиты нарушенных авторских прав. Так, в соответствии с этим законом суд может вынести определение о запрете осуществляемой ответчиком противоправной деятельности, к которой относится изготовление, воспроизведение, продажа, импорт или иное предусмотренное законом использование, а также транспортировку, хранение или владение с целью выпуска в гражданский оборот экземпляров произведения и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными. (Контрафактными являются экземпляры произведения или фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав.)

Хотелось бы заметить, что в соответствии со ст. 40 Типового закона ВОИС определение о запрещении ответчику совершать противоправные действия может быть вынесено до рассмотрения дела по существу судьей единолично. Это положение воспринял и Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 г.

Обладатели исключительных авторских прав вправе требовать от нарушителя:

§     признания прав;

§     восстановления положения, существовавшего до нарушения права. Восстановление нарушенного права может состоять во внесении соответствующего исправления в произведение, в его заглавие или титульный лист, указании имени автора и т.д. Если исправить нарушение таким образом невозможно, то автор может требовать опубликации в печати о допущенных нарушениях;

§     пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

§     возмещения убытков, включая упущенную выгоду. Под убытками в этом случае понимаются как понесенные кредитором расходы, так и не полученные им по вине должника доходы.

Расходы автора могут состоять, например, в затратах на устранение искажений в его произведении.

Неполученные доходы (упущенная выгода) – это вознаграждение, которое автор получил бы при отсутствии нарушений его авторских прав.

Размер убытков определяется с учетом качества произведения и ставок вознаграждения, предусмотренных для аналогичных произведений или способов их использования.

Требования о возмещении убытков могут быть предъявлены независимо от требований по защите личных неимущественных прав автора, но удовлетворены лишь в пределах срока исковой давности;

§     взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских прав, вместо возмещения убытков;

§     выплаты компенсации, определяемой по усмотрению суда, вместо возмещения убытков или взыскания дохода;

§     принятия иных предусмотренными законодательными актами мер, связанных с защитой их прав. В частности, автор может предъявить иск с требованием признать, что он не является автором приписываемого ему произведения.

Указанные в подпунктах 4, 5, 6 меры применяются по выбору обладателя авторского права.

За защитой своего права обладатель исключительных авторских прав вправе обратиться в установленном порядке в судебные органы в соответствии с их компетенцией.

Суд выносит решение о конфискации контрафактных экземпляров произведения или фонограммы, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения.

По требованию обладателя авторских прав контрафактные экземпляры и фонограммы могут быть ему переданы. Если такого требования нет, контрафактные экземпляры произведения подлежат уничтожению.

По общему правилу, действие авторских прав на произведение ограничивается территорией того государства, в котором это произведение было создано. Это означает, что в других государствах произведение может быть свободно использовано без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения. Произведение, охраняемое на территории одного государства, получает охрану на территории другого государства, если между этими государствами заключен двусторонний договор, или оба эти государства являются участниками многостороннего соглашения о взаимном признании и охране авторских прав. Таким образом, первый вопрос, который возникает при рассмотрении проблемы охраны произведений российских авторов за рубежом, заключается в выяснении того, связывают ли Россию и иностранное государство, на территории которого будет использоваться произведение, взаимные обязательства в области авторского права.

Если таких обязательств не существует, определенные гарантии соблюдения авторских прав могут быть обеспечены лишь конкретным авторским договором. Однако в этом случае обязанности перед автором будет нести только его контрагент по договору. Третьи лица, как правило, могут свободно использовать произведение, если только авторское законодательство соответствующей страны не гарантирует охрану всех без исключения произведений.

Когда права российских авторов признаются на территории иностранного государства, объем субъективных прав авторов определяется не российским законодательством, а законами данного иностранного государства и правилами международных договоров. И Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1883г. (в редакции 1971 г.), и Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г. (в редакции 1971г.) исходят из принципа национального режима, в соответствии с которым иностранным авторам – гражданам государств, которые участвуют в указанных Конвенциях, предоставляется такой же объем прав, какой признается за авторами – гражданами соответствующего государства. В разных странах объем и содержание этих прав не совпадают. Правда, для стран, участвующих в Бернской или во Всемирной конвенции (в редакции 1971 г.), эти различия не столь существенны, так как само участи государства в одной из этих Конвенций означает необходимость закрепления во внутреннем законодательстве определенного минимального уровня авторских прав.

