Александр II
Введение
18 февраля 1855 г. после непродолжительной болезни в присутствии всей семьи
в полном сознании скончался Николай 1, в течение ЗОлет державший в страхе и
повиновении Россию, монарх, с именем которого связано подавление первого
революционного выступления в России - декабристов, установление военно-
полицейского режима в стране. 19 февраля Государственный совет принес в
Зимнем дрорце присягу на верность подданства
императору Александру II и yаследнику - цесаревичу Николаю Александровичу.
День провозглашения Александра II императором - 19 февраля и само его
царствование стали ассоциироваться с освобождением крестьян от крепостного
права, свершившимся через шесть лет.
Однако насколько легко прошел акт воцарения Александра II , настолько
трудными были сопутствовавшие ему внутри- и внешнеполитчческие
обстоятельства. Падение Севастополя в августе 1855 года подвело черту под
созданной Николаем 1 системой. Из Крымской войны Россия вышла изнуренная
неравной борьбой, с истощенными финансами и подорванным денежным обраще-
нием. Постоянно увеличивавшийся в последнее десятилетие дефицит бюджета (в
1845 г.- 14,5 млн.) в 1856г.- 307,5 млн. руб.) поставил страну на грань
финансового кризиса. Война обнажила многие недостатки администрации,
военной и гражданской, она показала, что «колосс» стоит на глиняных ногах.
Великая держава лишилась того первенствующего положения, которое занимала в
Европе со времен Венских договоров 1815 года, оформивших завершение
наполеоновских войн. Священный союз фактически распался еще до Крымской
войны. Россия оказалась в изоляции. Следствием этого было падение
авторитета побежденной страны за границей, а внутри империи - недоверие к
силе и способности правительства.
"Прежняя система отжила свой век"- таков общий приговор одного из идеологов
этой системы- историка М. П. Погодим произнесенный им через три месяца
после смерти Николая 1. А в начале 1856 года Погодим призывает Александра
II искать выход из кризиса на новых путях. «Свобода! Вот слово, которое
должно раздаться на высоте русского престола!» - провозглашает он. Сам этот
призыв был откровением, означал переворот в сознании тех кто правил Россией
или близко стоял к «верхам». И Александр 11 знал это лучше других.
Секретный комитет 1846 года по крестьянскому вопросу, председателем
которого он был, признал недопустимым при решении этого вопроса употреблять
само слово «свобода» - «тут именно слово страшнее дела». Через 10 лет слово
«свобода» уже представлялось магическим ключом к новой жизни, «Медлить
нечего,.. Надо приниматься вдруг за все: за дороги, казенные и каменные, за
оружейные, пушечные и пороховые заводью за медицинские факультеты и
госпитали, за кадетские корпуса и торговлю, за крестьяне чиновников,
дворян, духовенство, за воспитание высшего сословия, да и прочие не лучше
за взятки, роскошь, пенсии, аренды, деньги, за .... Эти страстные призывы
Погодин заключает идеей освободительной миссии Александра II, которому
предстоит завоевать общественное мнение России и Европы.
Столкновение старых традиций и новых требований ставило Россию перед
неизбежностью радикальннх решений. В силу особенностей государственного
устройства и особенностей жизненного уклада России движением вперед было
возможно лишь при содействии монарха. АлександрII мог выбирать только
между вариантами реформирования строя, но не между старой, николаевской,
системой и новым порядком. Реформы и составили историческую суть его
царствования.
Как самодержавный монарх великой державы АлександрII интересен и в новом
измерении - европейском и даже всемирном. Современник Наполеона III,
Вильгельма I, Авраама Линкольна, он жил и правил в эпоху крупномасштабных,
всемирно значимых событий - Гражданской войны в США, Франко-прусской
войны, Парижской коммуны, создания Германской империи.
АЛЕКСАНДР II
В последние годы реформы 1860 - 1870-х гг, вновь привлекли внимание
широких слоев российского общества, Интерес, проявляемый к ним носит
сегодня не академический, а скорее практический характер. В наши дни, когда
Россия в очередной раз вступила на путь коренных преобразований, люди с
особым пристрастием вглядываются не просто в прошлое своей страны, но
именно в те его периоды, когда государство оказывалось на переломе и
приходилось выбирать пути дальнейшего развития страны.
В сегодняшнем заинтересованном взгляде на события второй половины XIX в,
есть свои положительные и отрицательные стороны. Он безусловно нужен и
полезен, поскольку, как давно известно, мудрость нации и ее руководителей
заключается прежде всего в умении извлекать из исторического прошлого. С
этой точки зрения обращение к деятельности Александра II и его
правительства имеет немалую практическую ценность.
И мой реферат посвящен не не собственно реформам 1860 - 1870-х гг., а
императору Александру II. Естественно, что при таком подходе объемность
работы непосредственно связанна противоречивой фигурой Александра II, с
его колебаниями, сомнениями и, тем не менее, решимостью провести в стране
серьезные преобразования.
Ведь любые реформы в самодержавном государстве немыслимы без активного
участия в них императора. Теоретически, это участие могло принимать троякую
форму: а) объективные обстоятельства экономического или политического
порядка увлекают страну на путь реформу но монарх противится им, опираясь
на те права, которыми он наделен? б) император отчетливо видит целесообраз-
ность или своевременность реформ и становится во главе их, побуждая к
активной реформаторской деятельности свое правительство; в) в данный момент
реформы возможны, но вовсе не жизненно необходимы, и самодержец выжидает,
не форсируя событий, но и не сопротивляясь им. Так вот, до сих пор нет
достаточной ясности, какую из указанных позиций занимал Александр II и что
влияло на ее формирование и изменение.
Нет полкой ясности и в вопросе о причинах поведения императора во время
событий, определявших жизнь как страны, так и его самого к началу реформ,
отношение к общественному, в частности революционному движению, период
февраля - марта 1881 г, и т п, Чаще всего говорят об объективных,
обстоятельствах, диктовавших монарху то или иное поведение, был ли
Александр II государственным деятелем в полном смысле этого слова или он
являлся то героем, то жертвой обстоятельств? Чтобы ответить на него,
необходимо внимательно проследить жизненный путь монарха, разобраться в его
симпатиях и антипатиях?
Проанализировать главные деяния самодержца, а также охарактеризовать его
ближайшее окружением.
Помимо этой, главной проблемы реферата есть еще ряд не менее важных
вопросов, которые существенно влияли как на ситуацию в России, так и на
позицию Александра II. Отметим лишь два из них само появление, пусть и
недостаточно развитого, общественного движения ставило перед властью
абсолютно новую и весьма сложную задачу. Она состояла в построении
отношений с представителями различных политических групп и течений, учет их
настроений во внешней и внутриполитических расчетах. Что чисто теоретически
означал и означает учет правящими кругами общественного мнения? Прежде
всего спокойное выслушивание разных точек зрения и выбор из них наиболее
приемлемой для дальнейшего развития страны; регулярный и гласный отчет
министров; новый порядок назначения всех чиновников снизу доверху; в
конечном счете- созыв представительных учреждений. При всей кажущейся
простоте и очевидности указанных положений принятие их требовало долгой и
трудной политической школы и для "верхов» и для образованного обществ тем
более для народных масс. Понимал ли император и его ближайшее окружение всю
сложность и важность вставших перед ними задач, всю меру опасностей,
ожидавших Россию на этом пути?
Не менее важной является проблема взаимоотношений самодержца и высшей
бюрократии. Дело не только в том, что чиновничья элита, в силу различных
обстоятельств, стала для императора главным и, практически, единственным
инструменте проведения реформ. Дело еще и в том. Что в годы царствования
АлександраII произошли очень важные изменения в отношениях Зимнего
дворцам и высшего чиновнмичества;в этовремя происходиn окончательная
бюрократизация всех сторон государственной жизни, что имело огромное
значение как для России вообщеу так и для АлександраII в частности,
Государственный аппарат, сосредоточивавший в своих руках все большую
власть, имел немало возможностей для сопротивления переменам, даже если эти
перемены были провозглашены и поддерживались императором, Использовалось,
скажем, затягивание времени путем создания комиссий, комитетов,
подкомиссий, подкомитетов и т,п, выработка практически неосуществимых
проектов; запугивание монарха возможным массовым протестом дворянства или
крестьянствам ссылки на революционность, "безответственную вольницу"
реформаторской Европы в противовес тишине и покою консервативной России,
Конечно, сам аппарат тоже не был неуязвим. Он мог быть ограничен в правах и
действиях в связи с торжеством демократии вследствие победы революции,
Чиновничество могло потерпеть поражение и в том случае, если силы, желйющяе
перемен, правильно выбрали бы момент ослабления или растерянности аппарата
в связи с внешними или внутренними неудачами. Самодержец мог обратиться к
народу и обществу через голову высшей администрации.
