Защита прав граждан-потребителей в торговом обслуживании

В Великобритании в 1984 году опубликована Белая книга, которая посвящена обеспечению безопасности товаров и на основе которой в 1987 году был принят закон, предусматривающий ответственность за ущерб причиненный потребителю дефектами изделия.

В Западной Европе консъюмеризм в значительной степени концентрирует свое внимание на экологии. Зеленые оказывали давление на все уровни управления в странах Западной Европы. В результате госструктуры предъявляли экологические требования к производителям. Реакцией европейского бизнеса являлось появление продуктов, не оказывающих вредного влияния на окружающую среду. В Британии начали производить пеленки из небумажного сырья. Германское федеральное Агентство защиты среды учредило ярлык Голубого Ангела для экологически чистых продуктов. В Бельгии была создана линия чистящих средств, не загрязняющих среду.

9 апреля 1985 г. Была принята резолюция Генеральной Ассамблеей ООН "Руководящие принципы для защиты прав потребителей" в качестве основы для разработки правительствами политики в этой области.

С точки зрения экономических условий, уровня образования потребители находятся в неравном положении.

Руководящие принципы для защиты прав потребителей преследуют следующие цели:

содействие странам в установлении и обеспечении защиты потребителей,

способствование созданию независимых групп потребителей,

расширение международного сотрудничества в области защиты прав потребителей

и другие (ст.1 Принципов).

Руководящие принципы для защиты прав потребителей закрепляют следующие права потребителей:

право на безопасность;

право на информацию;

право на качество;

право на потребительское образование;

право на выбор;

право на удовлетворение своих потребностей;

право быть услышанным;

право на возмещение ущерба[5].

Все они являются основными и нашли свое отражение и в российском законодательстве.

Защита прав потребителей как самостоятельная отрасль законодательства возникла в России сравнительно недавно - в начале 90-х годов. До этого регулирование отношений по удовлетворению потребностей граждан как потребителей в основном осуществлялось нормами кодифицированного гражданского законодательства, предназначенными для установления общих норм и призванными служить базой для специального законодательства. Одной из особенностей правового регулирования в области защиты прав потребителей являлось множественность подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих отдельные сферы взаимоотношений с участием граждан-потребителей. Ведомственные акты, как правило, содержали нормы, ущемляющие интересы потребителей, а в некоторых случаях и прямо противоречащие законодательству.

Действующее законодательство не вполне соответствовало нормам международного права, в частности, единогласно принятым 9 апреля 1985 года "Руководящим принципом для защиты интересов потребителей" (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 30/248). Это несоответствие прежде всего проявлялось в том, что не все права потребителей, признанные международным сообществом (право на информацию, на безопасность, на просвещение, на возмещение вреда, право объединять в потребительские организации для защиты собственных интересов), были надлежащим образом законодательно не урегулированы, а те, которые нашли отражение в законодательстве не имели механизма реализации и поэтому носили декларативный характер. Ко всему прочему отсутствовала государственная система защиты интересов потребителей.

Такое положение способствовало созданию условий для навязывания потребителям явно невыгодных для них условий договора, товаров низкого качества, не пользующихся спросом, и т.д. В условиях отсутствия свободы предпринимательской деятельности, тотального дефицита, отсутствия культуры потребления проблема возникновения специального законодательства встала особенно остро.

Первой попыткой создания потребительского законодательства стала разработка осенью 1988 года проекта закона СССР "О качестве продукции и защите прав потребителей". Большая часть этого законопроекта была посвящена проблемам обеспечения качества товаров и услуг, и лишь один раздел содержал нормы, направленные на защиту интересов потребителей. Уже само появление этого законопроекта было шагом вперед в развитии потребительского законодательства. Впервые признавалась необходимость принятия на законодательном уровне специальных норм, закрепляющих гарантии государственной защиты интересов потребителей. Но проект не избежал недостатков (не было различия между потребителем юридическим лицом и потребителем-гражданином, основные права потребителей формулировались лишь относительно обеспечения права на качества товаров). Проект широко обсуждался, но был отвергнут, так как в основном его положения носили декларативный характер и не могли быть реализованы.

Переворотом в создании потребительского законодательства стало принятие 22 мая 1991 года в СССР закона "Защите прав потребителей", который так и не вступил в силу, в связи с распадом СССР. [6]

Образование СНГ и принятие входящими в него странами актов о суверенитете способствовали развитию в них собственного потребительского законодательства.

