Альбрехт Дюрер
Московский ордена Дружбы народов
Государственный Лингвистический университет
Кафедра мировой культуры
Альбрехт Дюрер
Реферат по культурологии
Научный руководитель: д.ф.н., доц.
Темкин Виктор Александрович
Москва 1996
Оглавление
Общий обзор творчества Альбрехта Дюрера 3
Исследования и систематизация произведений Альбрехта Дюрера 17
Литература 21
Общий обзор творчества Альбрехта Дюрера
Живописец, рисовальщик, гравер, гуманист, ученый, Дюрер был первым
художником в Германии, который стал изучать математику и механику,
строительное и фортификационное дело; он первый в Германии пытался
применить в искусстве свои научные знания в области перспективы и
пропорций; он был единственным немецким художником 16 века, оставившим
после себя литературное наследие. Необычайная художественность, широта
интересов, разносторонность знаний позволяют поставить Альбрехта Дюрера в
один ряд с такими прославленными мастерами Возрождения, как Леонардо да
Винчи, Микеланджело, Рафаэль.
Прославленный гуманист и современник Альбрехта Дюрера Эразм
Роттердамский (1466-1536) писал в 1528 году, оценивая творчество художника:
“Чего только не может он выразить в одном цвете, то есть черными штрихами!
Тень, свет, блеск, выступы и углубления, благодаря чему каждая вещь
предстает перед взором зрителя не одной только своею гранью. Остро
схватывает он правильные пропорции и их взаимное соответствие. Чего только
ни изображает он, даже то, что невозможно изобразить - огонь, лучи, гром,
зарницы, молнии, пелену тумана, все ощущения, чувства, наконец, всю душу
человека, проявляющуюся в телодвижениях, едва ли не самый голос. Все это он
с таким искусством передает точнейшими штрихами и притом только черными,
что ты оскорбил бы произведение, если бы пожелал внести в него краски...”
Творческое развитие и деятельность Дюрера протекали в особых условиях
северного Возрождения, в те годы, когда Германию сотрясали бурные
социальные и политические события. Они были проявлением различных форм
антифеодальной борьбы, борьбы за обновление церкви и религии, за создание
единого немецкого государства, за освобождение человека от феодального
гнета и пут средневекового мышления. Это широкое движение получило название
Реформации. Реформация способствовала подъему всех прогрессивных сил в
стране и одновременно с этим - яркому расцвету искусства.
Большое влияние на развитие культуры в Германии оказала Италия и, в первую очередь, итальянский гуманизм. Проникавшие с юга произведения античных, римских авторов, труды итальянских ученых получили широкое распространение. К началу 16 века в крупных городах Германии существовали гуманистические кружки, пропагандировавшие классическую литературу и искусство. Под их влиянием передовые немецкие художники, в творчестве которых все еще были сильны традиции готики, начинали осваивать достижения итальянских мастеров эпохи Возрождения. Основное внимание сосредоточивалось на изучении законов перспективы и пропорций человеческого тела.
Получив первые художественные навыки в семье отца - золотых и
серебряных дел мастера, познав тайны живописного мастерства и искусства
ксилографии у крупнейшего нюренбергского художника Михаэля Вольгемута,
Дюрер сохранил на всю жизнь привязанность к разным видам искусства.
Драматические события эпохи, свидетелем которых он являлся, нашли отражение в его гравюрах на дереве. Вместе с тем в гравюрах на меди художник работал над созданием гармоничного образа, близкого итальянским гуманистическим идеалам. Эти две грани творчества существовали параллельно, оказывая друг на друга взаимное влияние. Свое воплощение они нашли в разных техниках и предназначались для разного зрителя. Гравюра на дереве, близкая народным картинкам и иллюстрациям, была понятнее народу и выпускалась для него. Резцовая гравюра на меди, возникшая в профессиональной среде ювелиров, позволяла решать специфически художественные проблемы и была рассчитана на зрителей, более подготовленных к восприятию искусства.
Всю жизнь художник одновременно занимался гравюрой в двух разных
техниках. Но начал он с ксилографии. Предполагают, что, еще путешествуя по
стране, молодой Дюрер принял участие в создании рисунков для гравюр к
известным изданиям 15 века, в том числе, к “Кораблю дураков” Себастьяна
Бранта, немецкого сатирика (1458-1521). (В конце 15 - начале 16 века в
работе над ксилографией принимали участие и художник, создавший рисунок для
гравюры, и резчик по дереву. В связи с этим качество гравюры зависело от
таланта и мастерства обоих. Дюрер был первым, кто содержал в своей
мастерской резчиков, им же обученных, которые строго выполняли требования
мастера.)
Уже первые ксилографии гравера, выполненные в Нюрнберге, качественно и стилистически отличались от всего, что было создано до него. Но, тем не менее, очевидны и влияния, которые испытывал начинающий мастер. Это, прежде всего, воздействие немецкой ксилографии 15 века с ее ярко выраженным декоративным началом, а также искусства итальянских граверов, произведения которых в то время часто попадали в Нюрнберг и в мастерскую Вольгемута.
Те сведения об Италии, которые получал художник от окружающих его
людей, способствовали развитию у него особого интереса к этой стране.
Именно поэтому, едва став самостоятельным художником, в 1494 году он едет в
Италию, где в первую очередь копирует монументальные работы и гравюры
Мантеньи - одного из крупнейших мастеров в итальянском Возрождении. Под его
влиянием в ранних ксилографиях Дюрера проявляется тяга к монументальности и
героичности.
Уже в начале творческого пути художник проявляет большой интерес к обнаженному человеческому телу. Но если в резцовой гравюре он начинает планомерно изучать строение и пропорции человека, стремится постичь и передать пластику тела, то в ксилографии “Мужская купальня” на первый план выступает движение, динамика линий, которые в последующих гравюрах, таких как “Геркулес”, “Самсон”, будут передавать напряженность схватки, страсть борьбы.
По сравнению с упрощенными декоративными гравюрами 15 дека, в
произведениях Дюрера усложняется не только содержание, но и значительно
расширяются выразительные возможности техники ксилографии. Весь ее
изобразительный строй неразрывно связывается теперь с характером
композиции. Так, сложный узор завивающихся в тугие кольца линий в гравюре
“Самсон” соответствует закрученной в клубок композиции, в которой сплелись
тело человека и льва. Линия становится носителем эмоциональной
выразительности и экспрессивности образа. Дюрер, видимо сам пробовал
резать. Только этим можно объяснить такое точное ощущение упругости,
четкости и напряженности каждого штриха, которые проявились уже в ранних
гравюрах мастера.
В 1498 году художник закончил свою первую большую серию гравюр
“Апокалипсис”, ставшую значительным явлением во всем искусстве немецкого
Возрождения. Сюжеты на библейские и евангельские темы оставались в 15 - 16
вв. основными в изобразительном искусстве. Но у Дюрера они получили
принципиально иное толкование. Традиционному евангельскому сюжету художник
придал острый современный смысл. Тема “Апокалипсиса” созвучна настроениям,
царившим в Германии в конце 15 века. Постоянные междоусобные войны, голод,
эпидемии, слухи о предстоящем конце света и Страшном суде, который грозит
человечеству в 1500 году, - все это нашло отражение в “Апокалипсисе”.
Серия, названная по образцу народных изданий “Апокалипсис в лицах”, предназначалась для самого широкого распространения. Она состояла из пятнадцати больших листов, текст к которым был издан на двух языках: не только на латинском, но и на немецком. Текст сопровождался гравюрами, в которых религиозное пророчество нередко приобретало черты современного события.
От листа к листу развивается действие “Апокалипсиса”, одним из кульминационных моментов которого стала сцена, изображающая “Четырех всадников”. Мор, Война, Голод и Смерть вихрем проносятся над Землей, сметая все на своем пути. Под копытами их лошадей гибнут и император, и епископ, и горожанка, и крестьянин, олицетворяющие собой все человечество. Все равны перед карой небесной, не только разрушающей, но и очищающей, - такова одна из основных идей Дюрера, проходящая через всю серию.
Темперамент молодого художника проявляется в каждом листе. Дюрер как бы сам становится активным участником изображенных событий. Он вводит в свои гравюры огромные массы народа, разделяет их на праведников и грешников, наделяет и тех и других страстностью. Он, как верховный судья, грозен, могуч и беспощаден, но и разумен. Когда на очищенную землю вновь спускаются мир и тишина, он ликует и прославляет вместе с избранными обновленный мир.
В этой серии художественный язык гравюры становится конкретнее,
динамичнее и смелее. Каждое изображение имеет свой эмоциональный ключ и
строится на выделении основного действия. Так, стремительность движения
стала главным лейтмотивом в “Четырех всадниках”. Развевающиеся одежды,
сильные жесты, угрожающе поднятое оружие, убегающие и падающие в панике
люди - каждая деталь усиливает впечатление ускоряющегося темпа.
Перекрещивание диагональных осей, на которых основана вся композиция,
подчеркивает ее экспрессивность.
Иначе решена композиция “Битва архангела Михаила”, пафос которой в
столкновении, борьбе двух противоположных начал, добра и зла, света и тьмы.
Лист делится по горизонтали на две неравные части. Действие, происходящее
вверху, на небе, занимает основное место; изображение земли - лишь
небольшую часть листа. Хрупкое тело Михаила противостоит огромной
бесформенной массе дракона. Контрастом яростной битве на небе является
мирное спокойствие, царящее на земле. Запутанному готическому рисунку линий
наверху противопоставлен спокойный и ясный рисунок, изображающий тихий
пейзаж, в нижней части гравюры. И, наконец, основная идея гравюры находит
конкретное выражение в двухчастной композиции с тьмою наверху и светом
внизу.
Несмотря на отдельные готические черты (многофигурные перегруженные композиции, удлиненные пропорции, витиеватые, ломкие линии), “Апокалипсис” стал произведением нового времени. Это проявилось прежде всего в его непосредственной связи с событиями и настроениями Германии конца 15 века, а также в индивидуальной трактовке сюжета, в той активности, которой Дюрер наделяет своих героев; в их страстной решительности, дейст-венности, героизме. По широте охвата событий, по эмоциональной силе, по цельности и монументальности “Апокалипсис” Дюрера является крупнейшим произведением в искусстве Северного Возрождения.
Одновременно с ““Апокалипсисом” художник начал создавать первые листы
серии “Больших страстей”, выбирая наиболее драматические сцены из легенды о
Христе (“Мучение Христа”, “Взятие под стражу”). В этих большого формата
гравюрах на дереве Христос предстает не как страдающий человек, а как
мужественный и прекрасный герой, сражающийся со злом.
В 1500 - 1511 годах Дюрер начал работать над основными листами к серии
“Жизнь Марии”, окончил серии “Больших” и “Малых страстей”, издав их в 1511
году.
Двадцать гравюр к истории “Жизни Марии”, в отличие от “Апокалипсиса”,
воплощали мирный, светский идеал художника. Художник наделил их чертами
своих современников и перенес действие ряда гравюр в реальную обстановку
Германии 16 века. С новой жанровой интерпретацией библейских событий пришло
и новое композиционное решение сцен, и новый графический стиль.
“Встреча Иоакима у Золотых ворот” - это встреча двух пожилых людей,
происходящая на площади немецкого города. Художник выделяет героев, сильно
выдвинув их вперед и вписав в арку. Характеру этой сцены, спокойной и
поэтичной, соответствует весь образный строй гравюры - плавные линии
складок одежд, мягкие силуэты, вторящие ритму арок. Архитектура, пейзаж,
бытовая среда этой серии становятся неотъемлемой частью гравюр Дюрера. Так,
сцена “Рождества Марии” происходит в бюргерском доме, все детали обстановки
которого переданы с большой достоверностью. Характерно, что главная героиня
- Анна отодвинута вглубь, а на переднем плане изображены горожанки в
разнообразных и самых непринужденных позах и в костюмах 16 века. И только
ангел на облаке напоминает, что сцена эта имеет отношение к религиозной
легенде.