Еще одно. Власть постепенно переходившая от монархов к государственному
аппарату, не могла равномерно распределяться по министерствам и
ведомствам.Cледует сказать, что большая часть высшей власти досталась
Министерству внутренних дел, К концу XIX в. Министерство внутренних дел
включало, помимо огромного центрального аппарата (главные управления,
департаменты, отделы, комитеты и советы), большую и разветвленную группу
местных органон и учреждений административных, цензуры, жандармерии,
политического розыска, правительственного и дворянского надзора за
крестьянами, управления ими и т,д, Кроме того, министерство осуществляло
надзор за сословными органами (дворянскими, крестьянскими, купеческими) и
органами местного административно-хозяйственного управления. Наибольшее
развитие процесс концентрации верховной власти в отдельных министерствах
получил именно в годы царствования Александра II. Наконец, последнее
предварительное замечание- исторический портрет любого государственного
деятеля, а тем более самодержавного монарха - всегда портрет его эпохи,
если же эта эпоха является переломной, менявшей привычное русло жизни
страны, то портреты самодержца и времени зачастую сливаются. Кроме того,
политический курс императора, проведение этого курса в жизнь зависели не
только от взглядов и решительности Александра II, но и от людей, окружавших
его, занимавших ключевые посты в российском правительстве образца 1860 -
1870-х гг.
Реформы
Александр II вступил на престол в возрасте З6 лет, вполне сложившимся
человеком, знакомым с государственной деятельностью, будучи главой большого
семейства, достаточно умудренным жизнью. Внешний облик его в это время
запечатлел американский дипломат, секретарь посла в 1854-1855 годах А.
Уайт: «Он был как все Романовы, красим и держался с большим
достоинством, но у него было гораздо меньше величественности и полностью
отсутствовала неуместная суровость отца. Приятную внешность Александра 11
отмечали все писавшие о нем. Однако многие при этом критиковали его
холодные и сдержанные манеры.
Из множества характеристик Александра 11 особенной глубиной и
проницательностью отличаются принадлежащие фрейлине императрицы Марии
Александровны А. Ф. Тютчевой, дочери известного поэта, которая в течение
нескольких лет в ежедневном близком общении наблюдала императорскую (а до
того - велико-княжескую) семью. В январе 1856 год, во время начавшихся
переговоров о мире между странами - участницами Крымской войны, когда
русское общество с предельным напряжением следило за политикой «верхов» и
действиями нового императора, Тютчева делает несколько записей,
поразительных по меткости и предвидению. 11 января: «Император-лучший из
людей. Он был бы прекрасным государем в хорошо орга-
низованной стране и в мирное время, где приходилось бы только охранять. Но
ему недостает темперамента
преобразователя.
Первые меры императора Александра II утверждали политику Николая I. Не
только в речи 19 февраля 1855 г. в Государственном совете, где новый
самодержец признавал себя продолжателем «желаний и видов» своих августейших
предшественников - «Петра, Екатерины, Александра Благословенного) и
незабвенного нашего родителя», но и на приеме дипломатического корпуса в
Зимнем дворце 23 февраля он заявил на французском языке, что будет
«настойчиво придерживаться» политических принципов отца и дяди - «это
принципы Священного союза». А после падения Севастополя сам отправился в
Николаев, лично наблюдал за возведением укреплений, ездил осмотреть
крепость Очаков, укрепления в Одессе, посетил главную квартиру Крымской
армии в Бахчисарае, но эти усилия уже были напрасны. Россия не могла
продолжать войну. На международной арене она оказалась изолированной,
внутренние силы ее были подорваны, недовольство охватило все
слои общества. Обладая здравым и трезвым умом, определенной гибкостью,
совсем не склонный к фанатизму, Александр II под давлением обстоятельства
при участии компетентных сановников начал эмпирически, не имея никакой
общей программы, принимать
новые решения, не укладывавшиеся в старую систему и даже прямо
противоположные ей.
Александр II встал на путь освободительных реформ не в силу своих
убеждений, а как военный человек на троне, осознавший «уроки» Крымской
войны, как император и самодержец, для которого превыше всего были престиж
и величие державы.
Страницы: 1, 2