Жертвоприношение преступности

Жертвоприношение преступности

Жертвоприношение преступности


Виктимность (от лат. victima — жертва; ко́мплекс же́ртвы) — склонность субъекта к поведению, повышающему шансы на совершение преступления в отношении него. Виктимность изучает межотраслевая дисциплина виктимология.

Выделяют также общественную виктимность.

Также выделяют еще один вид под названием «комплекс жертвы», который заключается в тотальной зависимости человека от других людей и одновременное демонстративное желание показать свою полную независимость и самостоятельность.

Свойства каждой человеческой личности позволяют оценить вероятность того, что эта личность может стать жертвой преступления, — чем больше вероятность, тем выше виктимность этого человека. Виктимность зависит от личностных характеристик (в том числе социотипа), социального статуса лица, степени конфликтности ситуации, места и времени развития ситуации.

Величина виктимности может изменяться. Её рост называется виктимизацией, снижение — девиктимизацией. Некоторые учёные выделяют два конститутивных типа виктимности: личностную и ролевую. Виктимность включает в себя: - индивидуальная виктимность - свойство конкретного человека определяемые социальными, психологическими, биофизическими или их совокупностью, которые повышают в той или иной жизненной сутуации стать жертвой преступления; - видовая виктимность - заключается в общей для отдельных групп людей, обладающих одинаковым набором физических, социальных, психических качеств, которые под воздействием делают людей жертвой преступления; - массовая виктимность - объективно существующая реальность какой - то части людей в силу индивидуальной, видовой виктимности, способность нести физический, моральный или мотериальный вред от преступления

1. Логическая сторона преступности. Виктимность


Насилие в разных его проявлениях сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Значимыми виктимными последствиями в особенности отличаются периоды социальных потрясений. Так, в период Октябрьской революции в России в криминальный оборот были втянуты все жители страны, а прямыми и косвенными ее жертвами стало от трети до половины населения страны. 1 Но общество сущетвует, изменяется, развивается в пространстве, насыщенном опасностями, связанными как с естественными, природными факторами, не зависящими от воли человека, так и с факторами, являющимися следствием сознательной его деятельности— научными достижениями, экономическими, политическими, изменениями. Общество несет огромные потери в результате экологических бедствий, техногенных катастроф, нарушений норм технической безопасности на производстве и транспорте. При современном уровне развития науки и техники оно объективно не в состоянии этого избежать и вынуждено платить за прогресс. Однако общество приносит жертвы не только техническому и научному прогрессу, но и преступности, которую само же порождает и воспроизводит, причем во все больших масштабах. Общество жертвует преступности, прежде всего, тех, кто становится на путь совершения преступлений, ибо не в состоянии удержать их в рамках законопослушного поведения, и это страшнее всего: преступники в свою очередь причиняют вред множеству людей, избирая их своими жертвами. Это виктимологическая (от лат. виктима— жертва) сторона (или составляющая) преступности, материализующаяся в причинении физического, морального, материального вреда физическим лицам. В определенной мере происходит то, что, пользуясь виктимо-логической терминологией, можно назвать процессом “виновного” (которого объективно можно избежать) и “невиновного” (объективно неизбежного) самопричинения вреда обществом самому себе. С этой точки зрения и общество в целом — жертва преступности. Таким образом (если понимать его в широком смысле), виктимологический аспект преступности не охватывает исключительно потерпевших — лиц, ставших жертвами преступников. В известном смысле жертвами преступности (не отдельных преступлений, а именно преступности) становятся не только потерпевшие от преступлений, но и сами преступники, которых общество в силу своего несовершенства формирует в этом их качестве. С этой точки зрения виктимологична вся преступность. Но виктимологическое качество преступности не ограничивается совокупностью преступлений, следствием которых явилось причинение вреда конкретным потерпевшим. Общество расплачивается с преступностью не только жизнями и здоровьем людей, но и развалом экономики, падением нравственности, массовым искажением социальных ценностей, наконец— своим прошлым (ибо не может защитить стариков) и будущим (лишая несовершеннолетних и молодежь равных стартовых возможностей и жизненных перспектив, уродуя их нравственно). Современная преступность в России растет количественно и становится все более опасной качественно. В известной мере это плата за уход от диктатуры, приобретение демократических свобод, открывающих простор, к сожалению, и для активизации криминальных элементов. Выясняется, что научно-технический прогресс не облагораживает общество и не делает его более законопослушным, как это можно было бы предположить. “Разные скорости развития научно-технического процесса и нравственного состояния общества увеличивают "ножницы" между ними”. Параллельно и во взаимосвязи с огромными достижениями в науке и технике, повышением уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, охватывающими массы людей, которые, казалось бы, должны положительно влиять на их мораль, нравственность и законопослушность, в обществе происходит “трансформация морали и права, Она давно и повсеместно идет, в том числе и путем скачкообразного приспособления их к современному аморальному, противоправному и преступному массовому поведению... Это проявление повседневной психологии миллионов людей из различных страт общества— от бомжей до руководителей государства”. Но это не что иное, как процесс криминализации и вместе с тем виктимизации населения, огромных масс людей, которые не только вовлекаются в преступную деятельность (каковая может быть и виктимоопасной для ее субъектов), но и “воспитываются” в духе терпимости к преступности, формируются как плохо приспособленные к самозащите носители потенциальной личностной уязвимости (виктимности), в значительной части реализующейся и в массе проявлений определяющей виктимизацию общества. Одним из криминогенных предрасположений потенциальной виктимности, например, участников экономической деятельности, в том числе так называемых “новых русских”, являются очевидные криминогенно-виктимогенные представления, допускающие любые пути достижения богатства. Это прекрасно понимают рядовые россияне. Так, 41 % из 6000 опрошенных в 1997 г. Институтом социологии парламентаризма в 62 регионах страны респондентов убеждены, что в нынешней России люди становятся богатыми исключительно за счет “воровства, разграбления страны”, 40 % — злоупотребления своим служебным положением, взяток, коррупции; 39 %— за счет жульничества, обмана других. Лишь немногие верят в то, что в современной России можно стать богатым честно. Даже молодежь не склонна верить в истории о трудолюбивых, талантливых и удачливых богачах. 6 Собственно говоря, здесь и начало, и завершение массовой и индивидуальной виктимности. В содержании этих объективно существующих феноменов криминальной действительности следует разобраться.