В условиях перехода России к рыночной экономике правовое регулирование защиты прав граждан-потребителей, становиться одним из основных регуляторов экономической жизни страны и приобретает особое значение. [7]

Действовавшее до принятия Закона "О защите прав потребителей" законодательство не в полной мере соответствовало международному уровню защиты потребительских прав. Данное несоответствие проявлялось в том, что: во-первых, основные вопросы, касавшиеся охраны прав потребителей либо не были решены на законодательством уровне либо, если и решались на этом уровне, то в чисто традиционном плане отраслевым законодательством без учета приоритета охраны прав потребителей, во-вторых, не все международно-признанные права потребителей были надлежащим образом защищены (право на информацию, право на обеспечение безопасности жизни и здоровья, право на возмещение вреда, причиненного товарами и услугами ненадлежащего качества), гражданско-правовые способы защиты прав потребителей не имели надежного механизма реализации, в-третьих, не в полной мере соответствовало международному уровню регулирования, ответственности производителей, предприятий торговли и обслуживания перед потребителями в случае причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу, в-четвертых, недостаточно были урегулированы вопросы, касающиеся организации и деятельности организованного потребительского движения, в том числе общественных формирований потребителей, создаваемых в целях коллективной охраны интересов граждан. Что же касается специальных государственных органов по защите прав потребителей, то таковые вообще отсутствовали. [8]

9 января 1996 года был принят Федеральный закон РФ "О защите прав потребителей", который в последующем изменялся и усовершенствовался, но в настоящее время, несмотря на то, что Закон определяет права потребителя как в целом так и в торговом обслуживании, все-таки он, на мой взгляд, остался не полностью доработанным, не все моменты встречающиеся на практике оговорены в Законе. Поэтому, думаю, что в связи с тем, что экономическая и политическая ситуация в стране может изменяться, то и данный Закон и принимаемые в соответствии с ним нормативные акты в будущем тоже потерпят изменения.

 

1.2 Потребитель как субъект права на защиту в торговом обслуживании


Благополучие человека складывается не только из политических, личных, социальных и культурных прав и свобод, но и экономических. Экономика любого государства должна строиться на реальных потребностях человека. Именно в удовлетворении потребностей человека и народонаселения страны суть экономики. Потребность - желание или необходимость обладать, пользоваться данным товаром, услугой, нужным для самого воспроизводства жизни и поддержания определенного уровня жизни. Мотивы этих потребностей могут быть самыми разными. Прежде всего человек стремиться к удовлетворению главных потребностей в пище, одежде, жилье и т.д. все многочисленные потребности человека разделил и ввел в науку медик-психолог А. Маслоу, который создал иерархию потребностей человека. [9]

Возникновение потребностей зависит от некоторых факторов, например, от возраста, пола, климата, семьи, образования, цели в жизни, здоровья, доходов и т.п.

Однако в сфере торгового права говориться только о тех потребностях, за которые необходимо уплатить определенную денежную сумму, то есть о возмездных. Потребности, реализуемые в сфере торгового обслуживания, воплощаются в:

Качестве и количестве товаров, обеспечивающих сохранение идеальнейшее развитие достигнутого уровня потребления;

Условиях приобретения товаров, потребления услуг, обеспечивающих экономию времени, комфортность покупки;

Стремлении к самовыживанию через приобретение или заказ определенных товаров, отвечающих культурному уровню, вкусу и взглядам потребителя, его привычкам и наклонностям;

Социальном общении, получении и передаче необходимой и достоверной информации.

Согласно Закона РФ "О защите прав потребителей" потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Приказом МАП РФ от 20 мая 1998 года № 160 "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ "О защите прав потребителей" разъяснено, что прибыль нужно понимать в соответствии со ст.2 ГК РФ как один из признаков предпринимательской деятельности, а не просто как доход. Не является потребителем гражданин, который, приобретая товары, использует их в деятельности, которую он осуществляет самостоятельно на свой риск с целью систематического извлечения прибыли. Цели, для которых приобретается товар должны быть исключительно личные (бытовые). Товары могут приобретаться (заказываться) для личных нужд либо для бытовых, либо одновременно и для личных, и для бытовых. Под потребителем понимается не только гражданин, который непосредственно приобрел товар, но и гражданин пользующийся им, но не является потребителем гражданин, приобретающий товары для организаций и за их счет с целью использования этих товаров в производстве. [10]

Судья Фрунзенского районного суда г. Иваново Э. Корнилов в статье "Вопросы совершенствования законодательства о защите прав потребителей" считает неправильным то, что из Закона "О защите прав потребителей" выведены юридические лица, которые приобретают товары для нужд своих сотрудников. Он приводит случай, когда коллектив ЖЭКа приобрел для своих сотрудников холодильник, впоследствии оказавшийся неисправным, имеющим существенные недостатки. Продавец, при этом всячески пытается уклониться от положительного разрешения спора. В данном случае нормы Закона "О защите прав потребителей" не могут применяться к урегулированию данной ситуации только потому, что в качестве покупателя выступает организация, хотя товар приобретен ею не для коммерческих целей, а для личных нужд работников. [11]

В странах развитой рыночной экономики термин "потребитель" используется в законодательстве как категория противостоящая "коммерсанту", в шведском праве термин "потребитель" определяется как частное лицо, приобретающее товары, главным образом для личного пользования, а не для перепродажи. В Германии этот субъект называется ein Verbraucher (конечный потребитель). Во Франции, Бельгии, Дании и Великобритании термин этот встречается в законодательстве, но без каких-либо специальных определений, а в остальных странах Европы он введен в оборот судебной практикой. В Испании правам потребителя посвящен целый специальный параграф Конституции. В целом же термин "потребитель" трактуется как непрофессионал, приобретающий предметы в целях личного потребления на рынке товаров и услуг (конечный потребитель) [12].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты