Защита прав субъектов финансовых правоотношений
Содержание
1. Общее понятие защиты прав субъектов финансовых правоотношений
2. Административный, судебный порядки защиты субъектов финансовых правоотношений
3. Особенности защиты прав субъектов налоговых, бюджетных и валютных отношений
Список используемой литературы
Введение
Финансовые отношения выступают неотъемлемой частью рыночных отношений и одновременно являются важным инструментом в механизме их регулирования государством. Их развитие сопровождается расширением сферы финансовой деятельности государства: формируются новые специализированные государственные органы и государственно-кредитные учреждения с отдельными властными полномочиями, обновляются методы финансовой деятельности, появляются новые виды финансовых отношений; растет массив финансового законодательства и потребность в специалистах с высоким уровнем компетентности в этой сфере.
В свете многообразия правовых норм регулирующих финансовые правоотношения, возникают вопросы по поводу защиты прав субъектов таких правоотношений в зависимости от их отраслевой принадлежности (налоговые правоотношения, бюджетные, валютные и т.д.).
В настоящей контрольной работе автор считает основной целью определение способов защиты прав субъектов финансовых правоотношений и анализ особенностей защиты прав субъектов финансовых правоотношений в зависимости от отраслевой направленности.
При написании контрольной работы для достижения поставленной цели автор производит анализ учебных пособий по финансовому, бюджетному, налоговому и гражданскому праву, а также научных трудов некоторых авторов, нормативно-правовой базы Республики Беларусь, на основании чего было определено понятие и порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений, проведен анализ особенностей такой защиты в области бюджетных, налоговых и валютных отношений.
1. Общее понятие защиты прав субъектов финансовых правоотношений
Как известно, финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов[1].
Правовая урегулированность этих отношений необходима для достижения целей, поставленных государством и органами местного самоуправления в области финансовой деятельности. Урегулированные нормами финансового права, они становятся финансово-правовыми отношениями: возникают на основе норм финансового права, их участники находятся во взаимной связи через субъективные юридические права и обязанности, такие связи (отношения) охраняются принудительной силой государства.
Выполнение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и соблюдение прав субъектов финансовых правоотношений. Для реализации прав субъектов финансовых правоотношений используются различные методы. Первым из них является метод убеждения в различных формах, который реализуется в первую очередь посредством разъяснительной работы. В качестве примера можно привести рекламные акции налоговых органов, призывающие платить налоги. В результате большей частью субъектов требования финансово-правовых норм выполняются добровольно.
В случае нарушения правил, установленных в области образования, распределения и использования государственных и местных денежных фондов, вводится в действие метод государственного принуждения в различных его проявлениях (применение санкций, пресекательных и восстановительных мер). Важно, чтобы в соотношении этих методов первоочередность принадлежала методу убеждения. Такая последовательность свойственна лишь высокому уровню правосознания. Поэтому в области финансов в условиях перехода к рыночным отношениям к нему необходимы повышенные требования.
Меры государственного принуждения являются одним из основных элементов механизма правового регулирования финансовых отношений. Их использование необходимо и в случаях возникновения потребностей в защите прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений. Данные меры применяются ко всем видам субъектов финансовых правоотношений - государству, его территориальным подразделениям, органам государственной власти и местного самоуправления, предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам. С помощью этих мер обеспечивается исполнение юридических обязанностей названных субъектов и в необходимых случаях - восстановление нарушенных прав. [2]
Защита прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, производится в административном или судебном порядке, что в настоящее время является общим правовым правилом. Содержание их в области финансовых правоотношений имеет свои особенности, о которых будет рассказано во втором разделе контрольной работы.
Что касается понятия защиты прав субъектов финансовых правоотношений, то оно имеет такую же природу своего происхождения, что и защита прав субъектов правоотношений в общеправовом смысле. Если говорить иначе, то любые действия участников правоотношений в рамках реализации своих прав определенным образом регламентированы действующими законодательными актами. Следовательно, никто из участников правоотношений, в том числе и финансовых правоотношений, не вправе переступать черту дозволенного нормативными актами. Если же один из субъектов правоотношения своими действиями нарушил требования, установленные законом, вторая сторона правоотношений имеет право на защиту своих прав.
При этом, для отдельных видов правоотношений определены разные способы защиты нарушенных прав. Для финансовых правоотношений, по общеустановленному правилу, предусмотрены два, указанных выше, способа защиты прав субъектов. Наличие именно таких форм защиты прав субъектов финансовых правоотношений легко объяснить тем, что в любом таком правоотношении одной из стороны является государство (управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение)), что по своей сути и предопределяет административный порядок защиты прав субъектов таких правоотношений.
Здесь следует заметить, что до 90-х гг. преобладал административный порядок защиты прав субъектов финансового права. Судебный порядок применялся в основном при защите интересов государства в целях взыскания с граждан налогов, не внесенных в установленные сроки. Гражданин же свои права защищал в административном порядке.
Белорусское национальное законодательство 90-х гг. ХХ века расширило сферу действия судебного порядка применительно ко всем субъектам финансового права. При этом в финансовых отношениях действуют оба названных порядка защиты прав, а разрешение дела в административном порядке не исключает возможности обращаться при неудовлетворяющем исходе в суд[3].
право субъект финансовое правоотношение
В финансовых правоотношениях государства с участием граждан также действуют как административный, так и судебный порядок защиты прав и законных интересов обеих сторон. При этом усилена ориентация на использование судебного порядка, который имеет конституционную основу[4]. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Эти нормы конкретизированы в отраслевом законодательстве, например в Налоговом Кодексе Республики Беларусь[5] и других нормативных актах.
Важной стороной защиты нарушенных прав в финансовых отношениях с государством является установление в законодательстве гарантий возмещения ущерба гражданам и юридическим лицам, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц. Так, суммы налогов и других обязательных платежей, неправильно взысканные государственными налоговыми органами, подлежат возврату, а причиненный налогоплательщикам вследствие ненадлежащего осуществления обязанностей ущерб - возмещению.
Важная роль в обеспечении соблюдения прав субъектов финансовых правоотношений принадлежит прокуратуре Республики Беларусь, которая призвана осуществлять надзор за исполнением законов министерствами, ведомствами, в том числе органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами; за соблюдением прав человека и гражданина, в том числе органами финансового контроля.
Прокурор приносит протест на противоречащий закону правовой акт (лицу, издавшему его) и вносит представление в орган (или должностному лицу), который уполномочен устранить эти нарушения.
Таким образом, установленный порядок защиты финансовых прав и законных интересов исходит из необходимости соблюдения требований законодательства всеми участниками финансовых правоотношений, включая государство и его органы.
2. Административный, судебный порядки защиты субъектов финансовых правоотношений
Как было сказано выше, защита прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, производится в административном или судебном порядке, что в настоящее время является общим правовым правилом.
Административный порядок действует главным образом в случае применения мер государственного принуждения в данной области к государственным органам и органам местного самоуправления, предприятиям, организациям, учреждениям. Широкая сфера его применения в этом случае вызвана необходимостью оперативных действий в области финансов. Но он по-прежнему применим и в случаях защиты прав граждан в этих отношениях, однако при возможности их обращения в суд.
Учитывая подчиненность всех государственных и муниципальных органов власти и подведомственных им учреждений, административный порядок позволяет быстро решать возникающие вопросы. Кроме того, он используется и при применении мер государственного принуждения к коммерческим предприятия и гражданам. Административный порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений применяется не только при защите прав государства, но и при защите прав других субъектов. Так предприятия и граждане могут обращаться в вышестоящие органы власти за защитой своих прав. В различных финансовых отношениях административный порядок защиты прав имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими уполномоченными государственными органами.
В различных финансовых отношениях административный порядок защиты прав имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими уполномоченными государственными органами (помимо судебного разбирательства). Например, при защите прав государства на получение налоговых платежей - бесспорный порядок взыскания их с предприятий, организаций, учреждений по решению налогового органа при невнесении платежей в срок[6]; тот же порядок взыскания платежей, не внесенных в государственные внебюджетные социальные фонды. В бесспорном порядке списываются суммы бюджетных средств, используемые получателем не по целевому назначению[7].
В свою очередь, субъекты, к которым применены меры, вытекающие из рассмотренного порядка, в целях защиты своих прав и законных интересов вправе, во-первых, обжаловать действия соответствующих государственных органов также в административном порядке по подчиненности и, во-вторых, обратиться в суд. Оба порядка защиты прав указанных субъектов в области финансовых отношений могут быть использованы и в других случаях их нарушения.