Индивидуальная и массовая виктимность — составные элементы и качественные характеристики преступлений и преступности, реализующиеся как факторы их внутренней и внешней детерминации. Массовое виктимное поведение во множестве “виновных” (провоцирующих, способствующих) его проявлений отражает виктимообразующие дефекты индивидуального и общественного сознания, имеющие и криминогенный “выход”. Виктимное поведение находит себе место в ряду причин преступности (если оно “толчковое”) и способствующих условий (если оно пассивное, некритичное и т. д.)

Массовая виктимность — это социальное явление, имеющее сложную структуру, в определенном смысле зеркально отражающую структуру преступности. Она включает потенциальную и реализованную:

— общую виктимность ( виктимность всех жертв);

— групповую виктимность (виктимность отдельных групп населения, категорий людей, сходных по параметрам виктимности);

— объектно-видовую виктимность (виктимность как предпосылка и следствие различных видов преступлений);

— субъектно-видовую виктимность (виктимность как предпосылка и следствие преступлений, совершаемых различными категориями преступников).

Массовая виктимность складывается из:

а) совокупности потенций уязвимости, реально существующей у населения в целом и отдельных его групп (общностей);

б) деятельного, поведенческого компонента, реализация которого связана с актами опасного для действующих индивидов поведения (позитивного, негативного, толкающего на преступление или создающего способствующие условия), выражающегося в совокупности таких актов;

в) совокупности актов причинения вреда, последствий преступлений, т. е. результативной виктимности, виктимизации.

Динамика массовой виктимности сложна по ее функциональным зависимостям. С одной стороны, виктимность изменяется в связи с количественными и качественными изменениями преступности, с другой — в потенциальном компоненте и не в связи с ее изменениями: виктимность изменяется “раньше” преступности, и уже это влечет изменение в последней. “Спрос определяет предложение” и поэтому, например, появление социального слоя богатых и хорошо обеспеченных людей увеличивает количество грабежей, разбоев, вымогательств, захватов заложников с целью получения выкупа, усиливает борьбу за обладание собственностью внутри коммерческих структур, в том числе и путем насилия, вплоть до убийств и др. Наоборот, позитивные изменения в столь многочисленной группе, как неосмотрительные пешеходы, неизбежно отразится на снижении транспортных преступлений. Разумеется, это только “частичка” динамики: изменения преступности и виктимности могут и не быть связаны с влиянием одного из этих явлений на другое, а вызываться социальными изменениями и процессами, которые “параллельно” воздействуют и на преступность, и (в смысле “свертывания” виктимных потенций) на виктимность. Антиалкогольная компания, например, привела к снижению и насильственной преступности и виктимности.

Виктимность — лишь относительно “внутреннее дело преступности”. В определенном смысле она, наряду с другими причинами и условиями, обеспечивает существование преступности, определяет возможность совершения преступлений, влекущих причинение ущерба физическим лицам. “Помощники” преступников, “соавторы” преступлений (в отдельности и в массе) появляются не случайно; они создаются социальными условиями.

Массовая виктимность — не простая сумма актов индивидуального причинения вреда. Конкретное лицо даже с очень высокой потенциальной виктимностью может и не стать реальной жертвой (не сложилась ситуация, помог счастливый случай). Однако в массе реализация индивидуальной виктимности не только может, но и должна происходить. Виктимность на этом уровне — явление закономерное, как и преступность. Если индивидуальная виктимность может реализоваться, а может и остаться в виде нереализованных предрасположений и предпосылок, то виктимность массовая — это, в конечном счете, всегда виктимность реализованная, так как виктимные предрасгааявэкения и предпосылки массы индивидов, для большинства остающиеся в потенции, вместе с тем закономерно реализуются для некотарой части этих индивидов. На социальном, массовом уровне специфической причиной вик-тимности является преступность, ибо прежде всего она “сездает”, “производит” виктимность. В этом смысле виктимность шве массовое, социальное явление (а это, в конечном счете, всегда реализованная виктимность) есть следствие преступности. Иными словами, причины массовой виктимности — это причины престугошеги, но не рождающие виктимность непосредственно. Существует и другая сторона взаимосвязи между этими явлениями, в которой преступность и виктимность (в некоторых ее компонентах) как бы меняются местами. В современной России крайне низок уровень правосознания у значительной части граждан. Поэтому вряд ли можно оспорить то, что “у каждого народа такая преступность, насколько он способен к самоконтролю, насколько он хочет себя контролировать, насколько он осознал диалектику свободы и необходимости”. Это справедливое утверждение, если дополнить его способностью осознавать пределы криминальной опасности и необходимости ей противостоять, полностью относится и к виктимности (массовой и индивидуальной), которая в России отличается более высокой долей причинения вреда жизни и здоровью, чем в развитых странах. Сознательная дисциплина имеет виктимологический аспект: масса людей не задумывается о виктимогенном характере своего поведения в разных вариантах— от виктимно-кримимального до совершенно не осознаваемого, при полной возможности это сделать.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты