В основе понятия чести лежит определенный критерий нравственности. В нём проявляется объективный характер категории чести. Но может быть сформирована и неправильная общественная оценка по отношении к кому-либо. Следовательно, честь - это категория, отражающая достоинство человека в сознании других людей, является общественной его оценкой, положительной репутацией индивида.
Вместе с честью находится категория достоинства, которая является самооценкой личности, и основана на его оценке обществом. Неразрывная связь достоинства и чести вполне естественна и объяснима, так как, человек, находясь в определенном коллективе или в обществе в целом, не может игнорировать то, как его оценивает коллектив, общество.
Из-за общественной оценки человек осознаёт себя как член определенного коллектива, общества, понимает свое место и значение для коллектива и общества в целом.
У любого человека достоинство заключается в физических и духовных качествах, которые ценны с точки зрения потребностей общества. Личные качества и составляют личное достоинство. Однако человек также имеет и определенную ценность и безотносительно его индивидуальных качеств, социального положения, профессиональной принадлежности. Такая ценность и называется человеческим достоинством.
В достоинстве так же, как и в честности, сочетаются и социальная, и индивидуальная стороны. Как моральная ценность и общественно-значимое качество личности достоинство определяется существующими общественными отношениями и нередко оно независимо от личности. Достоинство выступает еще и в качестве сознания чувства собственного достоинства. Эти субъективными сторонами достоинства представлены осмысления и переживания человеком своей моральной ценности и общественной значимости, которые обусловлены общественными отношениями и зависят от них.
Если общество признаёт достоинства личности, то это и является определенной оценкой всех моральных качеств, которыми личность обладает. Аморальное присутствующее в человеке, обществом осуждается. Чем сильнее развито в человеке чувство уважения к другим людям, доброжелательность, благородство, отзывчивость, чуткость, честность, искренность, скромность и т.д., тем больше ценится он обществом, тем более высокую оценку общества он получит. Поэтому эти качества человека необходимо воспитывать с первых дней его жизни. Определяющим фактором в формировании достоинства является то, как человек относится к окружающей его действительности, его взаимоотношение с тем коллективом, в котором он находится.
Честь и достоинство неразрывно связаны между собой в силу того, что в их основе находится единый критерий нравственности. Но, несмотря на неразрывную связь, которая существует между самооценкой лица и его общественной оценкой, между честью и достоинством имеются и различия, которые заключаются в том, что честь - это объективное общественное свойство, а в достоинстве на переднем плане находится субъективный момент, самооценка. Таким образом, достоинство человека определено зависит от его воспитания, от особенностей его психического склада, от внутреннего духовного мира.
В общем виде достоинство является своеобразной совокупностью положительных качеств личности, его моральной ценностью. Его можно рассматривать как социальную значимость того или иного человека, обусловленную его общественно полезными свойствами.
Можно полагать, что категории честь и достоинство едины, но не одинаковы, они вытекают одна из другой.
В частности, честь и достоинство граждан не тождественны, поскольку не тождественны их достижения перед обществом. Содержание чести и достоинства любой личности постоянно обогащается, меняется по мере развития её общественной деятельности.
Неразрывно с понятиями чести и достоинства стоит и такое понятие, как репутация. Если представление о достоинстве человека отталкивается от принципа, что люди в моральном отношении все равны и их самооценки, то в понятии чести, наоборот, дифференцирована оценка людей, что тем или иным образом отражается в их репутации. Понятие репутации в некотором смысле совпадает во внешнем, объективном значении понятия чести.
Репутация зависит только от самого человека, так как сформирована на основе его поведения. Как человек дорожит своей репутацией, судят по его поступкам. "Что человек делает, таков он и есть", - писал Гегель.
Репутация может быть отрицательной или положительной, она имеет мобильный характер в зависимости от того, на какой информации она основывается.
Репутация завоевывается делом, отсюда, очевидно и зародилось понятие деловой репутации.
Понятие деловой репутации подверглось в настоящее время реанимации. Его возрождение стало естественным и более того - необходимым. Однако необязательно привязать это только к коммерциализации общества, поскольку само стремление к коммерциализации не обуславливает появление подобных элементов внутри взаимоотношений субъектов общества, но только готовится необходимая база для их рождения и полнокровного развития.
Понятия честь и достоинство отличаются от понятия деловая репутация. Имеется три отличия.
Первое отличие состоит в субъективном составе правоотношений. Носитель деловой репутации - это субъект, производитель материальных благ (услуг, товаров, работ). Хотя деловая репутация является общегражданским термином и не имеет отношения только к коммерческому праву, этим термином обозначается весьма конкретное понятие. Носитель же чести и достоинства - это любой индивид.
Второе отличие состоит в том, что деловая репутация не личное, но лишь связанное с лицом благо. Честь является оценкой личности обществом, достоинство является внутренней самооценкой личности.
Честь и достоинство появляются с возникновением личности, которая и приобретает их автоматически. Деловая репутация – это мнение окружающих, создавшееся с течением времени, может быть как положительным, так и отрицательным. Имея деловую репутацию в каком-либо сегменте коммерческой деятельности, субъект не будет обладать автоматически подобной деловой репутацией в других областях деятельности.
Третье отличие состоит в том, что нарушение деловой репутации строится на нематериальных элементах хозяйствующих субъектов, которые являются предметом его репутации в конкретной области и в конкретный момент деятельности.
Деловая репутация является частным случаем репутации вообще и является сложившимся мнением о качествах (достоинствах и недостатках) коллектива, предприятия, конкретного физического лица в сфере делового оборота, в том числе в предпринимательстве.
Носителями деловой репутации могут быть любые индивидуально-определенные хозяйствующие субъекты:
а) индивидуальные предприниматели
б) лицо, работающее по общегражданскому договору. В данном случае не имеет значения то, постоянный ли такой труд и какая роль в нём для человека доходов от такой деятельности (они могут быть минимальные). Важно только, чтобы работник был известен в среде потребителей продуктов его деятельности;
в) лицо, работающий по контракту;
г) юридическое лицо.
1.2 Право на защиту чести, достоинства и деловой репутации в современном законодательстве России
Вопрос о чести, достоинстве и деловой репутации - это вопрос о правах человека, об их реальном обеспечении. В гражданско-правовом понятии и толковании этих категорий имеется в наличии правовая норма, которая отражает эти блага.
Право на честь, достоинство и деловую репутацию, также как и основные права, которые закреплены в Конституции Российской Федерации, имеют большое значение для субъектов права не только тогда, когда они нарушены, но и независимо от этого. Наделяя физических и юридических лиц определенными правами, государством обеспечивается необходимая система гарантий, которые их реализуют и защищают, обеспечивают законность в Российской Федерации, пресекают и устраняют нарушения, а также предусматривают ответственность должностных лиц.
Гражданским Кодексом Российской Федерации (часть первая), вступившим в силу 1 января 1995 г., изменено определение предмета гражданского права, сформулированное в действовавших тогда Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.
Гражданский Кодекс РФ (ст. 2) установил, что "неотчуждаемые права и свободы человека и другие не материальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ".
В настоящее время право на защиту чести, достоинства и деловой репутации закреплено в ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая). В п. 1 этой статьи установлено, что гражданин имеет право требовать в суде опровержения сведений, порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию, если распространивший такие сведения не докажет, что они действительны. Ранее в соответствии со ст. 7 ГК РСФСР 1964 г. ссылок на деловую репутацию не было, в то время как умаление деловой репутации гражданина естественно негативно сказывается или может сказаться на его чести и достоинстве. "Указание в новом ГК РФ на возможность опровержения по суду распространенных сведений, порочащих деловую репутацию гражданина, - отмечает в этой связи проф. П.Я. Трубников, - обусловлено сложившимися современными экономическими отношениями, необходимостью защиты правомерной предпринимательской деятельности".
Из содержания п. 1 ст. 152 ГК РФ следует, что право на опровержение возникает только при распространении порочащих сведений. Такое право возникает не только при публикациях в средствах массовой информации, как это было раньше, но и независимо от способов распространения таких сведений. В этом же пункте отмечено, что по требованию заинтересованных лиц возможна защита чести и достоинства умершего гражданина. Действительно, порочащие сведения в отношении умершего лица не должны умалять его репутацию, доброе имя его семьи и других лиц. При этом законодатель определил неопределенно широкий круг возможных истцов,.
Распространенные в средствах массовой информации сведения, несоответствующие действительности, должны быть опровергнуты также в средствах массовой информации, но если такие сведения содержатся в тех или иных документах, исходящих от организации, такие документы подлежат замене или отзыву. Порядок опровержения в иных ситуациях устанавливается судами (п. 2 ст. 152 ГК РФ).
Пунктом 3 рассматриваемой статьи установлено, что гражданин, в отношении которого в средствах массовой информации опубликованы сведения, ущемляющие его права или законные интересы, имеет право на публикацию своего ответа в тех же средствах массовой информации. Следует обратить внимание на то существенное обстоятельство, которое вытекает из содержания ст. 152 ГК РФ, в которой говорится о распространении в средствах массовой информации сведений, "порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина" (п. 2), а также "ущемляющих его права и законные интересы" (п. 3). В первом случае указано, что такие сведения должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации, а во втором — гражданину предоставляется "право на опубликование своего ответа" .
Статьёй 150 ГК РФ установлено право на честь, достоинство и деловую репутацию, которое относится к гражданским неимущественным правам. Это блага, которые лишены материального (имущественного) содержания. Они связаны неразрывно с личностью носителя: их нельзя отчуждать или передавать ни по каким основаниям, другим лицам. Граждане и юридические лица, нематериальные блага (права) приобретают либо в силу закона, либо в силу рождения (создания).
Такие блага, как жизнь, здоровье, достоинство личности, честь и доброе имя гражданином приобретаются при рождении. А вот права на неприкосновенность частной жизни, свободу передвижения и выбор места жительства и др. гражданин приобретает в силу закона. Для юридических лиц при их создании возникают такие нематериальные права, как деловая репутация, а в силу закона возникает право на фирму, товарный знак.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12