Охрана произведений российских авторов в странах ближнего зарубежья обеспечивается на основе Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24 сентября 1993г. В соответствии с названным Соглашением государства-участники приняли на себя обязательство обеспечить на своих территориях выполнение международных обязательств, вытекающих из участи бывшего СССР во всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1952г.), исходя из того, что дата вступления в силу указанной Конвенции для бывшего СССР (27 мая 1973 г.) является датой, с которой каждое государство-участник считает себя связанным её положениями. В тех независимых государствах, которые присоединились к Бернской конвенции, охрана прав российских авторов обеспечивается этой Конвенцией.

Рассмотренные способы защиты прав авторов и обладателей смежных прав являются лишь основными и не исчерпывают собой всех возможных мер, которыми могут воспользоваться потерпевшие.

Заключение


Авторское право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право).

Авторское право - один из институтов гражданского права. Регулируемые им имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. Авторское право как самостоятельный институт решает конкретные задачи, которые включают всемерную охрану имущественных, личных неимущественных прав и законных интересов авторов; обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных произведений; широкое использование их обществом.

Практика применения Закона РФ «Об авторских и смежных правах» показала, что он является важным инструментом защиты авторских прав в стране. Заложена правовая база для развития цивилизованного подхода к разрешению многих проблем интеллектуального творчества. Вместе с тем, стремительное развитие сферы информационных технологий, широкое распространение сети Интернет выявило пробелы в правовом регулировании и охране авторских прав в среде пользователей сети. В настоящее время действуют и применяются общие нормы законодательства об интеллектуальной собственности, в то же время Интернет представляет собой очень специфическую форму передачи и использования информации. На практике произведения авторов без всякого на то их согласия и с явным ущемлением исключительных прав распространяются во «всемирной паутине», причём это мол, делаться почти мгновенно и на огромных пространствах. Во многих странах делают попытки к урегулированию проблем с охраной авторских прав в сети, однако очевидно, что эта проблема носит «межконтинентальный» характер, и может быть решаема лишь на таком же «межнациональном» уровне.

Дальнейший прогресс в области науки, развитие и расширение сотрудничества интеллектуальной сфере, литературно-художественного творчества приведёт к переоценке, развитию и совершенствованию законодательства в области защитит авторских прав как в границах отдельных государств, так и на международном уровне. Думается, что должна существенно возрасти роль Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), конвенция об учреждении которой вступила в силу в 1979 г. Будучи межправительственной специализированно организацией ООН, она стала правопреемником Бернской конвенции 1886 г. охране литературных и художественных произведений в организации международного сотрудничества в сфере охраны интеллектуальной собственности.

В отличие от законодательства Республики Беларусь, где нормы, регулирующие исключительные права на результаты интеллектуальной деятельное систематизированы в Гражданском кодексе (раздел V ГК РБ), в Российской Федерации эти нормы в ГК РФ не включены, действует специальный закон. Между тем авторское право является подотраслью гражданского права и для него характерны те же принципы, методы и способы охраны и защиты. Представляется, что в условия интеграции наших союзных государств, когда проводится работа по сближению законодательства наших стран, есть необходимость и в унификации правовых норм области защиты авторских прав. Примером сотрудничества, но в отношении охран объектов промышленной собственности, явилось принятие Евразийской патентной конвенции, подписанной в Москве 9 сентября 1994 г.

Действующее законодательство Российской Федерации об авторском праве целом стимулирует творческую деятельность в области науки, литературы, искусе обеспечивает осуществление авторами предоставленных законом полномочий по распоряжению своими произведениями, обеспечивают охрану авторских прав, однако возникают проблемы на пути реализации, то есть практического применения правовых норм. Поэтому практика применения закона «Об авторских и смежных права: должна постоянно обобщаться организациями, защищающими права авторов, юридической наукой с целью его дальнейшего совершенствования с учёт меняющихся общественных процессов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты