Женщина в браке в истории

Коллонтай полагала, что только свободные и, как правило, многочисленные связи могут дать женщине возможность сохранить свою индивидуальность в обществе, где господствуют мужчины. Приемлема любая форма сексуальных отношений, но предпочтительнее "последовательная моногамия", каждый раз основанная на любви или страсти смена брачных партнеров, серийных отношений мужчин и женщин.

В качестве наркома государственного призрения она устраивала общественные кухни как способ "отделить кухню от брака". Заботу о воспитании детей она тоже хотела возложить на общество. Она предрекала, что со временем семья отомрет, и женщины научатся заботиться о всех без разбора детях, как о своих собственных.

Говоря о новом законодательстве в области семьи и брака, В.И. Ленин подчеркивал его направленность на освобождение женщины и ребенка, на защиту их прав: "…законы (Советской России. - С. Г) не освящают лицемерия и бесправного положения женщины и ее ребенка, а открыто и от имени государственной власти объявляют систематическую войну против всякого лицемерия и всякого бесправия". [6] Таким образом, 18 декабря 1917 года вышел декрет "О гражданском браке, детях и о введении книг актов гражданского состоятся". Согласно этому декрету, единственной формой брака для всех граждан России независимо от вероисповедания стало заключение гражданского брака в государственных органах. Брак, заключенный по религиозному обряду после принятия декрета, не порождал правовых последствий. За браками, заключенными в церковной форме до принятия декрета, сохранялась юридическая сила, и они не нуждались в переоформлении. Условия вступления в брак значительно упростились. Достаточно было достижения брачного возраста: 16 лет - для женщин и 18 лет мужчин и взаимного согласия будущих супругов.

Препятствиями к браку признавались следующие обстоятельства: наличие у одного из супругов душевного заболевания, состояние жениха и невесты в запрещенных степенях родства (запрещались браки между восходящими и нисходящими родственниками, родными братьях и сестрами), а также наличие другого не расторгнутого брака.

Вторым важнейшим положением, содержавшимся в этом декрете, было уравнение в правах законных и незаконнорожденных детей. Кроме того, в соответствии с декретом было возможно установление отцовства в судебном порядке.

Тогда же принят декрет "О расторжении брака". На основании этого декрета бракоразводные дела были изъяты из компетенции церковных судов. Дела о разводе, возбужденные по одностороннего заявлению супруга, были переданы в ведение местных судов.

22 октября 1918 года был принят первый "Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве". В качестве препятствия в заключении брака только теперь рассматривалось состояние в другом не расторгнутом браке. Четко проводилось различие между разводом, прекращающим брак на будущее время, и признаньем брака недействительным, обладающим обратной силой и аннулирующим брак с момента его заключения. Основаниями для признания брака недействительным считались следующие обстоятельства: заключение брака с лицом, не достигшим брачного возраста; отсутствие согласия на брак одного из супругов; брак между лицами, одно из которых состоит в другом не расторгнутом браке; наличие запрещенных степеней родства:, брак с недееспособным. Признание брака недействительным осуществлялось в судебном порядке. Согласно этому кодексу выбор общей фамилии, или двойной осуществлялся самими супругами, тогда как до революции на принятие двойной фамилии или фамилии жены требовалось высочайшее соизволение. Дела о расторжении брака по заявлению одного из супругов рассматривались как бесспорные единолично судьей без участия заседателей. Никаких доказательств распада семьи от разводящихся не требовалось и даже при неявке самих супругов дело рассматривалось заочно. Лицо, указанное матерью, могло в течение двух недель оспорить свое отцовство в судебном порядке. Если заявление матери не оспаривалось, отцовство объявлялось установленным.

Декрет от 18 ноября 1920 г. предписывал производить аборты под строгим медицинским контролем. [9]

В 1926 г. в новом Кодексе ещё больше закрепилось придание правового значения фактическим брачным отношениям. При этом фактическим признавался брак, которому соответствовали следующие условия: "Факт совместного сожительства, наличие при этом сожительстве общего хозяйства и выявление супружеских отношений перед третьими лицами в личной переписке и других документах, а также, в зависимости от обстоятельств, взаимная материальная поддержка, совместное воспитание детей и пр. ". Расторжение брака в суде было отменено совсем. Брак расторгался в органах ЗАГСа, причем без вызова второго супруга, ему только сообщалось о факте развода. Запись об отце внебрачного ребенка производилась по заявлению матери, поданное после рождения ребенка. Никаких доказательств от нее не требовалось. Отцу лишь сообщалось о такой записи и предоставлялось право обжаловать ее в суде в течение одного года.

В 1936 г. когда был принят новый семейный кодекс, запрещавший аборты; государство стало бороться за укрепление семьи: “свободную любовь“ заклеймили как антисоциалистическую".

В 1944 г. принимаются регрессивные указы: о запрещении установления отцовства детей рожденных вне брака и о признании брака как существующего только у пар зарегистрированных, а не состоящих в фактическом браке, в связи с чем таким парам требовалось немедленно зарегистрироваться. Была усложнена процедура развода: брак отныне расторгался лишь в случае признания судом необходимости его прекращения. Сама процедура расторжения брака стала более сложной. Заявлен о разводе с указанием мотивов расторжения брака подавалось в народный суд. После этого в местной газете публиковалось объявление о возбуждении дела о разводе. Народный суд рассматривал дело и принимал меры к примирению супругов. Так была положена основа для формирования в 1968-1969 г. г. и принятия общесоюзного, долгое время и не меняющегося после распада союза, Кодекса о браке и семье. [5]


Заключение


Во все времена истории женщины то приобретали права, то их снова теряли: этот процесс фактически не прекращался. В наше время, когда права женщины расширяются, кое-где даже переходя границы равноправия, особенно актуально знать, как же оно всё-таки было. Даже в современном законодательстве, например, суд отдаёт предпочтение передать ребёнка при разрешении спорных вопросов матери на воспитание, хотя для ребёнка важно именно семейное воспитание: обоими супругами. Права супругов, а значит и обязанности в браке должны быть равны. Но так ли это было на самом деле?

Положение женщины в браке в разные периоды времени на разных континентах весьма неоднозначно, хотя в большей степени женщина претерпевала неравноправия. Очень ярко при этом в разные времена прослеживались нотки демократии относительно женщины. Показательно то, что в странах прародительницах демократии Древней Греции и Риме относились к женщине нелестно, и даже считали источником зла, как, например, Сократ. Святая инквизиция с радостью переняла это отношение, и очень часто без всякой причины обвинялись и сжигались на костре, например, красивые девушки, "дьявольской красоты", якобы соблазняющие священников. Кстати, в Древней Индии девочек с детства готовили к профессиональной храмовой проституции. В дальнейшем они составляли постоянный штат храма бога Вишну и становились достоянием мужчин любой касты. Даже самые знатные семьи, не раздумывая, посвящали своих дочерей этому своеобразному богослужению. Как видно, рождению девочек не сильно радовались, у эскимосов даже было распространено убийство младенцев-девочек, основывающаяся на теории, что девочек слишком много, у арабов до прихода Ислама часто хоронили живьем новорожденных девочек. Да и быть самой женщиной было тяжело. В Древнем Китае, для того чтобы обратиться к мужу жена должна была каждодневно соблюсти строгие церемониальные правила: при первом же утреннем крике петуха особенно тщательно очистить рот, омыть руки, причесаться, заколоть шпилькой волосы и обратиться как к государю, используя строго различные возвышенные эпитеты и выражения. Девушки также часто становились наложницами знати, например, в Древнем Перу, у евреев до прихода Моисея всякий отец имел право продать свою дочь в наложницы на известный срок, означенный в продажном контракте. Девушка при этом ничего не получала, деньги, полученные при этой продаже, поступали полностью отцу.

Но именно на Руси, так надолго оторвавшейся от Европы с её идеей демократии, мы замечаем кое-где иногда почтительное уважение к женщине в рамках брака. Это могло проявляться в том, что помимо обычного брака с переходом жены к мужу, встречался брак, при котором зятя брали в дом жены. Такого жениха невеста иногда сама шла сватать, он участвовал в девичнике, готовил приданое, назывался "примаком", "подживотником", "привальнем", в шутку даже "молодухой"; говорили, что он "выходит замуж", а невеста "женится" на нем. Не всегда такое происходило, зато будучи уже в браке женщина могла пользоваться равными с мужчиной правами. Пожениться могли люди с совершенно разных сословий. К тому же молодожены могли и не жениться вовсе, а пожить вместе, и, если не подходят друг другу, разойтись. В браке должны были быть заинтересованы все: родители, невестка, парубок, а иначе брак был невозможен по несчастью, хотя и учитывались интересы девушки обычно в последнюю очередь. Женщина имела полное право на свое приданое, но, если муж ей доверял, то мог доверить и ведение хозяйства, о чём свидетельствуют многочисленные обряды: каравай с деньгами (солью) - невесте: доверяли ей бюджет; обряд снимания сапога: женщина готовилась ухаживать за мужем и если она с деньгами снимет, значит ей можно доверить бюджет и она может боле не снимать с мужа сапоги; "разбитие склянцев", что вначале разбивались на счастье, а затем - на приоритет в доме.

В Советском Союзе ещё больше закрепились права женщины в браке. Брак стал законодательно оформляться в единую равноправную структуру.


Источники и литература


1.                 Вишневский А.Г. Эволюция российской семьи // "Экология и жизнь" - №7, 2008

2.                 Гавров С.Н. Историческое изменение институтов семьи и брака // М: МГУДТ, 2009

3.                 Дьяченко Ю.В. Женщина в давнерусской семье Х-ХV веков: заключение и разрывание брака, Одесса, 2007

4.                 Игорь Елков. Назад, в матриархат // "Российская газета" - Неделя №4709 от 17 июля 2008

5.                 Из истории брака в России // / #"#">Семейное право: Учебное пособие. - Авторский коллектив allpravo.ru. - 2003.  // / #"#">#"#">http://www.gumer. info/bogoslov_Buks/Islam/women_history. php

14.            Борисенко В.К. "Весільні звичаї та обряди на Україні: історико-етнографічні дослідження" - К., 1988

15.            Кодекс про шлюб та сім'ю України від 20.06.1969

16.            Сімейний кодекс України від 10.01.2002

17.            Українське народознавство / За ред. С.П. Павлюка та ін. - Львів: Фенікс, 1994


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты